[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2010 СИВАН 5770 – 6(218)

 

ГЕНДЕЛЕВ ПОТОМ

Арсен Ревазов

– Доктор, а мне сало можно?

– Какое сало?!!!

– Нет… ну потом?..

– Когда потом???

 

Мне, как говорили несколько веков назад, в руки (для тех, кто не понимает, в руках тогда держали оффлайновые книги и журналы) попалась одна забавная, почти студенческая работа года 2030–2040-го. Я проскролил ее верхним квадрантом правой лобной доли и прикололся.

Автор детально, на 200 Кб, въедливо и по­дробно, разбирал три века русской поэзии: золотой, серебряный и платиновый. Как я понимаю, термин «платиновый» появился для него относительно недавно, поэтому ему приходилось напоминать читателям, как это после регресса от золота (Пушкин–Лермонтов) к серебру (Цветаева–Ахматова–Мандельштам) вдруг появился платиновый век (Бродский–Генделев). Во многом в его объяснениях за платину века отвечал именно Генделев. Бродский был великолепен, как Пушкин, а Генделев – божествен. Безупречен. Ну и, конечно, шарм последнего поэта, умершего по тем меркам практически безвестным…

Я обратился к основной мозжечковой базе, но ее оказалось недостаточно. Я нахмурился, но раз уж ввязался в драку – что ж теперь? – пришлось чуть-чуть попользоваться внешними источниками, чего я не люблю, потому что дорого, лениво, ну и вообще – была охота... Словом, я восстановил полную хронологию событий. Вот она. В [квадратных скобках] мой собственный комментарий.

2009 год христианской эры [дальше вся хронология по ней]. Михаил С. Генделев, называвший себя в плохом настроении Михаил бен Шмуэль, а в хорошем – Мишенька, умирает в госпитале в Израиле после неудачной операции по пересадке легкого [находились же причины для смерти в то время!].

2010 год, январь. Появляется первое сообщество в «ЖЖ», имеющее цель увековечить его память и хоть как-то познакомить осиротевшее человечество с творчеством гения [mgendelev.livejournal.com]. В нем пишут культуртрегеры – современники и друзья поэта. Так сказать, платиновое окружение. Пишут по-разному, кто – умно, кто – весело, вспоминают, анализируют, собирают рассыпанные по спискам, а то и по памяти друзей и врагов поэта эпиграммы, постят какие-то фотки, какое-то video, все интерактивно [по представлениям того времени, разумеется], анализы анализов, – словом, постмодернизм в расцвете.

2010 год, март. Учреждается фонд с целями, сходными с сообществом. Деньги [кто бы сомневался] тогда представляли некоторую забавную проблему. Их, похоже, системно не хватало многим талантливым людям той эпохи. Да что там время Генделева! Начиналась эта проблема в русской литературе с Пушкина. Но у Фонда нашлись попечители.

2010 год, 28 апреля. Отмечается первый посмертный юбилей (60-летие) поэта. Отмечается еще очень скромно, в клубе, без пафоса, посланий президентов, гала-шоу и прочей бессмысленной официозной трескотни Министерства Всех Просвещений [или как оно там тогда называлось]. На вечере, по отзывам присутствующих, еще очень напоминавшем обычные вечера Поэта, пили, слушали и выступали в основном верные друзья и поклонники М. Г., в частности: В. Соловьев, Л. Рубинштейн, П. Лунгин, С. Доренко, М. Веллер, Л. Кацис, А. Дворкович, А. Ревазов, Л. Ярмольник, Е. Маргулис. Показывалось home video [увы, еще не 3D и тем более не голографическое]. Оно нашлось здесь: http://cultu.ru/event/gendelev_60/.

Распивался алкоголь [жидкий! – прико­льно].

