[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2008 НИСАН 5768 – 4(192)

 

Вы читали? Из нашей почты // 2008, № 1

Реакция. Как же похож Леонид Коваль из Юрмалы на писавшего уже когда-то в «Лехаим» Керпеля, гражданина, советовавшего всем нашим собратьям не высовываться, жить тихо-тихо, чтобы, не дай Б-г, не стать шутами. Да сколько ж можно?! Просто какая-то «карающая гильотина» получается, которую мы зачем-то прочим сами себе вновь и вновь!

Леонид Коваль кажется неуравновешенным человеком. К тому же он не понял и одной десятой части Священного Писания. Пошел каким-то «своим путем», создал, как представляется, какие-то ему одному ведомые границы… Не веруя ни во что и решая за Б-га, Коваль тем самым становится разрушителем веры.

Мы благодарим раввина Ишаю Гиссера за его исчерпывающий и предельно компетентный ответ. Компетентность – то качество, которое нам остро необходимо сейчас, чтобы помочь понять таким, как Л. Коваль, что мы были всегда и будем всегда ближе на ступеньку к Б-гу, нежели остальные.

В нашем народе – огромные способности, многовековой опыт и, наконец, – вера в единого Б-га. Вот отличительные черты, которые делают нас евреями, то, что будет светить вечно. И со светом этим мы всегда будем Б-жьим народом.

И вовсе это не порочная мысль, как кажется Ковалю. И нет тут никакой боли вовсе, о которой он пишет. Скорее наоборот – больно за подобные письма. Больно, что встречаются среди наших людей такие, как Леонид Коваль и гражданин Керпель. Где ваша гордость за свой народ? Вы, господин Коваль, просто лишаетесь здравого смысла, когда постоянно сомневаетесь в собственной способности быть свободным и действовать раскрепощенно. О какой физической боли Вы пишете, если словами своими делаете больно другим? Вы полны ядовитого сарказма, и сарказмом своим раните в самое сердце тех, кто верит в Машиаха, в святость Торы и нашего народа. Образумьтесь, поймите наконец его исключительность, вместо того чтобы отстраняться.

Это, должно быть, потому, что Вы малообщительны или общаетесь не с теми.

Как объяснить слепому, что такое слон? Но все же хотелось бы Вас переубедить. Любой человек, решая важные задачи, в своем развитии неизбежно проходит ряд этапов. Надо накопить и усвоить жизненный опыт, правильно обучаться – обучаться по-еврейски. Найти себя и духовно быть с Творцом. Это достойно. Это важно.

Семья Бронштейн-Музолевских,

Петербург

 

Вы читали? Адин Штейнзальц. Авраамические религии: возможен ли диалог? // 2008, № 2

Реакция. Меня несколько удивило и покоробило то место, в котором раввин Штейнзальц говорит об иудаизме как «собственно говоря, не очень-то и религии», но «смеси религиозного, национального и семейного…». Это как же?! Или тут какой-то подвох, или скрытый парадокс, или я отказываюсь понимать раввина. Если иудаизм не религия, то что тогда религия? Если бы иудаизм был только смесью учения, национального и семейного, разве вышли бы из него христианство и ислам, о возможности диалога с которыми ведется беседа? Есть у меня и еще один вопрос к раввину. Неужели для того, чтобы хоть на время остановить кровавую бойню, затевая диалог между авраамическими религиями, необходимо обладать массивом знаний об иудаизме, равным нескольким Библиотекам имени Ленина? А что, если меньше – уже нельзя? Мотивация будет иной? В подобной ситуации христианин потребует глубоких христианских знаний, мусульманин – феноменального знания Корана и бесконечных комментариев к нему…

С. Шахнович,

Москва

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.