[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2009 СИВАН 5769 – 6(206)

 

ПРОДЮСЕР ОЗНАЧАЕТ ИНИЦИАТОР

Лев Карчевский

Прихожая и часть коридора компании «АБ-ТВ» увешаны несчетным количеством дипломов – свидетельствами призов, завоеванных на различных кинофестивалях. С порога понимаешь: дверью не ошибся, попал к людям кино. В ожидании руководителя компании продюсера Якова Каллера читаю названия: программы А. Смелянского «Предлагаемые обстоятельства» и «Сквозное действие», телевизионный цикл из 52 (!) серий «Машины времени», фильмы «Гиперболоид инженера Шухова», «Генерал Рощин, муж Маргариты», «Список Киселева», «Нобелевский лауреат». Оказывается, все эти отмеченные премиями картины, – продукция одной студии. В директорском кабинете дипломы тоже теснятся на стенах. Судя по названиям, преобладает культурологическая направленность и фильмы, посвященные развитию отечественной техники. Последнее наугад отношу на счет технического образования хозяина кабинета.

До ВГИКа Яков Александрович окончил Московский институт стали и сплавов, получил диплом инженера электронной техники и был распределен в научно-исследовательский Институт источников тока НПО «Квант». Институт занимался альтернативными источниками энергии, солнечными батареями, аккумуляторами для космических полетов – это и сегодня перспективно. В НИИ он проработал двенадцать лет и установил рекорд, достойный «Книги Гиннесса»: сдав все экзамены, восемь раз не был принят в различные научные аспирантуры. Уволился ведущим инженером, автором более двадцати научных статей, четырех авторских свидетельств и многих рацпредложений.

Восьмой раз не поступив в аспирантуру, он решил, что больше не будет в это играть. И ушел работать на киностудию им. Горького, существенно потеряв в окладе. Начинал с должности «замдиректора съемочной группы». На киностудии работал с замечательными режиссерами Станиславом Ростоцким и Татьяной Лиозновой. В съемочной группе советско-норвежского фильма «И на камнях растут деревья» Я. Каллер был единственным специалистом с высшим техническим образованием. Режиссер поручил ему постройку двух деревянных ладей, наподобие тех, в которых плавали викинги. Причем Ростоцкий хотел, чтобы они были длиннее выставленных в музее викингов в Осло. В итоге две огромные ладьи, украшенные драконьими мордами, построили по техзаданию Я. Каллера на судостроительном заводе в Карелии. Его рассказ об этом полон колоритных подробностей: «Когда мы везли их на открытой палубе из Петрозаводска в Выборг, встречные суда сбавляли ход, чтобы насладиться зрелищем, и приветствовали нас сигнальными флажками. После съемок ладьи остались в Выборге, сейчас на них оборудованы плавучие кафе. В 2010 году я хотел бы как-то отметить этот юбилей – 25летие выхода фильма».

На киностудию им. Горького Яков Каллер пришел в 1981 году. Через три года стал директором съемочной группы, затем – руководителем творческого объединения «Зодиак». До 1991 года работу на студии он совмещал с написанием кинорецензий и юмористических рассказов, публиковавшихся в «Литературной газете», «Московском комсомольце», «Труде» и в других изданиях. В начале 1990-х, когда прокат заполонило дешевое американское кино, уволился с киностудии и участвовал в создании совместного предприятия «Арт-бизнес центр». Предприятие занялось издательской деятельностью, со временем при нем была создана производящая телефильмы организация. В 1993 году Я. Каллер стал генеральным директором компании «Арт-бизнес ТВ», где выпускали телепрограммы для Первого канала. В 1999 году компания была преобразована в «АБТВ», со сменой названия произошла переориентация от развлекательных программ к просветительским и к выпуску познавательных документальных фильмов. Два эти направления преобладают в компании и сегодня.

«АБТВ» выпускает ежедневные и ряд еженедельных телепрограмм. Каждый день на канале «Столица» выходит «Хронограф». Он рассказывает об основных исторических событиях, случившихся в данный день, и о людях, вписавших яркие страницы в историю Москвы. Программа «Народный контроль» существует уже три года и посвящена защите прав потребителей. У «НК» есть «горячая линия», по ней легко обратиться за помощью в решении вопросов, которые могут возникнуть у каждого: покупка товаров, страховка, взаимоотношения с ЖЭКом и т. п.

Еженедельные телепрограммы носят просветительскую или социальную направленность. Передача «Чужие здесь не ходят» была посвящена полномочным послам иностранных государств в России и истории особняков, в которых расположены посольства. «Градъ-Город» на канале «Доверие» повествует об истории и сегодняшнем дне московских районов, улиц и площадей. «День открытых дверей» знакомил с московскими учебными заведениям, помогал при выборе образования и профессии. Программу «Московский провинциал» Я. Каллер придумал, чтобы противостоять ксенофобии, она рассказывала о мигрантах, добившихся профессиональных успехов в Москве и ставших достойными жителями столицы. Новые программы «Доска почета» (канал «Доверие») и «Московский стиль» (канал «Столица») – о выдающихся москвичах. Развивается сотрудничество с каналами «Россия» и «НТВ-Мир». Документальные фильмы и циклы идут, главным образом, по каналу «Культура».

