[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2010 СИВАН 5770 – 6(218)

 

Почему мы празднуем бат мицву?

Марина Карпова

Наблюдая некоторые общепринятые теперь еврейские обычаи, трудно поверить, что многие из них появились совсем недавно по меркам еврейской истории. Взять, к примеру, проповеди. Сейчас никто не удивляется, когда вечером в пятницу или утром в субботу раввин синагоги поднимается на кафедру, чтобы произнести свою еженедельную проповедь – драшу (чаще всего так или иначе связанную с недельным чтением Торы). Правда, необходимо помнить, что практика произнесения проповедей с привязкой к недельным главам Торы была общепризнанной во времена Мишны и Талмуда. Но еще двести лет назад раввины, за редким исключением, практиковали подобное обращение к прихожанам не чаще двух раз в год, накануне Песаха (Шабат а-гадоль) и Йом Кипура (Шабат шува). Регулярно еженедельные проповеди начали произносить только в XIX веке, причем сначала – в синагогах реформистов, охотно копировавших обычаи своих христианских соседей. И лишь позже, после долгого сопротивления старого поколения раввинов, эту практику переняли и ортодоксы, сочтя ее полезной для религиозного воспитания.

Рав Моше Файнштейн за своим рабочим столом в ешиве «Месивта Тиферет Йерушалаим». Нью-Йорк

Почти то же самое произошло с обычаем торжественно отмечать религиозное совершеннолетие девочек – бат мицву (на всякий случай напомним, что совершеннолетие девочек, согласно Алахе, наступает на год раньше, чем у мальчиков, в двенадцать лет). Сегодня в большей части религиозных семей вопрос о том, праздновать или не праздновать бат мицву дочери, даже не возникает: конечно, праздновать, ведь все так делают! Между тем, и этот обычай появился только в позапрошлом столетии. Причем пионерами и здесь оказались реформисты, решившие создать еврейский аналог христианской конфирмации. И лишь затем этот обычай постепенно и неохотно стали перенимать ортодоксы. Сначала бат мицву праздновали отдельные семьи, но постепенно эта практика стала почти повсеместной.

Как нередко случается, это новшество было принято не сразу и не всеми. Некоторые раввины, по различным причинам, сочли празднование бат мицвы нежелательным, а то и вовсе запрещенным.

Одним из наиболее решительных противников нового праздника был рав Аарон Валкин (1864–1940), погибший в годы Катастрофы. Он возглавлял еврейскую общину Пинска-Карлина и был одним из духовных лидеров партии «Агудат Исраэль». В обоснование своей позиции он привел три основных аргумента. Во-первых, тот, кто приглашает «мужчин и женщин, старых и молодых», чтобы торжественно отпраздновать двенадцатилетие дочери, тем самым подражает неевреям и, следовательно, нарушает прямой запрет Торы: «По их установлениям не ходите» (Ваикра, 18:3). Во-вторых, атмосфера подобного торжества может подтолкнуть приглашенных к недозволенному флирту, так как проводится не по установлениям раввинов и без соблюдения правил. И наконец, в-третьих, запрещено нарушать обычаи предков, которые ни о какой бат мицве не слышали (Закан Аарон I, Орах Хаим, 6).

Крайне неодобрительно относился к празднованию бат мицвы и ведущий раввинский авторитет Америки Моше Файнштейн (Игрот Моше, Орах Хаим, 104). В частности, он категорически запрещал отмечать ее в синагоге, если там нет специального зала. Рав Файнштейн давал согласие только на небольшую вечеринку в кругу семьи, ни в коем случае не имеющую статуса сеудат мицва – праздничной трапезы в честь исполнения заповеди. Впрочем, справедливости ради следует отметить, что рав Файнштейн столь же плохо относился и к празднованию бар мицвы, религиозного совершеннолетия мальчика. По его мнению, эти празднества не приближают к Торе никого, включая виновника торжества, зато сплошь и рядом приводят к массовому нарушению субботы (гостями, приезжающими издалека). Если бы это было в его силах, писал раввин, он запретил бы подобные празднества.

Впрочем, другие раввины отнеслись к празднованию бат мицвы куда благосклоннее. К примеру, рав Мешулам Рат (1865–1963),один из лидеров религиозных сионистов Восточной Европы, не только разрешал праздновать бат мицву дома, в кругу семьи, друзей и одноклассников, но и настойчиво рекомендовал учителям выступать во время церемонии со специальной речью о важности соблюдения заповедей (Коль Мевасер, 2:44). Его коллега, иерусалимский раввин Ханох Гросберг, считал, что праздновать бат мицву не только можно, но и правильно. Как писал рав Гросберг, в наши дни, когда семейные торжества нередко устраивают по весьма незначительным поводам, было бы неверно не отпраздновать столь религиозно значимое событие, как вступление в возраст соблюдения заповедей.

