[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2010 ШВАТ 5770 – 2(214)

 

Исаак Шварц. «Сиверский отшельник»

27 декабря 2009 года в поселке Сиверском Ленинградской области на 87-м году жизни умер Исаак Шварц, музыкант и композитор. Похоронен на Литературных мостках Волковского кладбища 30 декабря по еврейскому обряду.

«Часы стучат на полочке, / А я сижу в ермолочке <…> Сверкают в небе лампочки, / А мы летим, как звездочки», – это стихи Хармса, положенные на музыку композитором Леонидом Десятниковым. И эта летучая песенка с ее печальной нежностью и зыбкой иронией, нехитрым словарем и какой-то неуловимой тонкостью могла бы стать эпиграфом к жизни и работе музыканта и композитора Исаака Шварца. Тем не менее общепринятым мотто к разговорам о Шварце стали другие стихи. Их посвятил Шварцу Окуджава, близкий друг и соавтор: «Музыкант играл на скрипке – я в глаза ему глядел. Я не то чтоб любопытствовал – я по небу летел». Меж тем Исаак Иосифович Шварц совершенно не играл на скрипке. Но другое в этих стихах очень точно. Всякий по небу летел под шварцевскую музыку. Шварц и жил, как летел. Был любим публикой и друзьями, был востребован, необыкновенный талант и вкус, безупречное чувство текста, кадра, интонации ему не изменяло. От должностей, властей и статусов держался на расстоянии. Даже географически – селился поодаль. Говорят, его называли «Сиверским отшельником» – с 60-х и до последнего дня он жил на станции Сиверская недалеко от Гатчины. Но если и был отчасти отшельником, то никак не затворником. О его остром уме, зубодробительном юморе, обаянии, тонкости, простоте в общении и каком-то трудно схватываемом, но ясно ощущаемом благородстве говорят все, кто с ним пересекался. Его музыка – не только театральная или кинематографическая (киноработ у Шварца больше ста), но и симфоническая, и балетная – уютно и запросто располагается на сложной грани между простотой и возвышенностью, между обыденностью и пронзительным благородством. Даже два самых знаменитых, знаковых его кинороманса, сочиненных на тексты Окуджавы – «Песенка кавалергарда» из «Звезды пленительного счастья» и «Ваше благородие» из «Белого солнца пустыни» – удивительным образом об одном и том же. О простоте жизни и аристократизме духа. И в этом смысле между Суховым и Пестелем (а также и человеком в ермолочке), в сущности, нет никакой разницы.

Очертания биографии Исаака Иосифовича Шварца узнаваемы в поколении. Его дед-раввин и бабушка переехали из Прибалтики на Украину. Отец-филолог перевез семью из города Ромны, где родился его сын, в Ленинград. Там в 1936-м его арестовали и через два года, уже в лагерях, расстреляли. Исаак Шварц с матерью десять лет прожили в ссылке. В 1945-м они вернулись, и Шварц, который еще до трагедии в 12-летнем возрасте играл в Ленинграде Первый концерт Шопена в концерте юных дарований, поступил в консерваторию благодаря протекции Шостаковича. Обучение было платным, но Шварца неожиданно от платы освободили. Много позже, на премьере балета «Накануне» ректор консерватории проговорился Шварцу, что Шостакович за него платил. Есть и еще один эпизод в их взаимоотношениях: Шостакович распекал Шварца за то, что тот, сын врага народа, отказался выступать с публичными обвинениями против Шостаковича: «У вас семья, так нельзя, вы должны думать о себе, а не обо мне».

Вообще-то пафос и героика у Шварца не то чтобы краеугольны – ни в биографии, ни в манерах, ни в мелодиях. Принципиальны и узнаваемы скорее лирика и частности, нежность простодушия, юмор, горечь и щемящий почерк простоты.

Но финал творчества Исаака Шварца откровенен и точен. Премьера Концерта для оркестра «Желтые звезды» («Пуримшпиль в гетто»), посвященного Раулю Валленбергу и вдохновленного рассказом женщины, выжившей в Каунасском гетто, состоялась в Москве в 2007 году. В музыке Концерта блуждающими огнями светятся клезмер, Малер, Шостакович и сам Шварц, как всегда узнаваемый и чуть незнакомый, словно приоткрывающий напоследок еще кусочек своего и нашего мира, своего понимания его оснований, его обаяния, простоты, благородства.

Юлия Бедерова

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.