Говорят, в Иерусалиме проходил параллельный московскому вечер, но никакой детальной информации о нем в архивах мне не попалось. Конечно, там рассказывал что-то М. Вайскопф, разумеется, были поклонницы…

 

Л. Ярмольник                                    М. Веллер

С лета 2010 года начинает свою деятельность Фонд, основная цель которого: «Исполнение Творческого завещания Михаила Генделева». [Звучит, на мой вкус, несколько пафосно, но, может, для того времени и нормально.]

Фонд немедленно приступает к разработке сайта gendelev.ru, и вскоре (конец 2010 года) сайт открывается для первых посетителей. Сайт оказывается не просто мемориальным сайтом поэта, но своеобразной поэтической социальной сетью. Разумеется, на нем хранятся в открытом доступе все сочинения Генделева и о Генделеве, но, кроме того, на сайте открыта широкая дискуссионная площадка. Формальный повод: публикация и обсуждение новостей о Генделевской премии – самом масштабном и значительном проекте Фонда.

Премия буквально переворачивает культурную жизнь начала 10-х годов XXI века и через несколько лет становится одной из самых престижных премий России.

Ноябрь 2010 года. Фонд объявляет о вручении Генделевской премии. Она тогда называется «Премией Михаила Генделева за новый и радикальный вклад в русскую культуру и философию» [сейчас просто «Генделевская премия»] и учреждается в пяти номинациях: поэзия, проза, публицистика, музыка, философия [сейчас, если кто забыл, в 22].

Чтобы не возбуждать новых уморазрушительных войн, свойственных литературным кругам того времени, как, впрочем, и любого другого, Фонд вступает в партнерские координационные отношения со всеми достойными учредителями существующих на то время престижных литературных премий. Впервые премия вручается 28 апреля 2011 года в празднование 61-го дня рождения поэта.

В сентябре 2011 года выходит Полное академическое собрание М. Генделева в двух томах с полудюжиной блестящих критических работ, некоторыми черновиками и полным корпусом эпиграмм и эпитафий [собранных на базе поста «Генделев без цензуры» в mgendelev.livejournal.com] скромным тиражом в 7500 экземпляров.

В октябре 2011-го очевидно, что оно сенсационно оказывается бестселлером – событие совершенно невероятное для поэтической среды того времени – и немедленно выдерживает четыре переиздания в течение трех лет общим тиражом до 200 тыс., не считая бесчисленного количества пиратских электронных версий [сразу объявленных легальными]. Уже не в поэтических, а в простых блогах и форумах появляются перепощенные тексты: «Я к вам вернусь», «Г-сподь наш не знает по-русски», «Я был женат на тебе, война», «Серебряная осень Палестины», «Волосы Береники», «Доктор Лето».

Эти тексты, сегодня надоевшие каждому гимназисту, наравне с «Я помню чудное мгновенье» Пушкина и «Представлением» Бродского, в первое десятилетие после смерти поэта казались случайно обретенными шедеврами.

В 2012 году на одном из влиятельных форумов появилось первое упоминание о «платиновом веке» российской поэзии.

В период с 2010 по 2020 год, благодаря деятельности Фонда и поддержке известных меценатов, выделяются сначала десятки, а затем и сотни грантов на исследование творчества поэта. В нескольких университетах появились сначала семинары, а потом и целые курсы, посвященные изучению наследия великого поэта.

Около 2020 года в среде генделевистов образуется раскол, появляются конкурирующие фракции: генделевисты-герменевтики и генделевисты-биографисты. Герменевтики считают, что для полноценного анализа и понимания творчества поэта абсолютно достаточно самого корпуса генделевских текстов (классические работы: «Теология М. Генделева. Формообразующее начало поэтики», «Представление о каббалистическом метампсихозе у Генделева» и «Альтернативное творение Вселенной Генделевым, тождественное ее гибели»).