Наконец, некоторые раввины и вовсе полагали, что празднества в честь бат мицвы можно и нужно считать сеудат мицва. Этого мнения придерживался, в частности, главный сефардский раввин Израиля Ицхак Нисим (1896–1981). По его мнению, бат мицву можно праздновать даже в синагоге, а человек, получивший приглашение на празднество, не вправе не принять его без уважительной причины, поскольку речь идет о трапезе в честь исполнения заповеди (Ноам VII, с. 4). Другой знаменитый сефардский раввин, Йосеф Хаим (Бен Иш Хай), полагал, что в день религиозного совершеннолетия девочка должна надеть свое лучшее, субботнее платье. Он также рекомендовал дарить на двенадцатилетие какую-нибудь новую одежду, чтобы девочка могла произнести на нее благословение Шеэхияну («Благословен Ты, Гсподь, Бг наш, Владыка вселенной, который дал нам жизнь, и поддерживал нас, и привел нас к этому дню»), подразумевая при этом день, когда она принимает на себя «иго заповедей»). В защиту празднования бат мицвы высказывались и другие сефардские авторитеты: рав Овадья Йосеф, рав Овадья Ходая, рав Мусафия и др.

Некоторые известные раввины, не участвовавшие в публичной дискуссии о праздновании бат мицвы, совершали поступки, свидетельствующие об их позиции красноречивее любых слов. Например, известный борец с реформизмом рав Яаков Этлингер (1798–1871), получив как-то раз приглашение на бат мицву, не только не отклонил его, но и произнес во время празднества специальную речь. Впоследствии эта речь была напечатана отдельной брошюрой.

Наиболее развернутый респонс по поводу бат мицвы опубликовал после войны рав Яаков Вейнберг (Средей Эш III, 93), получивший образование в знаменитых ешивах Литвы, а затем долгие годы проживший в Германии, где он воспринял некоторые идеи местной неоортодоксии. Подробно разобрав доводы противников бат мицвы, рав Вейнберг отверг их.

Относительно запрета «По установлениям их не ходите» рав Вейнберг писал, что речь идет только о тех случаях, когда евреи хотят уподобиться своим нееврейским соседям. Однако намерения тех, кто празднует бат мицву, обычно прямо противоположные: пробудить в сердце девочки любовь к заповедям и гордость за свое еврейство. Кроме того, у евреев хватает обрядов, очень похожих на нееврейские. Например, неевреи во время молитвы нередко встают на колени и простираются ниц. Евреи (в Судный день) поступают точно так же – и никому не приходит в голову это запрещать.

Опровергая аргумент в пользу того, что наши предки не праздновали религиозное совершеннолетие своих дочерей, рав Вейнберг отметил, что с тех пор многое изменилось. Ныне соблюдение заповедей – вопрос личного выбора. Поэтому следует прилагать усилия, чтобы воспитать в девочках любовь к Торе. И празднование бат мицвы подходит для этого как нельзя лучше, поскольку специально подчеркивает важность и ценность соблюдения заповедей.

Более того, отмечал рав Вейнберг, не следует забывать, что в наши дни еврейские девочки хорошо знакомы с учением о женском равноправии. Поэтому, если их братья и одноклассники торжественно отпразднуют свое религиозное совершеннолетие, а их, во имя «традиции», этого праздника лишат, это может отразиться на их отношении к еврейской религии. Причем, как нетрудно догадаться, отрицательно.

Судя по всему, доводы рава Вейнберга и его единомышленников оказались вполне убедительными. Поэтому, как мы уже сказали, в наши дни бат мицву празднуют в большей части еврейских семей. Причем, как водится, в каждой общине этот праздник постепенно обрастает своими традициями. К примеру, любавичские хасиды нередко устраивают коллективные бат мицвы для учениц из еврейских школ. Обычно такой праздник включает выступление раввина, культурно-развлекательную программу (нередко подготовленную силами самих девочек), а также подарки «со смыслом» – субботние подсвечники, молитвенники, еврейские книги и т. д.

Думаю, будет правильно закончить эту статью небольшой цитатой из упомянутого респонса рава Вейнберга: «Все зависит от намерений тех, кто празднует, – действительно ли они заботятся о Торе и заповедях или просто копируют обновленцев… Не нужно спорить с теми, кто хочет праздновать. Вместо этого добейтесь того, чтобы этот праздник действительно укрепил дух Торы и заповедей в сердцах еврейских девочек».

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.