[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2008 НИСАН 5768 – 4(192)
Евреи, футбол и диктатура
Ада Ардалионова
Режиссер Као Хамбургер
Год, когда мои родители уехали в отпуск
Бразилия, 2006.
В конце февраля – начале марта совместными усилиями Института Латинской Америки РАН и Музея Кино (в ходе неравной борьбы потерявшего помещение на Красной Пресне и переехавшего в ЦДХ на Крымском валу) был проведен первый в Москве фестиваль современного кино Латинской Америки.
Народу не так много, как можно было бы ожидать от столичной молодежи, культивирующей латиноамериканскую моду – майки с Че Геварой, сальса-румба-Ману Чао и, конечно же, «в моих ботинках до сих пор кубинский песок».
Фильмы – разные, многие – милые, добрые, красивые и все что пожелаете, но совершенно ясно, что в сегодняшней Европе и Северной Америке подобное кино уже невозможно – ни в рамках артхауса, ни среди блокбастеров или трэша, нигде. Много фильмов про детей – и ощущение, что это фильмы нашего детства.
Картина с неподъемным названием «Год, когда мои родители уехали в отпуск» («O Ano em Que Meus Pais Sairam de Ferias»), с любовно снятыми интерьерами 30-летней давности, вяловатым действием и неоправданными претензиями на проникновение во внутренний мир ребенка, снискала полтора десятка наград и номинаций (в том числе на «Золотого медведя» в Берлине) и сочтена подтверждением «замечательного ренессанса бразильского кинематографа».
Мауро, сын еврея-коммуниста с неожиданно знакомым отечественному слуху именем – Даниэль Штайн, оказывается у дедушки, в еврейско-итальянском районе Сан-Паулу, поскольку его родители «уехали в отпуск», а на самом деле либо скрывались от полиции, либо пытались бежать из страны. Дедушка по несчастливому совпадению в тот же день скоропостижно умирает, и мальчик остается ждать возвращения родителей один – его опекают сосед деда, пожилой еврей Шломо, неземной красоты девочка Хана и итальянец-коммунист Итало, знакомый его отца по подполью. Община еврейских иммигрантов принимает Мауро, хотя он и необрезанный, и сын гойки, – и не столько в память о дедушке, сколько руководствуясь моделью «Моисея в корзине». Теперь все сердобольные еврейские тетушки называют Мауро «Мойшеле» и стремятся стать ему коллективной египетской принцессой.
Затянувшееся ожидание родителей проходит под щебет соседок и Шломины молитвы и песни в душе (Чирибим-Черебом!), в игре в футбол и подглядывании за женщинами в примерочной кабинке (еврейские мальчики любят это дело не меньше других – вспомните «Однажды в Америке»), на чем предприимчивая Хана, владеющая доступом к заветным дырочкам, делает немалый гешефт. И главное событие сезона – Кубок мира по футболу, который смотрят все: и дети, и студенты-коммунисты, и даже раввин, – общегражданская страсть смывает этноконфессиональные различия. В своих барах за бразильскую команду наверняка болеют и полицейские, что, впрочем, не мешает им устраивать зачистки – и студенты-коммунисты пропадают с нашего экрана (а кое-кому помогает заступничество раввина – представьте себе, такая вот особенность национальной диктатуры в оный период!).
В концовке у нас 1/2 happy end’а: возвращается одна мать, отца так и не выпустили, а «отпуск» свой они, вероятно, провели в тюрьме – ни бежать, ни лечь на дно не удалось. И мальчик с мамой уезжают из еврейско-итальянского квартала Сан-Паулу, из этого мира типовых пятиэтажек, шумной синагоги, веселых баров и футбола, конечно же футбола. Хорошая картина про 70-е. Она могла бы быть тогда же и снята. Впрочем, кто сказал, что «ренессанс» – это что-то новое?
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.