[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2009 ХЕШВАН 5770 – 11(211)

 

Архитектор и строитель

Духовная архитектура

Симон Джекобсон

Производственный вопрос: что изготавливать раньше – упаковку или товар? В сегодняшнем мире коммерции значение упаковочных материалов чрезвычайно велико, поэтому часто их разрабатывают прежде, чем решают, что же будет внутри. По словам циников-маркетологов, зрительное восприятие важнее реальности. С другой стороны, вопреки всем клише, мы нередко судим о книгах по их обложкам. При непривлекательном внешнем виде и невзрачной упаковке не внушает доверия и сам товар. Тот же вопрос можно задать и применительно к нашей собственной жизни: что первично – средства или результаты? Скажем, мы планируем какое-то мероприятие. Начнем ли мы с составления его программы или же сначала решим, какие чувства и впечатления оно должно произвести? Очень часто функция определяется формой, а не чем-то еще.

Сформулируем вопрос более конкретно: что направляет нашу жизнь – тело или душа, наши физические или духовные потребности? Рассматриваем ли мы себя как материальное творение, осуществляющее некую духовную деятельность, или же как духовное, – когда материя служит топливом для духа?

Здесь все смешивается – маркетинг, корпоративная структура, бизнес-управление и личная жизнь.

Общепринятое правило бизнес-управ­ления гласит, что успешность предприятия зависит от двух равно необходимых движущих сил: стратегии и тактики. Стратег отвечает за то, чтобы предприятие всегда действовало в соответствии со своими долговременными целями. Тактик дополняет стратега, управляя механизмом движения к поставленной цели.

Обычно стратег, обитающий на уровне двадцатитысячного этажа и выше, своим птичьим зрением не способен рассмотреть то, что находится на первом этаже, и управлять идущим там процессом – ведь это требует погружения в скучные детали. Напротив, практику нужно видеть вещи такими, какими они выглядят снизу; он не может находиться на пьедестале.

Стратегия сама по себе абстрактна и пуста без человека, знающего, как следует претворять ее в жизнь и в тактику. Тактика же без стратегии – бесцельна.

Возможно, вы удивитесь, узнав, что первая модель сочетания этих двух сил появилась еще 3320 лет назад. Модель для всех конструкций и всех сущностей – физических и духовных, микрокосма и макрокосма – святой Храм.

«И сделают Мне Святилище, и Я пребывать буду в их среде». Цель бытия – строительство Дома Б‑жьего из нашей и в нашей материальной вселенной. Таким образом, строительство Дома Б‑жьего – это модель для сооружения любой формы, которую мы проектируем, – от грандиозных конструкций в наших раздвигающих границы городах до частных бизнесов и корпораций, от нашей личной жизни, домов и семей до общественных структур. Уже в самом по себе сооружении Святилища содержится много жизненно важных уроков. Вот почему Тора подробнейшим образом рассказывает о каждой детали конструкции Храма – и не один, а три раза.

Если внимательно вчитаться в рассказ Торы, то можно обнаружить несовпадение в порядке конструирования Храма: в главах «Трума» и «Тецаве» Б‑г велит Моше сначала изготовить священные предметы (ковчег, престол, менору), а потом уже возвести само сооружение (каркас и стены-покрывала). Но позже, в главе «Ваякгель», Моше наставляет людей изменить порядок строительства: сначала надо возвести мишкан, само сооружение, а потом уже изготовить священные предметы.

В Талмуде приведен загадочный, но захватывающий диалог Моше и Бецалеля, строителя Храма, о порядке строительства Храма (Брахот, 55а. Цит. у Раши в начале Пкудей).

Когда Моше велел Бецалелю сначала изготовить священные предметы, а потом строить сооружение, Бецалель спросил: «Моше, учитель наш, ведь мир устроен таким образом, что сначала строится дом, а потом уже его обставляют. Ты же мне велишь изготовить ковчег и священные сосуды, а только потом скинию. Где я поставлю сосуды, пока скиния не сооружена? Может быть, Б‑г на самом деле велел тебе строить в обратном порядке – скинию, ковчег, сосуды?» Моше ответил: «наверное, ты был “в тени Б‑га” (буквальный смысл имени “Бе‑цаль‑эль”) и знал, чего хочет Б‑г». И Моше согласился с Бецалелем.

