[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2008 ТИШРЕИ 5769 – 10(198)

 

НепоЧтительный и неблагонадежный пшат

 

Меир Шалев

Библия сегодня

М.: Текст, 2008. – 267 с.

В легкой и остроумной публицистической книге всемирно известного романиста и всенародно известного колумниста в комфортных пропорциях смешаны высокие чувства и циничное ехидство, суждения вневременные и комментарий сугубо злободневный. Последний, правда, свою ценность постепенно теряет (все же книга была написана больше двадцати лет назад), да и вообще, сиюминутная политическая ангажированность, призывы к государственным мужам брать пример с редких добродетельных героев Библии, сетования на коррупцию и проч. и проч. как раз наименее интересны – как любая мораль и любая газетчина. Поэтому сосредоточимся на наблюдениях более бескорыстных.

Библия Шалева, как он сам заявляет в предисловии, «написана не Б-гом, и ее персонажи отнюдь не святые». И это еще вежливо сказано. Подобный неканонический, непочтительный и даже откровенно эпатажный подход местами забавен и оригинален, местами не очень. Согласитесь, не великий подвиг для конца ХХ века назвать Сару «злобной старой ведьмой», Ревекку – «нравственно низкой» и коварной, Давида – «старым грешником», Г–спода Б–га – «жестоким экспериментатором», а Вооза с Руфью увидеть занимающимися любовью меж снопов. Не нужно особой интеллектуальной смелости и для того, чтобы высветить все сомнительные моменты в поведении Мордехая и Эсфири, книга про которых и так известна своей трудной канонизационной судьбой.

Безусловно ценен сам факт альтернативного отношения к Библии, довольно скудно представленного в хозяйской традиции, где существует ни много ни мало четыре уровня понимания библейского текста – буквальный (пшат), аллегорический (ремез), гомилетический (драш) и мистический (сод) – и масса интерпретативных техник, но все они не выходят за определенные рамки и способны породить лишь полностью благонадежные толкования. Так что появление и в еврейской литературе оценки Библии как книги очень своей, но при этом совершенно человеческой, которой, выражаясь словами Бахтина, просто необычайно повезло, представляется крайне плодотворным. Ибо освобождение от почтительности в перспективе обещает фейерверк буйной фантазии, генерирующей образы от самых инфернальных до самых отвязных. Очевидно, не сразу. Ведь немало времени прошло с тех пор, как кто-то заметил, что бездеятельный меланхолик и философ, эталон чести и совести принц датский за несколько дней наворотил гору трупов, до появления ярких одиозных Гамлетов Стоппарда, Аки Каурисмяки и Преснякова-Серебренникова.

Давид Гарт

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.