[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2008 ХЕШВАН 5769 - 11(199)

 

ОБАМА, ЕВРЕИ И АФРОАМЕРИКА

Эдуард Нитобург

28 августа 2008 года съезд Демократической партии США в Денвере, штат Колорадо, утвердил наконец своих кандидатов к предстоящим 4 ноября в США президентским выборам. После многомесячных праймериз (первичных выборов), на которых соревновались два первоначальных партийных кандидата, съезд избрал кандидатом на пост президента США сенатора Барака Обаму, 47 лет, а на пост вице-президента – сенатора Джозефа Байдена, 65 лет.

За время праймериз корреспонденты и обозреватели центральных российских газет не раз обескураживали читателя резко противоположными характеристиками взглядов и достоинств одного из двух официальных кандидатов в президенты. Амплитуда оценок ими Барака Обамы колебалась от сравнительно объективных до злобных и бранных типа «обабамились», «дилетант и демагог, откровенно не готовый быть лидером сверхдержавы», из которого лепят «чернокожего князя на белом коне».

Что же все-таки представляет собой единственный чернокожий сенатор Б. Обама, имени которого еще пять лет назад не знало большинство американцев, а мир узнал только теперь? Тем более что в сообщениях наших СМИ о нем было немало путаницы.

Родился он в 1961 году на Гавайях. Отец его – Барак Хусейн Обама, африканец из Кении, добившийся по окончании католической школы стипендии и направления в американский Гавайский университет. Там он познакомился с белой американкой из Канзаса Энн Дэнхем, женился на ней, а своего сына они также назвали Бараком. Но брак вскоре распался, отец вернулся в Кению, где, став видным правительственным чиновником, позже погиб в автокатастрофе, мать же с двухлетним сыном переехала в Индонезию, а затем вернулась в США. Поэтому мальчика с самого раннего детства воспитывали американцы – мать и ее родители: дед Стэнли Дэнхем, менеджер в мебельном бизнесе и поэт-любитель, и бабушка Мэделин, банковская служащая.

Детство и юность Барака пришлись на годы массового движения темнокожего населения за гражданские права и прошли под влиянием духовных ценностей матери, этнографа по образованию, – идей расовой толерантности и гражданского равенства. Уже в те годы он познакомился с произведениями писателей-афроамериканцев: Д. Болдуина, Р. Эллисона, У. Дюбуа, Л. Хьюза, Р. Райта. «Я помню, – писал он, – политических героев, подобных Мартину Лютеру Кингу, конгрессмену Джону Льюису, президенту Линкольну. Это лидеры, которые вдохновляют и дают тем из нас, кому служат примером, чувство надежды».

По окончании средней школы в 1979 году Барак продолжил свое образование в Западном колледже в Лос-Анджелесе, а затем на юридическом факультете Колумбийского университета в Нью-Йорке. С успехом окончив его, Обама получил лестное для темнокожего выпускника предложение работы в штате Верховного суда США. Однако молодой юрист отказался от него и в последующие полтора десятка лет проработал организатором и одним из руководителей населения крупнейшего черного гетто Чикаго – Саут-Сайда.

В 1990-х, покинув на время Чикаго ради аспирантуры в Гарвардском университете, Обама вскоре оказался там первым темнокожим аспирантом, избранным главным редактором престижного журнала Юридической школы Гарварда «Law Review». В 2000 году он вернулся к своей работе в Саут-Сайде, где, по словам его биографа, «выделялся своей светлого оттенка темноватой кожей, дипломами Колумбийского университета и Юридической школы Гарварда и двухрасовым, не запятнанным клеймом рабства происхождением. Темнокожие жители Чикаго его полюбили, а белые – уважали». В 2004 году Обама был избран в сенат от штата Иллинойс, а в 2007 году выдвинут одним из кандидатов в президенты США от Демократической партии на выборах 2008 года.

Жена Обамы, Мишель, дочь оператора водозаборной станции, окончив университет, была единственной темнокожей сотрудницей юридической фирмы. У них две дочери – 10 и 7 лет. Его дед в Кении перешел в христианство, отец стал католиком, а сам он с женой – прихожане баптистской Объединенной церкви Христа.

Увлечением Обамы с юности был баскетбол, и поныне он нередко отдает дань этому спорту. Большой поклонник джаза, не чурается он и музыкальной классики. Им написаны две книги: «Мечты моего отца», мемуарного жанра (1995), и «Смелость надежды» (2006) – его взгляд на политическую историю США последних 50 лет.

Характеризуя его как политика, наблюдавший за ним однажды в Москве и слушавший его на праймериз в Америке российский журналист писал, что Обама – «лидер безусловно харизматический, настоящий политик, как говорится, “до мозга костей”, не лишенный актерского дара… Сильное впечатление производит быстрота реакции Обамы – он, что называется, умеет думать “с колес”, быстро и точно реагирует на критику».

Праймериз 2008 года не обошлись без обычного черного пиара. Война компроматов против Обамы развернулась его конкурентами как из стана республиканцев, так и со стороны советников Х. Клинтон. Сначала его обвинили в принятии взносов в избирательную кампанию от крайне левых группировок, затем обнаружили в его речах «марксистскую лексику» и заподозрили в симпатиях к коммунизму. В то же время в СМИ появились утверждения, будто полное имя Барак Хусейн доказывает, что Обама – мусульманин и тайно симпатизирует боевикам из «Аль-Каиды». Об этом же якобы свидетельствует и фото его в белом тюрбане при встрече с бабушкой в Кении в 2006 году.

