[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАРТ 2010 АДАР 5770 – 3(215)

 

Эрик Сигал. История успеха

17 января в Лондоне на 73‑м году от сердечного приступа умер американский прозаик Эрик Вольф Сигал.

Он родился в 1937 году в семье бруклинского раввина Шмуэля Сигала и Синтии Сигал, урожденной Шапиро. В детстве Эрик учил иврит, но, поступив в Гарвард, стал специализироваться по античной литературе. Бакалавра, магистра и доктора он получил за работы, посвященные римской комедии (основным его героем был Плавт).

Профессор Гарварда и Йеля, Сигал рано научился применять свои познания в античности за пределами университетских аудиторий. Его карьера сценариста началась с переложения «Илиады» для внебродвейского мюзикла, а в поставленной по его сценарию «Одиссее» главную роль сыграл сам Юл Бриннер. Звездой Сигал стал в 1968 году, когда по экранам Америки и Европы с триумфом проплыла битловская «Желтая подводная лодка» – один из лучших мультфильмов всех времен. Сценарий для этого шедевра сюрреалистической анимации написал Сигал (в соавторстве с тремя коллегами).

Тогда же Сигал сочинил незамысловатую историю о любви богатого гарвардского студента и девушки из рабочей семьи, обучающейся музыке в Рэдклиффе – «дочернем» колледже Гарвардского университета (первоначально героиня была еврейкой, но потом автор превратил ее в итальянку). Отец молодого человека не в восторге от их романа, однако юноша все же женится на своей возлюбленной. Они готовятся жить долго и счастливо, но судьба распоряжается по-другому: девушка умирает от лейкемии.

Сигал предлагает сценарий нескольким продюсерам, но все они находят его старомодным и некассовым. Тогда автор садится и за каникулы переделывает его в роман. Небольшая книжка, начинающаяся словами: «Что можно сказать о двадцатипятилетней девушке, которая умерла? Что она была красивой. И умной. Что любила Моцарта и Баха. И “Битлз”. И меня», выходит в начале 1970‑го – и взрывает рынок. «История любви» расходится несколькими миллионами экземпляров и больше чем на год прописывается в списке бестселлеров «Нью-Йорк таймс». Ее переводят на 33 языка. Вышедший вслед за книгой фильм спасает студию «Парамаунт Пикчерз», находившуюся на грани банкротства: вложенные в производство два миллиона оборачиваются двумястами миллионами прибыли и семью номинациями на «Оскар», включая сценарную для Сигала. Фраза «Любовь – это когда не нужно говорить “прости”», произнесенная героиней, становится крылатой и ложится в основу многочисленных песен, парафразов и пародий.

Однако критики и коллеги-писатели дружно подвергли «Историю любви» обструкции. Члены жюри Национальной книжной премии во главе со знаменитым романистом Уильямом Стайроном угрожали отставкой, если книга Сигала не будет снята с конкурса (в итоге номинация была отозвана). Под угрозой оказалась и академическая карьера Сигала: филологический истеблишмент счел недопустимым смешение античных штудий и сентиментальной романистики. В 1972 году ему отказали от кафедры в Йеле, и он путешествовал в качестве приглашенного профессора по разным американским и европейским университетам, пока не осел в Оксфорде. В 2001 году появилась его итоговая монография «Смерть комедии» – очерк истории жанра от античности до Нового времени.

В 1977 году Сигал написал продолжение «Истории любви» – «Историю Оливера». «Клонировать» свой первый роман он пытался и позднее, то заставляя католического священника влюбляться в дочь раввина («Сохраняя веру»), то глядя на безнадежно больную женщину глазами влюбленного в нее врача («Только любовь»). Впрочем, временами писатель пытался разнообразить ассортимент, и тогда появлялись «производственные романы» – «Врачи» и «Премии» или эпическая сага «Однокурсники», претендующая на панорамирование американской жизни 60–70‑х годов. Некоторые из его поздних романов даже становились бестселлерами и экранизировались. Однако для большинства читателей Сигал так и остался автором одной-единственной книги – о девушке, любившей Баха, Моцарта, «Битлз» и Оливера Бэрретта.

Михаил Эдельштейн

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.