[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2010 ТЕВЕТ 5770 – 1(213)

 

МИХОЭЛС И ВОКРУГ

Итоги IX Московского международного фестиваля искусств имени С. Михоэлса

Майя Волчек

Про Соломона Михоэлса все знают, что он великий актер, председатель ЕАК и еврей. Еще – что убит по личному приказу Сталина. В сущности, у большинства на этом знания и заканчиваются. Меньшинство же может добавить, что Михоэлс был столпом и олицетворением (меньшинство, как правило, выражается пафосно) идишской культуры, ныне, увы, умерщвленной. Однако есть совсем уж малочисленная горстка людей, которые утверждают: дело Михоэлса живое, его нужно продолжать, расширять, на худой конец, реанимировать. Благодаря им в Москве уже 10‑й год проходят фестивали искусств имени Соломона Михоэлса. Нынешний фестиваль, проходивший с 23 ноября по 8 декабря, был посвящен 90‑летию со дня открытия и 60‑летию уничтожения ГОСЕТа.

Фильм «Осколки убиенного театра» о трагической истории ГОСЕТа был показан зрителям во время VI Международных Михоэлсовских чтений

Как и в прошлые годы, организаторы фестиваля пытаются тематически и географически следовать за своим героем. Герой, как известно, родился в местечке (в прошлом – Двинск, Витебская губерния, ныне – Даугавпилс, Латвия), позже исколесил полмира, побывал в Германии и Америке, работал в театрах самых разных направлений – от оперы и балета до драмы (это помимо ГОСЕТа), был председателем Еврейского антифашистского комитета, оставил ряд теоретических работ. Оттого в программу фестиваля логично вписываются все виды еврейской музыки, от литургии до клезмерского ансамбля, опера и джаз, драматические премьеры, документальное кино, научный семинар. И так же логично, что представляют эти программы артисты и ученые из России, Белоруссии, Литвы, Германии, Америки, Польши, Эстонии, Израиля – все равно список не полный.

Открытие фестиваля состоялось в Театре на Малой Бронной, в здании, где с 1919 по 1949 год располагался ГОСЕТ. Показывали «Позднюю любовь» – постановку Евгения Арье, ученика Гончарова, главного режиссера израильского театра «Гешер». Спектакль этот не новый, москвичи его видели на одном из прошлых михоэлсовских фестивалей, однако организаторы, взявшие за правило показывать только премьеры, формально принципа не нарушили, поскольку 23 ноября в «Поздней любви» дебютировал Даниил Спиваковский, сменивший в роли Марка Эммануила Виторгана. Ну а в ролях Гарри и Этель выступили бессменные участники проекта – Леонид Каневский и Клара Новикова. Занятная параллель: и открывшая фестиваль «Поздняя любовь» (в оригинале пьеса называется «В тени виноградника»), и показанная в конце постановка Большого театра кукол «Тойбеле и ее демон» созданы по рассказам классика литературы, нобелевского лауреата Исаака Башевиса Зингера. То, что у зрителей появилась возможность в рамках одного смотра сравнить две абсолютно не похожие по тематике и стилю постановки, созданные по произведениям своеобразнейшего писателя прошлого века, – дополнительная «вишенка на торте», интрига, без которой ни один фестиваль не может считать себя состоявшимся.

Наиболее широко была представлена музыкальная часть: концерт в Консерватории, на котором выступил известный тенор, кантор самой знаменитой нью-йоркской синагоги на 5‑й авеню Йозеф Маловани, собрал ценителей еврейской литургической музыки, а выступление казанского ансамбля «Симха» во Дворце на Яузе порадовало любителей клезмера, шансона и режиссера Львовича. По словам последнего, его дед, клезмер, утверждал, что вся советская музыка вышла из «семь сорок». Ведущий вечера в Консерватории Артем Варгафтик от обобщений удержался, хотя мог бы: после выступления Маловани стало очевидно, что еврейскую и итальянскую музыку роднит нечто большее, чем любовь к тенорам и некоторой аффектации в исполнении.