Почему Моше изменил порядок строительства и решил, что сначала нужно изготовить сосуды, а потом саму скинию? В самом деле, если Бецалель был прав, что нужно сначала соорудить скинию, а уже потом сосуды, почему Б‑г в первый раз велел Моше делать все наоборот? Почему такая путаница?

Ответ в том, что правы оба – и Моше, и Бецалель. Один говорил с точки зрения архитектора-стратега, а другой – как тактик, непосредственный строитель.

Архитектор – направляющая сила, которая стоит за каждой инициативой, – видит конечную цель. Он всегда сконцентрирован на миссии и цели всего предприятия. Конечная цель Храма – священные предметы, поскольку этих предметов требует Б-гослужение. Сооружение необходимо, чтобы вместить и защитить размещенные в нем священные предметы. Моше, человек Б‑жий, был архитектором, который с самого начала ясно видел конечную цель – а именно создание сосудов, предназначенных для Б‑га.

Тактик-строитель, воплощающий стратегию, должен выбрать конкретный метод и порядок строительства. Бецалель, строитель, внедряющий замысел архитектора, усвоил практическую последовательность: «ведь мир устроен таким образом, что сначала строится дом, а потом уже его обставляют». Взаимодополняющее сотрудничество Моше и Бецалеля в возведении Б‑жьего Храма служит нам важным жизненным уроком.

Зададим себе вопрос: кто управляет нашей жизнью? Детали и повсе­дневные механизмы или высшая стратегия? Кто капитан нашего корабля: тело ли следует за душой или душа за телом? Молот ли говорит руке, что делать, или наоборот? Это может показаться странным, но в силу жизненных обстоятельств и борьбы за выживание большая часть нашего существования сосредоточена на средствах – работе, поездках, шопинге, подготовке к чему-либо и т. п., тогда как гораздо меньше времени уделяется конечной цели – тому, ради чего мы и затрачиваем все эти усилия: любви, семье, добродетели, личному возвышению, стремлению оставить свой след во вселенной. И это приводит к неизбежному, нежелательному и противоречивому итогу: мы можем забыть о конечной точке маршрута, поскольку голова наша занята самим маршрутом. Наша цель должна определять нашу деятельность, но все происходит наоборот. С другой стороны, иногда наши иллюзии и грандиозные планы так далеко уносят нас – даже если это и не иллюзии, – что они не смогут воплотиться в жизнь именно из-за их грандиозности. Ты можешь бояться начать или не знать, с чего начать, волнуясь о том, чтобы ни одна деталь не укрылась от нас, или предполагая, что возможны и другие варианты действий.

Прежде всего и самое главное: в нас должен звучать голос Моше – голос стратега-архитектора. Но нам нужно уравновесить его голосом Бецалеля – тактика-строителя.

Каждому из нас следует совмещать в себе обе эти личности, силу и характер. Сначала это должно быть общее ви́дение, стратегия, которая различает средства и цели, гарантирует подчинение всех наших трудов конечной задаче нашей жизни. Никогда не забывайте о цели. И тогда найдется строитель, знающий, в каком порядке необходимо осуществлять процесс.

Ясно, что в некоторых из нас один преобладает над другим. Тем не менее мы несем в себе оба голоса. И что еще более важно, мы должны быть настолько мудры, чтобы пригласить на совет опытного эксперта-консультанта, который поможет восполнить нашу собственную слабость.

Какая из движущих сил более важна? Обе: стратегия и ее воплощение. Идеализм стратега может остаться умозрительным и нереа­лизованным. Величайший проект может провалиться, если его не воплотит в жизнь строитель. Строитель же, вне общего проекта, может быть сбит с пути, введен в заблуждение в ходе осуществления проекта, забыть о его конечной цели. Нам нужны оба: конечный итог и порядок его достижения.

Вот секрет, ведущий к успеху: Моше и Бецалель. Их сотрудничество оставило нам святой Храм, который служил нам моделью для Храмов, построенных позже в Иерусалиме, и для вечного Храма будущего.

Но главное, нам дарована неизменная модель: именно по ней мы строим жилище для наших душ и для Б‑га («Я пребывать буду в их среде»).

Какое еще сотрудничество может быть названо столь же успешным?

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.