[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2009 КИСЛЕВ 5770 – 12(212)

 

Вы читали? Из нашей почты // 2009, № 8

Реакция. Г‑н пенсионер из Владивостока!

От Вашего письма повеяло на меня ветром недоброй памяти, когда анонимки были в ходу и могли разрушить судьбы людей, семей и даже целых коллективов. Оно составлено по той же схеме, с той же лексикой: «мы, нас, большинство», сплошь обобщения. Создание стереотипов: «кризис в умах, тревожно за молодежь, люди превратились...» Всех мажете одной краской, причесываете под одну гребенку. На каком основании Вы говорите за всех евреев вообще и в частности Владивостока. Не все превратились в «униженных и оскорбленных», не все боялись и скрывались, не у всех «кризис в умах». А каков лексикон! Читать неловко: «тусовки, халява, молчите в тряпочку, покорное стадо, паек...» Что это за евреи во Владивостоке, где пустует синагога, куда идут только для того, чтобы «выпить и закусить “на халяву”, “потусоваться”, а вспоминают, что они евреи, только тогда, когда им что-то надо». Где это им «грубят, их унижают, навязывают не необходимую помощь, превращают в стадо», из которого не выйти, чтобы не испортить отчетность «Джойнта», который «заинтересован в количестве нуждающихся». Если бы Вы отправили это письмо в «Джойнт», это был бы анонимный донос на их же чиновников. У Вас странное представление о бедности и благотворительности. Вам разве неизвестно, что благотворительность – это традиция? Что касается бедности, то Вы, наверное, хотите считать бедными только тех, кто похож на персонажей Шолом-Алейхема, но ведь сейчас время другое. Да, есть и квартиры, и дачи, и пособия от государства, и пенсия. Но ведь и за квартиру, и дачу нужно платить. А одежда, обувь? А лекарства? Не менее 2/3 «доходов» пенсионеров уходит на оплаты. И не у всех дети могут помогать. Так что благотворительность помогает евреям жить достойно, чего наши пенсии обеспечить не могут. И не надо переживать, что они живут «за счет других евреев». Эти «другие» не бедные. А если старый человек настолько немощен, что не может сам идти и нести свой «паек», и дети привозят ему его на машине, то что в том плохого?

Благотворительным организациям, как и всяким другим, нужны чиновники, следовательно, нужны зарплата и командировки для учебы и обмена опытом. Кто же будет иначе работать? Вы? Вряд ли. Вы критикуете, возмущаетесь и призываете к революции. Ну, разрушим до основанья... а затем? Будем перепроверять справки, писать анонимные доносы, спорить по поводу цдаки в современном мире? Не лучше ли вспомнить забытое (или неусвоенное) старое? Гитин, 61а: «Мы должны помогать нуждающимся не-евреям так же, как нуждающимся евреям». Это о цдаке. Рабби Хаим ид Сануа (умер в 1786 году): «Важность милостыни столь велика, что я радуюсь, подавая сотне просящих, даже если лишь один из них действительно нуждается. Однако некоторые люди поступают так, словно то обстоятельство, что среди сотни просящих может оказаться один мошенник, освобождает их от обязанности давать милостыню». Это о недостоверных справках.

Так что не отталкивайте руку дающего и делитесь тем, что имеете, с тем, кто не имеет.

Галина Липатова,

Новокузнецк

 

Вы читали? Борис Клин. Все – «за», а Баба-яга – «против» // 2009, № 10

Реакция. История борьбы за власть между Государством и Церковью вообще и в частности РПЦ, особенно в период после реформ Петра Великого, не убедила
Бориса Клина в том, что попов нельзя пускать на порог школы и близко подпускать к власти. Позиция РПЦ относительно концепции Прав Человека его не насторожила, но последняя выходка протодиакона Андрея Кураева оказалась той соломинкой, что сломала спину верблюда! Клин решил, что вводить изучение «основ православной культуры» в школе пока не следует. Клин, однако, продолжает называть православие «государствообразующей религией» России (хотел бы я знать, что это такое), считает, что Пушкина невозможно понять вне контекста православия... Да уж конечно, «Маленькие трагедии», или «Графа Нулина», или перевод из Катулла трудно понять вне контекста православия... Так же трудно понять сюжеты картин вроде «Прощания Гектора с Андромахой» или «Смерть Камиллы, сестры Горация». Клину хотелось бы, чтобы дети не хихикали глупо, натыкаясь в музеях на обнаженные фигуры, и не бывали бы сбиты с толку мифологическими сюжетами. Мне тоже этого хотелось бы. Чтобы этому горю помочь, детей следует почаще водить по музеям в сопровождении хороших экскурсоводов, а где это невозможно – использовать альбомы, фильмы и другие учебные материалы, советовать им читать книги, например Зенона Косидовского и Николая Куна «Легенды и мифы Древней Греции», издавать книги с грамотными сносками и комментариями. В школе всему научить нельзя, можно только указать направление. Религия и церковь – вещи разные. Христианство – религия, Русская православная церковь – организация с весьма неприглядной историей, набирающая в последнее время политический вес, как это признает сам Клин, и это не сулит ничего хорошего.

Noam Sayin,
Интернет

 

Вы читали? Леонид Кацис. От ворот «Челси» до ворот сборной России // 2009, № 6

Реакция. Не могу забыть авторские прогнозы: «Российская сборная проигрывает первые после-“челсовские” матчи, и именно этих очков не хватает в итоге для выхода из группы. Тут почти неизбежно последуют выводы от мистических до физических и психологических». Думаю, ксенофобная среда российских болельщиков не дурочка, хорошо понимает, благодаря кому вырос сегодняшний российский футбол. Что до бывшего тренера «Челси», считаю: как еврей он должен был понять чувства Гранта, но как футбольный магнат не был обязан. Случившаяся история скорее характеризует Абрамовича, нежели Гранта.  

Дмитрий Ицкович,

Зеленоград

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.