[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2008 НИСАН 5768 – 4(192)
Палестина без евреев
К.М. Базили
Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях
Подготовка текста и предисловие И.М. Смилянской
Jerusalem: Gesharim; М.: Мосты культуры, 2007. – 608 с.
Константин Базили родился в 1809 году в Стамбуле, но после греческого восстания 1821 года его семья бежала в Одессу. Он учился в знаменитой Нежинской гимназии, где познакомился с Гоголем, и в Ришельевском лицее. Поступив в 1830 году на русскую службу, Базили несколько лет состоял при эскадре, крейсировавшей по Средиземному морю, и по итогам плавания выпустил ряд очерковых книг, благожелательно встреченных критикой, в том числе Белинским.
Но дипломатическая карьера Базили развивалась еще успешнее, чем литературная: пробыв несколько лет в Петербурге, а затем на Кавказе, он в самом конце 1838 года был назначен российским консулом в Яффу. До Яффы, впрочем, новоназначенный консул так и не доехал: еще до его прибытия консульский пост было решено перенести в Бейрут, так что он отправился прямо туда. Но и став в 1843 году генеральным консулом, Базили не оставлял литературных занятий и не прекращал работу над главным своим сочинением – книгой «Сирия и Палестина под турецким правительством».
Труд этот был закончен к 1847 году, однако издать два толстых тома удалось лишь 15 лет спустя. Еще через сто лет последовало переиздание, переводы на арабский, интерес и признание востоковедов. И вот теперь издательство «Гешарим» выпустило том, куда кроме самого фундаментального труда вошли «Статистические заметки о племенах сирийских и о духовном их управлении» и еще ряд подготовленных Базили приложений, опущенных в издании 1962 года.
Надо сказать, что для еврейского читателя «Статистические заметки» представляют особый интерес: включенный сюда раздел о «талмудистах, самаритянах и караитах» – единственное в книге целостное изложение взглядов Базили на еврейский вопрос применительно к Ближнему Востоку. Увы, взгляды эти не слишком оригинальны – российский консул дает довольно объективный очерк жизни евреев на Земле обетованной, описывает структуру их духовного управления и финансовое положение, с очевидным сочувствием говорит о жертвах цфатского погрома или дамасского кровавого навета, но стоит ему перейти к обобщениям, как шаблоны оказываются сильнее непосредственного восприятия: «Роковое влияние мистических бредней Талмуда пребывает во всей силе, и в них-то черпает народ свое изуверство и свою ненависть ко всем другим племенам». «Пагубное влияние Талмуда на иудеев» автор доказывает тем, что ставит самаритян и караитов (караимов), Талмуд не признающих, «несравненно выше талмудистов (т.е. собственно иудеев. – М. Э.) в моральном отношении».
В основном тексте автор уделяет евреям не слишком много места. «Благоговейные предания и упования иудейства» он вспоминает только для того, чтобы противопоставить их «безумным» друзам. Единственный еврей среди персонажей – банкир Хаим, выдающийся финансист и интриган, первый министр могучего Джаззар-паши, который, впрочем, однажды шутки ради отрубил своему советнику нос и ухо. Но и лишившись носа, Хаим продолжал верой и правдой служить своим господам и сыграл решающую роль в назначении следующим пашой Абдаллах-бея – в благодарность тот велел удушить банкира и забрать его миллионы в казну.
Однако, как ни парадоксально это звучит, именно фактическое отсутствие в книге евреев помогает сделать главный «еврейский» вывод из сочинения Базили. Междоусобицы, резня, мятежи, интриги, бесконечная война всех против всех – таковы Сирия и Палестина, увиденные русским консулом. Страна Израиля без своего народа неприглядна и безвидна, как земля в первый день творения.
Что до взглядов Базили на еврейский вопрос применительно к России, то они изложены в докладе на сессии Одесского уездного собрания 1881 года (по выходе в отставку бывший дипломат служил земским гласным), тогда же вышедшем отдельным изданием. Жаль, что «гешаримцы» не включили это небольшое, 39-страничное, сочинение в том в качестве приложения. Любопытно было бы ознакомиться и сравнить.
Михаил Эдельштейн
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.