Биографисты, напротив, считают, что интерпретация стихов Генделева без изучения его весьма занятной биографии является скорее схоластическим начетничеством, чем истинной наукой (основные работы: «Сравнительный анализ ранней любовной лирики Генделева и Пушкина», «Иерусалимская Мансарда: храм творчества или рабочая мастерская? Полный комментированный реестр текстов», «Обсценная лексика в жизни и творчестве М.С. Генделева»).

А. Ревазов

Впрочем, если ученые-герменевтики успешно и продуктивно трудятся на благо науки, то фракцию генделевистов-биографистов (они обычно требуют, чтобы их называли генделеведами) с 2025 года постоянно сотрясают кризисы. Как справедливо отметил один из них [в работе 2027 года «Дуэли Генделева при жизни и после смерти: 58 прижизненных вызовов и сотни посмертных»], «человек с таким даром не мог прожить жизнь, не захотев кого-то убить, и спасибо, что не всех».

Собственно, сама статья вызывает весьма неоднозначные отклики: во-первых, поэт в ней напрямую, очень цинично, совсем не в слащавом духе того времени, сравнивается с Пушкиным (дарование, сложный характер, вспыльчивый темперамент, нетоварищеское отношение к женщинам, денежный дефицит при высоких тратах, петербургская поэтическая школа, даже рост и «некий эфиопский образ»), что во времена ее выхода [напомню, 2027 год: до второй культурной революции еще целых 50 лет!] кажется кощунством; а во-вторых, некоторые персонажи, вызванные Генделевым на дуэль или оскорбленные иным образом, еще были живы, более того, занимали серьезные позиции во властных структурах Израиля и России.

Немало противоречивых откликов вызывает также работа «Донжуанский свиток Генделева», вышедшая в 2031 году [по моим данным, сам свиток ходил по рукам с 2011 года].

Невинная цитата из Гаспарова: «Великую любовь Пушкина каждый сочинял по-своему: Щеголев – Раевскую, Брюсов – Ризнич, Цявловские – Воронцову, Ахматова – Собаньскую, Тынянов – Карамзину. Психоанализ Пушкина – дело сомнительное, но психоанализ пушкиноведения – вполне реальное», – точнее, даже не сама цитата, а указание на ее полную релевантность к Генделеву вызывает целую бурю безобразной критики, особенно среди потомков упомянутых в ней женщин.

2033 год. Отдельный, весьма забавный кризис в среде биографистов возникает после публикации статьи «Эритрейский анабазис Генделева». Автор утверждает, что Генделев в начале 90-х годов XX века несколько раз находился в Эритрее с некоей секретной миссией, и приводит свои гипотезы о том, что мог делать поэт в этом странном месте. Анализ проводится на основании домашнего видео, в котором поэт действительно несколько туманно указывает на две секретные командировки. В ответ появляется скандальная анонимная публикация «Пьяный бред», после чего общество раскалывается на две фракции: одни поддерживают автора «анабазиса» [тем более что многие исследователи были в курсе неоднозначной политтехнологической деятельности поэта в конце тысячелетия], другие – категорически не соглашаясь с безобразной, хамской формой «Бреда», считают, что факт присутствия Генделева в Эритрее неочевиден, более того, сомнителен.

C середины 2030-х годов генделеведение входит в спокойные академические рамки, четко контролируемые властью.

Власть и сопутствующая ей поп-культура пытаются конфисковать творчество поэта у истинных ценителей начиная с середины 10-х годов XXI века. Вот краткая хронология.

2013 год. Открытие первого ресторана «Генделев» (на базе рецептов из «Книги о вкусной и нездоровой пище»). С 2014 года – сеть.

2015 год. Одному из новых «боингов» «Трансаэро» присваивается имя «Генделев».

2016 год. Выходит сборник «Генделев для детей. Стихи Генделева в кратком пересказе для младшего школьного возраста». Каким-то образом [впрочем, времена еще были практически бесцензурные...] в него попадает чудесное «если мальчик любит мыло и зубной порошок, то у этого дебила будет заворот кишок».

