[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2009 СИВАН 5769 – 6(206)

 

Вы читали? Леонид Кацис. Еврейство в кризисе культуры // 2009, № 2–3.

Реакция. Cтатья, к сожалению, содержит ряд ошибок и концептуальных неточностей. Автор приводит цитату из М. Кагана: «Религия, понятая как бегство от жизни и уход от мира, отрицая жизнь и мир, может перед лицом этических проблем дать только камни вместо хлеба». В последних словах автору почудилась цитата из лермонтовского «Нищего». Первоисточник цитаты Кагана, равно как и Лермонтова, – известные слова из Нагорной проповеди: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?» (Матф., 7:9). Вторая ссылка на стихотворение М. Лермонтова «Дума» также притянута. Отношение Кагана к традиционному иудаизму менее всего можно назвать «насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом». Каган как раз и призывает к бережному сохранению культурного наследия отцов, тогда как Лермонтов насмешливо глядит назад, на «ребяческий разврат» предков. Значительная часть статьи посвящена обсуждению проблемы иудаизации христианской Европы, восходящей к идеям Г. Когена и развитой в трудах М. Кагана, его ученика. И здесь мы находим ряд неточностей и в самой концепции М. Кагана, и в ее анализе Л. Кацисом. Об «иудаизации христианства» в строгом смысле слова, то есть о массовом переходе христиан в иудаизм, не могло быть и речи: гиюр и в Европе, и в России был в XIX веке весьма редким явлением. Философские же размышления М. Кагана об «этической иудаизации христианства» имеют под собой весьма зыбкую почву, ибо основой этики иудаизма были и остаются Тора и Талмуд, а отнюдь не сочинения Г. Когена и П. Наторпа, вдохновлявшие М. Кагана. Если иметь в виду напряженное чувство историзма и мессианизма, равно присущее и иудаизму, и христианству, то оно было изначально заложено в христианство иудаизмом. Если иметь в виду повышенное чувство личного начала в отношениях с Бгом и человеком, то можно сказать то же самое. Вообще, все разговоры об «иудейско-христианской культуре» страдают непониманием глубокой разницы между иудаизмом и христианством, о чем уже не раз было сказано. Говорить о какой-то «этической иудаизации христианской культуры» на фоне разнузданного антисемитизма и в преддверии Холокоста – в лучшем случае политическая слепота и полное отсутствие исторического чутья. Кризис европейской культуры, пророчески предсказанный Ницше, имел в своей основе утрату религиозной веры в высшие ценности, отсюда-то и выросли и национал-социализм, и большевизм, и Катастрофа европейского еврейства. Между прочим, примечательный факт заключается в том, что обвинения в иудаизации Европы, европейского духа и европейской культуры громче всего звучали именно из лагеря антисемитов – от Е. Дюринга до Гитлера и Розенберга. Требования «покончить с еврейской заразой» были основаны не только на расовой ненависти, но в значительной мере на убеждении, что «еврейский дух» насквозь пропитал Германию и «старую добрую Европу». Странно, что эта концептуальная антипараллель не пришла в голову автора.

В. Каганов, Кемерово

 

Наш ответ. Уважаемый господин Каганов!

«Иудаизация христианства» не имеет никакого отношения к гиюру, она есть духовный процесс возвращения христианства от языческого эллинизма к иудейскому монотеизму. Это идея не еврейской, а немецкой философии и далеко не семитофильской. Проблема наличия или отсутствия скрытых или явных цитат из Лермонтова у еврейских поэтов и мыслителей ХIХ–ХХ веков не решается высокомерным указанием на очевидный и всюду приведенный источник стихов Лермонтова. А вот учет этого обязательного для любого относительно грамотного читателя философии источника входит как раз в процесс осмысления так называемой «иудаизации христианства» не с немецко-христианской, а с еврейской стороны. К этому же относится и анализ Матвеем Каганом тех же черт творчества Пушкина. Наконец, я готов принять любые замечания в неточном понимании мною концепции Кагана или в неполноте изложения его мыслей (Матвей Исаевич сложнее, чем кажется: в «Лехаиме» лишь из соображений объема статья Кагана о кризисе церкви не описана), однако ни при каких условиях не допускаю посмертного оскорбления людей, которые уже не могут постоять за себя. А именно к таким случаям относится Ваше замечание о «ряде неточностей и в самой концепции М. Кагана». Кроме всего прочего, для оценки моего подхода к «концепции» Матвея Кагана надо читать его самого, а не мои цитаты в «Лехаиме».

Л. Кацис

 

Вы читали? Бродский: «протестант» или «жид»? Беседу ведет Афанасий Мамедов // 2007, № 9.

Реакция. Бродский был и останется гениальным русским поэтом: «Родина поэта – его язык» (И. Б.). Библейские стихи есть не только у него, но и у многих других поэтов, это не означает, что все они суть еврейские поэты. Еврейский народ – народ Книги, и вклад его в развитие человечества бесценен. Вы, будучи еврейским писателем, пренебрежительно говорите о евреях: евреи после Катастрофы так и не поднялись. «Да, они продолжают существовать, даже государство создали, но того еврейского народа, который был до Катастрофы, – никогда уже не будет». «Даже государство»?! Всего за шестьдесят лет в пустыне, в обстановке постоянных войн и террора, создано не просто государство, а государство, вошедшее в число самых развитых! Вы говорите: «Еврейский народ – единственный, у которого конец света позади». «Конец света» – это что?! Железнодорожная станция, которую проехали? Еврейский народ  не единственный, переживший катастрофу. «Бг заключил с евреями не завет, не договор – Он вынес им приговор. И еврейская Катастрофа была не чем иным, как приведением этого приговора в исполнение». «Приговор Бга» в исполнение приводили нацисты. Значит ли это, что Сам Бг благословил их на это?

Е. Нейштадт, Интернет

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.