[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2009 ТИШРЕЙ 5770 – 10(210)

 

Рекомендации шефа

«Если я есть я, потому что я не ты, значит, я не я». Раввин Лазар, приводя это хасидское присловье, рассуждает (с. 9) о том, как человеку обрести себя среди других людей. Быть самим собой не наедине с собой непросто.

Ноаху тоже было непросто остаться самим собой в изменчивом мире. В результате изменчивому миру пришлось исчезнуть. Над разными трактовками похожих сюжетов размышляет (с. 13) Марина Карпова.

Если договориться, что оставаться самим собой значит сохранять свою связь с Творцом, будучи на земле, то праздник Суккот, по Адину Штейнзальцу (с. 15), именно об этом.

Причем, учитывая, что задача сия не только на индивидуальном, но и на поколенческом опыте существенно разнится, неудивительно, что разнятся и традиции разных стран и эпох (с. 17).

Вообще, это самая, пожалуй, тяжелая в нашей жизни задача – остаться самим собой. Но насколько же она усложняется, когда однажды от себя отказываешься. По крайней мере, в случае профессора Хвольсона (с. 34) эта драма достигала эпического накала.

В среде мятущихся людей жил и о них писал великий еврейский писатель Дер Нистер (с. 38).

И новая лента (с. 116) Славы Цукермана (с. 52) «Перестройка» – о метаниях неспокойного человека.

Неспокойствие дорого обходилось, как известно, Иосифу Бродскому. Об одной из бесчисленных расплат (с. 56) вспоминает Евгений Голубовский.

Четыре июльских вечера зрители телеканала «Россия» имели уникальную возможность присутствовать на уроках по сохранению души от Лилианны Лунгиной. С чего бы это? – задались вопросом (с. 58) собеседники А. Мамедова.

Недавно ушедшая от нас Софья Коган – нестарая еще, но уже при жизни ставшая легендой (с. 127), – своим примером показывала: пусть нелегко, но это по силам – быть верной себе и своему народу.

Не может прийти к единому мнению даже в одном принципиальном вопросе – о преподавании религиозных знаний в российских школах – Борис Клин (с. 47). Когда все были «против», он был «за», теперь, когда все «за», он  «против». Тоже достойная уважения позиция.

А Матвей Ганапольский рассуждает (с. 49) о том, что зло должно восприниматься как зло без поправок на время. Где бы зло ни имело место быть и какие бы цели ни преследовало, – даже решение жилищной проблемы в масштабах целой страны, как в рассказе (с. 67) Светланы Шенбрунн.

Впрочем, такое не проходит даром не только для отдельного человека – для целого общества, ярким представителем которого оказалась московская родственница Рут Путермессер в грустной истории (с. 81) Синтии Озик.

Вот самокопания героев Филипа Рота (с. 97), кажется, не по душе нашему литературному обозревателю. И он не одинок.

Саша Барон Коэн (с. 124) ищет себя в разных комических масках. Многим становится обидно.

А еврейский поэт Зише Ландау (с. 88) полагал, видимо, что иначе и быть не может, ибо так предначертано Б‑гом: «Мы идем навстречу Б‑гу, / Боль и страх сбивают с ног, / Не найдем никак дорогу, / Обошедши сто дорог».

В общем, оставайтесь собой, и на вашей улице тоже наступит праздник (с. 63 и обложка).

Ваш Борух Горин

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.