[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2008 НИСАН 5768 – 4(192)

 

Здоровье тела, сознаниЯ и духа

Составитель Шолом-Бер Вайнберг

 

Скорая помощь и больницы

 

Служба скорой помощи

Ацала – служба скорой помощи, пристало сказать о ней несколько слов. Мы продолжаем пребывать в изгнании – а значит, над нами властны болезни и недуги, и мы нуждаемся во врачевании – том врачевании, о котором сказано «и <…> вылечит его» (Шмот, 21:19): подразумевается, что врач становится агентом Б-га, через которого приходит исцеление (см. Брахот, 60а и приводимые там источники).

Известно, что во времена рассеяния и изгнания нам дано два вида врачевания: когда человек, упаси Б-г, уже заболел, он нуждается в помощи докторов и лекарственных средств, чтобы вернуть себе здоровье; покуда же человек здоров, он должен принимать усилия, чтобы не заболеть.

Вторая форма целительства в чем-то сродни исцелению, как оно есть у Б-га: «ни одной из болезней <…> не наведу на тебя, ибо Я Б-г, твой Целитель» (Шмот, 15:26). Отчасти мы и сами можем исполнить то, о чем говорится в этом стихе Торы, – об этом напоминает Рамбам: описав, как человеку следует вести себя, чтобы оставаться здоровым, он заключает: «И кто ведет себя в соответствии с этим, тот – я гарантирую – не будет нуждаться во враче».

На более сложном уровне можно сказать, что предотвращение болезни опирается на знание о том, что существует исцеление и есть врачи. Когда человек знает, что ему доступна врачебная помощь, он пребывает в мире и покое – само это знание способствует его хорошему самочувствию, помогает сохранять здоровье.

И тогда мы можем сказать: ежели сам факт существования врачей и лекарств помогает нам не болеть, сколь же укрепляет нас в этом существование хатцола, служба скорой помощи.

А вот если человек знает о существовании того или иного лечения, врачей и лекарств, но они недоступны ему, – он может потерять покой.

В общем, сама мысль о том, что при первой необходимости прибудет «скорая помощь», помогает человеку избежать нужды в ее услугах.

И в дополнение к сказанному: когда человек выходит на улицу и видит карету «скорой помощи», это служит напоминанием о необходимости следовать советам врачей, исполнять их указания. Вышедший на улицу вспомнит: сколько раз врач говорил о том, что следует заботиться о своем здоровье, стремиться к правильному питанию и т. д.

Когда человек видит карету «скорой помощи», он осознает: ему она тоже понадобится, если он не будет вести здоровый образ жизни.

 

Больницы

<…> Как правило, я не высказываюсь о том, что лежит вне зоны моей компетенции. Но, взглянув на подробную программу медицинских исследований, которую Вы приложили к письму, я захотел поделиться с Вами некоторыми соображениями.

В медицинской литературе порой высказывается мнение о том, что некоторые микробы и инфекции непосредственно связаны с больницами, – не стоит ли чаще напоминать об этом?

Я не очень хорошо знаком с проблемой, но, насколько понимаю, она имеет отношение к способности бактерий развивать иммунитет к антибиотикам, как это произошло с пенициллином. Может оказаться так, что методы контроля над инфекциями, эффективные в других местах, в больницах теряют свою эффективность из-за того, что их применяют постоянно и бактерии вырабатывают иммунитет: живя в условиях агрессивной среды, они постепенно к ней приспосабливаются.

В свете сказанного надо провести какое-то разграничение между бактериями, обретшими иммунитет, и такого иммунитета не имеющими, а значит, изменить методы стерилизации, предотвращения инфицирования больных в клиниках и т. д.

 

О некоторых запретах и ограничениях

Прежде чем делать операцию, не согласующуюся с алахическими предписаниями, – например, стерилизацию, – спросите суждение раввина, допустима ли такая операция с точки зрения Торы.

<…> В течение так называемых Трех недель (то есть в промежутке между семнадцатым днем месяца тамуз и девятым днем месяца ав) воздержитесь от большинства лечебных процедур.

<…> Ваше желание сделать операцию во время Девяти дней (между рош ходеш менахем ав и Тиша бе-ав), да еще накануне Субботы, мне совершенно непонятно. Я бы очень советовал Вам отложить это до начала недели, которая наступит после Тиша бе-ав. Если же врачи настаивают – пусть будет так, но позаботьтесь, чтобы процедуры начались не накануне Шабат хазон.

Пусть Б-г, «целитель всякой плоти и податель чудес», ниспошлет «слово врачевания» и излечит Вас – посредниками же выступят Ваш врач и назначенное им лекарство.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.