Звезда вечера в Консерватории кантор Йозеф Маловани и его публика

Но, может быть, самым необычным музыкальным экспериментом фестиваля стал вечер джазовой импровизации. На сцене творческого центра «Дом» собрались трое очень известных музыкантов: российская пианистка и композитор Марал Якшиева за роялем, Клаус Кугель из Германии – ударные и перкуссия, литовец Петрас Вишняускас – саксофон. Этот интернациональный джаз-банд взял на себя роль коллективного тапера и заново озвучил знаменитое «Еврейское счастье» – фильм 1925 года, главную роль в котором сыграл Михоэлс. Надо напомнить, что тем, кто хочет увидеть создателей ГОСЕТа «за работой», нужно в обязательном порядке смотреть «Еврейское счастье». Поскольку ставил фильм основатель ГОСЕТа Алекс Грановский, художником-постановщиком выступил много работавший в еврейском театре Натан Альтман, роли играют артисты ГОСЕТа, ну и так далее. Кроме того, стоит отметить, что снята картина по рассказу Шолом-Алейхема, а титры к «Счастью» написал Бабель («Хотите найти радость в жизни, застрахуйтесь на случай смерти» – прелесть какая!). Единственным «пострадавшим» на фестивальном вечере стал, разумеется, автор музыки к фильму Лейб Пульвер. Как сказала арт-директор фестиваля Ирина Горюнова: «Перед композитором Пульвером мы извиняемся, потому что музыку его сегодня не услышим». Да простит меня композитор Пульвер и другие создатели фильма: «Счастье» их невероятно затянулось. И живое, остроумное джазовое сопровождение, пожалуй, единственное, что может заставить современного зрителя досмотреть до конца череду забавных, но однообразных мытарств местечкового еврея столетней давности. Зато если подсократить фильм (как предлагала Горюнова), оставив джазовый аккомпанемент, – точно будет хит. Причем не для фестиваля, а для ТВ – канал «Культура» с руками оторвет.

Традиционно в рамках фестиваля прошли Михоэлсовские чтения, организованные Российской государственной библиотекой по искусству. В этот раз помимо научной конференции «Национальный театр в контексте многонациональной культуры» в библиотеке прошла уникальная выставка «Расстрелянная литература. Еврейские писатели в графике Лазаря Рана». Работы Рана в Москву привезла директор Музея истории и культуры евреев Белоруссии Инна Герасимова. Вот что она рассказала: «После распада Советского Союза интерес к еврейской культуре активно возобновляется. В начале 1998 года в Москве прошел I Международный фестиваль искусств им. С. Михоэлса. Однако язык идиш, погибший вместе с миллионами евреев в огне Холокоста, так и не возродился. Сегодня редко можно встретить человека, читающего на идише, но история культуры сохраняет имена тех, кто создавал еврейскую национальную литературу.

Одним из первых это понял художник Лазарь Ран (1909–1989), живший в Белоруссии и создавший уникальный цикл литографий “Еврейские писатели”. Эта серия вобрала в себя весь спектр имен, лиц и судеб еврейской культуры на языке идиш, представителем которой он был. В цикл “Еврейские писатели” вошли портреты известных писателей и поэтов, живших и творивших в разные эпохи. Все они внесли весомый вклад в развитие еврейской культуры. Портреты (а их более двадцати) размещены на традиционных резных надгробных камнях (“мацевах”). Открывает серию рисунок надгробия, на камне которого изображен лев (сюжет традиционного еврейского народного орнамента, символ храбрости), держащий зажженную свечу над надписью “Еврейские писатели”. Затем перед зрителем предстают образы классиков еврейской литературы, раскрывших красоту родного языка: Шолом-Алейхема, Менделе Мойхер-Сфорима, Семена Ан-ского, Шауля Черняховского, Ицхока-Лейбуша Переца».

8 декабря прошла московская премьера импровизационного проекта «Моно Опера». Сплав фри-джаза и академической музыки (определение исполнителей) прозвучал в исполнении эстонских музыкантов – вокалистки с уникальным диапазоном Анн-Лиис Полл и пианиста-виртуоза Анто Петта. Нетрудно представить, как рисковали организаторы фестиваля им. Михоэлса, поставив на закрытие программу, вроде бы мало соотносящуюся с тематикой форума, к тому же очевидно непростую для восприятия. Риск, однако, обернулся настоящим триумфом: Петт и Полл оказались невероятно близки к Михоэлсу и его театру, поскольку настоящее искусство всегда выходит за национальные, конфессиональные, социальные и прочие рамки. В ГОСЕТ приходили зрители, не имеющие отношения к еврейству и не знавшие идиша. На концерты Анн-Лиис Полл и Анто Петта можно смело отправлять людей, привыкших вздрагивать от одного словосочетания «современная музыка». Про кого-то из великих пианистов говорили: «Да, мажет мимо нот, но как гениально мажет!» Так вот, это точно не про Петта. Не очень понятно как (да и неважно), этот невероятный импровизатор умудряется каждую ноту сыграть внятно, каждый звук сделать осмысленным, а каждую фразу – музыкально необходимой. Что касается Полл, она помимо действительно выдающегося певческого мастерства обладает артистическим даром, которому может позавидовать драматическая актриса. То, что фестиваль закончился таким музыкальным событием, заставляет обсуждать его как явление живое, ищущее и развивающееся. А это не может не радовать.

