[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2008 СИВАН 5768 – 6(194)

 

ВИЛАМИ НА РОДУ

 

Алла Дымовская

Рулетка еврейского квартала

М.: Астрель; АСТ, 2007. – 349 с.

Алла Дымовская не дебютант в прозе, ее предыдущий роман «Семь корон зверя» даже принес ей, как утверждается в пресс-релизах, славу новой Улицкой. Дымовскую приглашают на телевидение, устраивают пышные презентации, называют «известным литератором и философом».

Действительно, когда в финале, продравшись через потемки чужой души, обнаруживаешь: выхода не будет, – без философии не обойтись. Видимо, именно поэтому вместо эпилога помещен фрагмент Макиавелли о предопределении: судьба лишь наполовину определяет путь человека, наполовину же – он сам. Так и читателю, которого автор покинул, не предложив и намека на катарсис, остается самому достраивать и нравственную оценку, и скрытый смысл романа.

В любом случае, дойдя до последней страницы, понимаешь: бессмысленность, грязь и тотальная безнадега – сознательный эстетический ход. В этом при желании можно и впрямь увидеть нечто общее с Улицкой. Что поделаешь, эпоха литературных хэппи-эндов (да и любых «эндов») закончилась. Настоящему писателю ни к чему сюжетные интриги и духовные перипетии. Современный роман должен быть скучен и беспросветен, как современная жизнь. Подлинная коллизия происходит лишь в сознании читателя, которому предстоит перейти от чувства гадливости к переоценке собственного существования. Читательское омерзение словно призвано стать ключом к исправлению себя.

На эту задачу работают, надо полагать, и примитивная прорисовка характеров, и нарочитая неряшливость языка – плохо отредактированный женский речитатив со стилистическими ошибками на каждой странице. Желание хорошенько помыться по прочтении должно быть искренним.

Сразу оговоримся: ничего ужасного в книге не происходит. Молодая женщина, покончив с собой, получает возможность прожить жизнь еще раз. И вот, шаг за шагом, через криминал и чуть ли не проституцию, она добивается не доставшегося ей прежде успеха – лишь для того, чтобы сурово отомстить всем, кто ее притеснял, начиная с родной бабки. Вознаграждать благодетелей графиня Монте-Кристо не собирается – да и не попался на ее пути ни один приличный человек.

В центре книги – московская еврейская диаспора, частью которой Соня имела несчастье оказаться в прошлой жизни. Ни религиозных традиций, ни культурного наследия тут не найдешь – только пошлость и ничем не мотивированный гонор. «Полукровок» и «-овичей» – детей сапожников – здесь презирают как низшую касту. А члены касты высшей женят детей внутри своего круга и соревнуются в материальном достатке. Зато могут поговорить между собой на иврите и помнят пару легенд из Библии – например, будто негры, потомки Хама, обречены быть порабощенной расой. А над всем этим мирком – засилье безжалостных «еврейских мамаш»…

Неудивительно, что, вырвавшись в новую жизнь, Соня Фонштейн первым делом берет национальность отца и становится русской. От всего еврейского держится за версту. Получает новое имя. Однако проходят годы – и она неожиданно ловит себя на тех же расовых предрассудках. «Понятия их маленькой еврейской общины, – пишет Дымовская, – в смысле своем слабо расходились с мнением Адольфа Гитлера». Ненавистные героине еврейские черты проступают в ней все отчетливее по мере морального падения. В конце концов она возвращается на прежнее место – только победительницей, а не побежденной. Перед нами появляется «еврейская мамаша» нового типа – еще более безжалостная, с криминальными связями и убийством на совести.

Такова «рулетка еврейского квартала» – можно изменить все, кроме национальности. Можно начать жить заново – но нельзя переделать мир, в котором есть только злодеи или жертвы. В этом смысле роман Дымовской – еще одна книжка о том, как делают антисемитом. «Предыдущий роман был о том, что среди нас живут вампиры, новый – о том, что среди нас живут евреи», – иронизирует на «Букнике» М. Шейнман. Но антисемитизм, разумеется, тоже лишь часть художественной игры, лишний способ заставить «интеллигентного читателя» передернуться. Вот только оценит ли читатель эту игру?

Элиша Вогман

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.