«Список Киселева», вышедший в 2008 году, стал одним из самых заметных фильмов компании «АБТВ». «Рейд обреченных» – так называлась рецензия о фильме, которую «Лехаим» опубликовал в январском номере этого года. Историко-документальная лента о спасении партизанским отрядом Николая Киселева более двухсот белорусских евреев получила девять кинопризов, ее увидели телезрители России, Израиля, Западной Европы, Канады и США. «Список Киселева» не первое обращение «АБТВ» к еврейской теме.

 

– Федерация еврейских общин периодически заказывает нам фильмы и ролики о своей деятельности. Мы сделали фильм о религиозной школе для девочек «Хая-Мушка», об организации «Маген», противостоящей миссионерам, сняли ролики об открытии МЕОЦа, о благотворительных организациях ФЕОР. Ежегодно снимаем церемонию награждения премией «Человек года» в Большом Кремлевском дворце и празднование Хануки на Манежной площади. В Израиле это показывают по каналу «Израиль Плюс», а на Европу и Северную Америку транслирует для своих подписчиков «НТВ-Мир». Недавно снимали для ФЕОР конкурс проектов по устройству Еврейского музея на ул. Образцова в стенах Бахметьевского гаража, спроектированного Мельниковым и Шуховым. Здание это мы снимали дважды: в первый раз, когда делали фильм о конструкторе Шухове, авторе уникального перекрытия Гаража.

 

Сотрудничество с Федерацией еврейских общин России началось в начале 1990х, когда Александр, старший сын Якова Каллера, серьезно занялся еврейской историей и религией. Он начал посещать старую синагогу в Марьиной роще, где познакомился с приехавшим в Москву раввином Берлом Лазаром. Яков Александрович в то время уже занимался телевидением и был первым, кто показал марьинорощинскую общину по ТВ.

Сегодня Александр Каллер – раввин. У него своеобразная должность: «русский раввин» в Майами. Его организация называется «Хабад Рашен-центр», но общину посещают не только эмигранты из России, приходят израильтяне, евреи из Латинской Америки и родившиеся в США. Александр учился сначала в Лондоне, затем в Нью-Йорке, с 2002 года работает в Майами.

 

– Он сам выбрал место, предложил арендовать большое здание, использовавшееся раньше в других целях, оно было переделано в синагогу. То есть при помощи движения Хабад он создал новый центр, где теперь работает. На праздники там собирается до восьмисот человек. Когда я туда приезжаю, мне приятно видеть, как эти люди к нему относятся. Александр женат, у меня уже два внука, родившихся в Майами.

Заметным событием стал и занял достойное место в фильмографии «АБ-ТВ» фильм «Тайны трех миллиардов» об истории «Татнефти». На Х Евразийском телефоруме он получил приз в номинации «Портрет компании». Один из главных проектов «АБ-ТВ» этого года –  авторский цикл А. Смелянского, посвященный актеру, режиссеру, руководителю МХАТ2 и театральному педагогу Михаилу Чехову. В 1920х годах он вынужден был эмигрировать, работал во многих городах мира, окончил свои дни в Голливуде. Отъезд в Америку после оккупации части Европы гитлеровцами тоже был вынужденным, мать Михаила Чехова – еврейка. Съемки велись в России, Европе и США. Сейчас завершается монтажный период; премьера намечена на осень 2009го на канале «Культура».

Рассказ о выдающихся людях, изменявших мир, – постоянная тема документальных фильмов «АБ-ТВ». В ближайших планах компании ленты о георгиевском кавалере генерале Михаиле Гориккере, предложившем в 1941-м конструкцию противотанкового «ежа», о герое Советского Союза вертолетчике-испытателе Владимире Колошенко, о евреях-меценатах дореволюционной России.

В титрах всех документальных фильмов «АБ-ТВ» написано: «продюсер – Яков Каллер». Но его участие не ограничивается поиском средств и общей организацией. Каллер уверен, что продюсер должен не только считать деньги и организовывать: «Хороший продюсер подает идеи. Вот пример – фильм “Водородный лейтенант”. Борис Шелищ, лейтенант войск ПВО, во время войны первым применил водород из аэростатов ПВО в автомобильных двигателях. Это было в Ленинграде во время блокады. Когда его сын, член Общественной палаты Петр Шелищ, мне это рассказал, я понял, что нужно делать фильм. Ведь его отец был первым в мире, американцы создали двигатель на водородном топливе только в 1959м году. Другой пример – фильм “Список Киселева”. Я учился с дочерью Киселева и, узнав от нее эту историю, предпринял много усилий, чтобы фильм был снят и показан по ТВ».

Предложив идею, он обговаривает с режиссером детали. А в некоторых случаях приезжает на съемочную площадку.

 

– Снимать надо только то, – говорит он, – что захватило и не оставляет в покое. И ты хочешь показать это людям – есть надежда, что от этого жизнь вокруг станет чуть лучше…

   добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.