2025 год. Открытие двух памятников Генделеву – в Москве (на Трубной площади) и в Иеру­салиме (на площади Сиона) в честь празднования 75-летия поэта.

После 2025 года кажется, что генделеведение зашло в тупик. Скучно и неинтересно. Сплошной официоз и академическая наука. Транс-романсы на стихи и прочая попса. Но книга «Нет, это мой Генделев!», вышедшая в конце 2025 года, знаменует осознанное нежелание передовой части русскоязычной интеллигенции делить творчество великого поэта с надоевшей властью и поп-культурой.

В ответ на это власть в период с 2026 по 2028 год издает полное собрание Генделева на 12 языках (китайский, хинди, английский, испанский, арабский, фарси, японский, корейский, португальский, французский, немецкий, иврит) и вкладывает, по официальной информации, несколько триллионов юаней­ в маркетинг изданий Генделева. Сколько из них оказалось реально вложенными, остается неизвестным, но, когда в 2030 году первая транснациональная космическая экспедиция отправляется к Марсу, оффлайновое (бумажное) карманное издание ПСС было у каждого космонавта, и, как несложно догадаться, сам корабль, несущий первых людей на первую посещенную человечеством планету, назывался «Генделев». Как сказал Генсек ООН, «это потому, что великий поэт очень много думал о небе».

Что правда.

 

P. S.

 

Идиотка. Плюхаешься
(эпиталама)

 

Я

помнится был женат

да и разве я возражал

 

я был женат на тебе война

чего безусловно

жаль

 

ты конечно была в меня влюблена

времена еще были

те

 

я

был женат на тебе

война

мы

забыли

убить детей.

 

Я был женат на тебе война

я тебе

покупал белье

 

красивая

у меня жена

не то что сестра ее

 

а

были

отличными:

выпивка

компания

лазарет

 

ревновала меня идиотка

а я ее

нет.

 

Ты

мне

носила цветы

 

и

бинтовал их

я

 

а что меня ревновала ты

оно

природа твоя

 

как я ушел от тебя война

это

еще вопрос

 

ты просто живешь без меня одна

мы просто живем

врозь.

 

Ты мне плюхаешься

в каждой тьме

на постель

 

думаю

ты

не в своем уме

мы

забыли

убить детей

 

а помнить сама призвала причем

за

рукав утяня

 

ну

юный армейский лекарь еще

Михаилом звали меня

 

Вот один из самых простых, ясных, прозрачных текстов Генделева. Такой хороший, надежный, человеческий текст с человеческими интонациями. Ни тебе Бродского, ни тебе Державина. Нет пророческого пафоса. Никто не умничает, все грустят.

Текст при этом канонический, программный, включенный Генделевым во все устные и письменные антологии.

Почему? Потому что текст, конечно, не про войну. И не про убить детей. А про отношения с близкой женщиной, которая с годами стала еще родней, еще нужней. Совсем не про Магду Геббельс. Про настоящую, без поэтического (истерического?) усилителя, любовь.

Герой хочет помнить эту женщину и радуется, что она хочет, чтоб он ее помнил. Именно поэтому они забыли (кокетство? да, конечно, кокетство) убить детей. То есть сохранили – а куда деваться? не убивать же! – то, что связывает их в самом прямом смысле всех слов жизни.

Школьное сочинение: «Почему я люблю эти стихи?»

Потому что в них поэт звучит (выглядит) не так, как ему обычно хочется выглядеть на пуб­лике и на литературной полке, а так, как я его помню.

«Идиотка». «Плюхаешься». «Это еще вопрос».

Потому что это стихи не совсем про его прошедшую молодость (выпивка, компания, лазарет), а про мою. Ну хорошо... Про нашу.

А что все женщины, от которых он серьезно вставлялся, были для него – войнами, так на то он и Генделев.

В общем, эпиталама. Грустная, но свадебная песня.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.