В один из дней фестиваля мы побеседовали с его организаторами – художественным руководителем Культурного центра им. С. Михоэлса Ириной Горюновой и генеральным директором Центра Михаилом Глузом.

Звезда вечера в Консерватории кантор Йозеф Маловани и его публика

Ирина Горюнова. Это самый скромный фестиваль, а были масштабнейшие. Сокращение программ связано в первую очередь с финансированием: кризис есть кризис, но мимо этих дат – основания и уничтожения ГОСЕТа – мы пройти не могли. Хотя ситуация крайне, крайне тяжелая. А раньше у нас работали и секция кино, и секция хореографии. Борис Эйфман знаменитый «Мой Иеру­салим» начал ставить к нашему первому фестивалю, а десять лет спустя он показал новую редакцию, опять-таки в рамках нашего форума. На третьем фестивале в 2000 году был большой конкурс клезмерской музыки, Оскар Фельцман был председателем жюри. Был кинофестиваль. Сейчас мы стараемся сохранить концепцию, но с точки зрения масштаба и количества все гораздо скромнее.

Вторая, после многожанровости, позиция, которую мы стараемся оставлять неизменной, – это премьеры. Мы первыми показали в Москве «Позднюю любовь», сейчас привезли «Тойбеле», отметили юбилей наших лауреатов – «Симхи» – коллективу исполнилось 20 лет...

М. В. Вы упомянули кризис, но разве имя Михоэлса не открывает любую дверь? Причем во всем мире?

Михаил Глуз. Да что вы! Тот мир, для которого имя Михоэлса – святыня, не имеет денег, мы приглашаем их бесплатно, для нас это миссия. Много общественных организаций: узников концлагерей, ветеранов войны. А новым русским и новым евреям... Им все равно.

М. В. Но список спонсоров у вас впечатляющий: Юрий Глоцер, Яков Уринсон, Александр Либерман, Андрей Хазин...

И. Г. Это люди, поддерживающие существование Центра. Ведь наша организация, с одной стороны, некоммерческая, а с другой – не получает государственного финансирования. А ведь помимо фестиваля мы подготовили и провели порядка 500 мероприятий: антитеррористический марафон в трех странах, встречи ветеранов из 13 стран, стараниями Михаила Семеновича (Глуза. – М. В.) был поставлен памятник расстрелянным членам Антифашистского комитета на Донском кладбище, ну и так далее.

М. Г. Еще мы выпускаем очень много книг, дисков. Издательская деятельность – наше приоритетное направление...

М. В. А как в члены попечительского совета вашего фестиваля попал Николя Саркози?

И. Г. Известный французский дирижер Миша Кац, участник наших международных проектов, передал нам письмо Саркози, в котором тот согласился войти в попечительский совет фестиваля имени Михоэлса. Это, скорее, моральная поддержка, хотя, конечно, очень важная для нас: мы не можем похвастаться тем, что в нашем попечительском совете есть президенты других стран.

М. В. В марте исполняется 120 лет со дня рождения Михоэлса. Как будете отмечать эту дату?

М. Г. Отметим обязательно, но как – пока не очень понятно. Скорее всего, проведем X фестиваль: начнем в Москве, а потом отправимся в регионы. Люди, которые каждый год приезжают из разных городов на наш фестиваль, очень просят, чтобы мы, в свою очередь, приехали к ним.

М. В. А с финансовой стороны на чью помощь рассчитываете?

М. Г. Да все те же: председатель попечительского совета МКЦ Андрей Хазин, Юрий Глоцер, Александр Либерман... Одной руки хватит, чтоб пересчитать.

М. В. Кто для вас Михоэлс в первую очередь – гениальный актер и постановщик, антифашист, еврей?

М. Г. Знаете, про Рахманинова говорили, что у него три свечи, зажженные с разных сторон. Так и Михоэлс для нас интересен всем сразу.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.