Наконец, среди темнокожего населения стали распространяться слухи о том, что, поскольку Обама не потомок привезенных в Америку черных рабов, ему чужды интересы и чувства афроамериканцев, и поэтому он ведет себя и говорит как белый человек. Не случайно, выступая в Атланте, штат Джорджия, перед прихожанами знаменитой церкви Мартина Лютера Кинга, Обама счел необходимым упрекнуть темнокожих американцев «за скрытый антисемитизм», а в штате Миссисипи напомнить им, что здесь их деды в 1960-х годах совместно с евреями боролись за равные гражданские права.

Однако бывало, что и сам он давал пищу для появления самых противоречивых заключений и сообщений в СМИ. Так, выступая в штате Айова, он, игнорируя постоянные ракетные обстрелы населения Израиля палестинцами, назвал последних «самым угнетенным народом на земле». Из этого следовало, что угнетали его евреи. Такое заявление было с шумным одобрением встречено лидерами «Хамас» и «Хизбаллы». Однако оно вызвало конфликт внутри Демократической партии и серьезные опасения среди американских евреев и в Израиле.

Представителям штаба Обамы пришлось объяснять, что его «не так поняли», а самому ему вплоть до конца праймериз не раз оправдываться, заявляя о своей поддержке права Израиля на самооборону от терроризма (и даже звонить об этом по телефону тогдашнему израильскому министру иностранных дел Ципи Ливни) и о том, что считает обеспечение безопасности Израиля одной из первоочередных задач США.

Опросы, проводившиеся Институтом Гэллапа, журналом «Newsweek» и другими, показали, что на праймериз Демократической партии за Х. Клинтон среди евреев голосовали в основном люди среднего и пожилого возраста, а еврейская молодежь – за Обаму. В целом же будущий кандидат демократов в президенты США смог бы рассчитывать почти на 2/3 голосов американских евреев и прежде всего – на поддержку со стороны левых журналистов, левой профессуры, левых общественных деятелей, части звезд Голливуда и таких спонсоров, как Джордж Сорос и Пенни Прицкер.

Между тем, выступив 4 июня с очередным заявлением о поддержке Израиля, Обама допустил в нем политический промах, сообщив о своей позиции в пользу единого и неделимого Иерусалима. В Израиле это было воспринято как настолько грубое преувеличение степени поддержки подобного рода, что посеяло серьезные сомнения по поводу того, насколько «правильные» слова и обещания сенатора от Иллинойса будут соответствовать его делам, если он станет президентом. В частности, не окажется ли Обама недостаточно жесток с Ираном, не потребует ли он от Израиля новых уступок палестинцам и не изменит ли тональность стратегических отношений между Израилем и США. Израильский МИД организовал в этой связи даже официальное совещание с приглашением внешних экспертов.

Неудивительно поэтому, что некоторые американские, израильские и российские обозреватели и политологи полагали, что в погоне за взносами еврейских спонсоров и голосами еврейских избирателей в Америке Обама всячески, временами даже перебарщивая, заискивал перед произраильским лобби в США и руководством Израиля.

Сознание утвержденного съездом в Денвере впервые в истории США кандидатом на пост президента США темнокожего сенатора от Иллинойса свободно от «генетического» наследия рабства, и сам он говорит о себе как о «человеке вне расовых рамок». Но в то же время он констатирует, что «корни непростых отношений между черными и белыми американцами зиждутся на расовой почве и США не могут позволить себе игнорировать эти проблемы».

Как известно, уже в эпоху рабства у двух-трех поколений негров и мулатов, родившихся в США, не могло не возникнуть чувства двойственной самоидентификации. Разочарование их в результатах американской революции конца XVIII века, сохранившей рабство в южных штатах, привело к появлению первых негритянских институтов и движений, носивших явно выраженный сепаратистский характер. Однако преобладающей тогда была тенденция к интеграции с белыми американцами, достигшая своей кульминации в годы покончившей с рабством Гражданской войны и радикальной Реконструкции Юга, давшей неграм гражданские права и возможность на равной основе участвовать в общественной и политической жизни.

Мнения американских социологов, экономистов, политологов, общественных деятелей по вопросу о том, «лучше» или «хуже» стали жить афроамериканцы и можно ли говорить о прогрессе в их положении за последнюю треть XX века, разделились. Одна группа авторов (как черных, так и белых) считает, что нельзя, тогда как другая полагает, что можно, ибо с институционным расизмом и правовой расовой дискриминацией темнокожих в США покончено, появился крупный темнокожий средний класс, вырос значительный слой темнокожей интеллигенции. Скорее всего, спор этот еще будет продолжаться, ибо нельзя измерить прогресс экономической и социальной статистикой.

Однако, на наш взгляд «со стороны», представляется, что со времени принятия законодательства о гражданских правах в США наблюдается несомненный прогресс как в реализации этих прав афроамериканцами, преодолевшими за это время большой психологический барьер, так и в межрасовых отношениях. И если в СССР известная концепция брежневской эпохи о якобы монолитности «многонационального советского народа» так и не выдержала проверки практикой, а обещанный в годы перестройки съезд КПСС, посвященный национальному вопросу, так и не состоялся, то «мозговые центры» корпоративной элиты США и ее вашингтонских администраций, улавливая и анализируя изменения в сфере межрасовых отношений в своей стране, в определенной мере стремились корректировать и менять свою политику в этой сфере.

Пожалуй, впервые за последние сто лет США добились реальных успехов в решении одной из острейших проблем своей истории – расовой проблемы. Тем не менее расистского типа мифы и предрассудки еще живут в сознании либо в подсознании значительной части белых американцев. И ясно, что афроамериканцам предстоит пройти еще весьма длительный и трудный путь, прежде чем они добьются фактического равенства со своими белыми согражданами на основе действительно полной интеграции с американским обществом.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.