[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАРТ 2008 АДАР 5768 – 3(191)

 

Украинское путешествие Курта Левина

 

Курт Левин

Мандрівка крізь ілюзії («Путешествие сквозь иллюзии»)

Львов: Свічадо, 2007. – 478 с.

Имя раввина предвоенного Львова Иезекиля Левина хорошо известно историкам и специалистам в области украинско-еврейских отношений, как и мемуары его сына Курта, изданные в США в середине 1990-х. Учитывая «украинские» корни Левина, первый в СНГ перевод «Путешествия…» был сделан именно на украинский язык.

Иезекиль Левин – выходец из ортодоксальной семьи, окончивший тем не менее знаменитый Ягеллонский университет и защитивший диссертацию о взаимовлияниях неоплатонизма и иудаизма. Перед юношей открывались блестящие перспективы светской карьеры, вплоть до избрания в сейм. Однако он выбрал Служение и стал раввином в Катовице – германизированном городе в Западной Польше. Здесь молодой раввин завоевал огромную популярность. В конце 1930-х Левин переезжает во Львов (тогда столицу отдельного воеводства в составе Польши), где возглавляет реформистскую общину.

Перед читателем проходит вся жизнь местной общины (евреи составляли почти треть населения Львова) и фоном – довоенная польская действительность, отраженная в атмосфере большого города. «Уже в те годы завязывается дружба Иезекиля Левина с предстоятелем Украинской греко-католической церкви митрополитом Шептицким», – говорит редактор издания Жанна Ковба.

А в 1939-м приходят Советы… Превращение гимназии в десятилетку, еврейский комсорг, третирующий сына раввина, положение отца, который ждет ареста и вынужден ежедневно ходить на допросы, – раны, нанесенные эпохой, фиксируются автором хоть и скрупулезно, но беззлобно.

Спустя два года эта советская действительность – с ее голодом, холодом и унижениями – сменилась новыми реалиями. 2 июля 1941 года немцы провоцируют страшный погром во Львове. Левин, вместе с главой общины, идет к Шептицкому. Митрополит отправляет монахов остановить толпу. И предлагает раввину остаться у него. Левин отказывается… Через полчаса его схватят по дороге домой и убьют на глазах у сына. Убьют, как и три тысячи других евреев в тот день…

Для подростка начинается жизнь в гетто в Рава-Русской. Мимо идут полные составы на Белжец. И возвращаются обратно пустыми… А вскоре начинаются облавы, и юноша идет к Шептицкому, умоляя об одном – сохранить рукописи отца.

Митрополит прячет Курта и его 11-летнего брата Натана в своей резиденции. Потом под именем Романа Митки (этот ausweis приведен в книге) Левин скрывается в Студитском монастыре. Отношение монахов и священников к еврейскому вопросу – одна из главных сюжетных нитей мемуаров Левина.

Холокост заканчивается для автора бегством в Польшу, где он из Митки превращается в Матковского и успевает даже повоевать в Войске Польском. А с окончанием войны, как и тысячи других евреев, держит путь в Италию, где наспех созданы перевалочные пункты для будущих репатриантов. В Израиле Левин принимает участие в Войне за независимость. В книге приведены интересные характеристики Бен-Гуриона и Моше Даяна, с которыми он неоднократно сталкивался, будучи полковником Генштаба. В начале 1950-х герой уезжает на учебу в США, где и оседает.

Американский период жизни Курта Левина интересен прежде всего его участием в беатификации Шептицкого. Процесс этот непростой, ведь митрополит приветствовал приход нацистов в 1941-м, и из этой песни тоже слова не выкинешь. Уже позднее он (единственный представитель церкви в Европе) прямо обвинит Гитлера в геноциде и, рискуя жизнью, спасет несколько десятков еврейских детей в своих монастырях.

Сам Левин не выступает ни в качестве жертвы, ни в качестве обвинителя, а лишь в качестве свидетеля Холокоста, послевоенных судеб евреев, поляков и украинцев. Этот беспристрастный взгляд вкупе с уникальными свидетельствами о деятельности львовской еврейской общины превращает его мемуары в ценнейшее свидетельство эпохи.

Михаил Гольд

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.