[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2007 КИСЛЕВ 5768 – 12(188)

 

Иудаизм о геноциде

Нохум-Зеев Рапопорт

Понятие «геноцид»[1] впервые использовал польский еврей, правовед и юрист Рафаэль Лемкин (1901–1959) в своей книге «Европа под властью оси Берлин–Рим». Этим словом он обозначил чудовищную теорию и практику поголовного истребления еврейского народа немецкими нацистами. В том, что Генеральная Ассамблея ООН 11 декабря 1946 года приняла резолюцию, которая осудила геноцид и постановила рассматривать его как преступление против всего человечества, – немалая заслуга Лемкина.

 

9 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно одобрила конвенцию «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него», согласно которой наказуемыми являются также подстрекательство к геноциду, попытки геноцида, соучастие и сговор с целью совершения геноцида. Действие конвенции распространяется на любого преступника, независимо от его общественного или иного положения, а также на тех, кто несет ответственность за принятие законов, подразумевающих геноцид[2]. Вот как эта конвенция определяет геноцид: «лишение возможности существования целой группы людей». Такая формулировка подразумевает любое действие, направленное на уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной формации – всей или ее части. Подобными действиями считаются: массовое убийство людей, принадлежащих к какой-либо из вышеупомянутых формаций; нанесение им серьезных физических увечий или серьезного вреда их психическому здоровью; создание тяжелых жизненных условий, которые могут привести к физической гибели всех или части людей, принадлежащих к этой общности; вынесение законов, ограничивающих в ней деторождение; насильственный перевод детей из одной формации в другую с целью ассимиляции.

Массовое уничтожение целых народов и населения побежденных государств – распространенное явление со времен глубокой древности. Об этом упоминается в Пятикнижии: «А на Сеире жили прежде хореи, но сыны Эйсава изгнали их, и истребили их <…>» (Дворим, 2:12). В другом месте той же книги сказано: «А авим, живших в поселениях до Азы, кафторим, вышедшие из Кафтора, истребили их, и поселились вместо них» (2:23). Геноцид имел место и в Средние века, и в наше время. В 146 году н. э. римляне разрушили Карфаген и перебили его население. Христианские народы не раз были повинны в этом преступлении. Так, коренные жители Америки безжалостно уничтожались переселенцами из Старого Света. В Европе по инициативе католической церкви преследовались и уничтожались целые религиозные общины. Альбигойцы, члены религиозной секты, обосновавшейся на юге Франции, в 1245 году были вырезаны крестоносцами под предводительством Симона де Монфорта. Подобная же участь постигла и приверженцев «вальденской ереси». Мало кто из гугенотов уцелел после кровавой Варфоломеевской ночи. А менее ста лет назад человечество стало свидетелем очередного геноцида, совершенного турками-мусульманами, уничтожившими более полутора миллионов армян…

Еврейский народ не раз на протяжении своей истории становился жертвой геноцида. Начало ему положил фараон, повелевший топить в Ниле еврейских младенцев. Дело его в Средние века продолжили христиане и мусульмане – достаточно вспомнить изгнание евреев из Испании или массовое истребление их в Польше и на Украине в середине XVII века бандами Богдана Хмельницкого. Наконец, преемниками фараона выступили погромщики последних столетий в царской России и других странах Европы и Азии. Но самым ужасным событием такого рода несомненно является Катастрофа европейского еврейства во второй мировой войне. Все это – звенья в бесконечной цепи актов геноцида против Израиля, страдавшего от него больше, чем любой другой народ на земле. Может быть, именно поэтому Провидение избрало еврея инициатором принятия закона, рассматривающего геноцид как тяжкое преступление против человечества.

Многие из тех, кто занимался исследованием исторических аспектов этого закона, высказывали критические замечания в адрес Торы, так как в ней содержится повеление об уничтожении народов Кнаана, населявших Эрец Исроэл перед захватом ее евреями под предводительством Иеошуа бин Нуна. Эти исследователи цитируют книгу Дворим: «Но уничтожь их: хеттов, и эмореев, кнаанеев, и призеев, хивеев и йевусеев, как повелел тебе Б-г, Всесильный твой. Чтобы не научили они вас делать подобное всем мерзостям их, которые они делали для богов своих, и не согрешили бы вы пред Б-гом, Всесильным вашим» (20:17, 18) – и на основании этого утверждают, что евреи наравне с другими народами древности использовали геноцид в отношении населения покоренных стран.

Стоит внимательно отнестись к этому упреку и выяснить, действительно ли евреи не отличались в этом отношении от других народов. Те, кому дорога историческая правда, должны признать: народ, возглавляемый Моше и Иеошуа, никогда не исполнял это повеление[3]. Еврейские мудрецы, основываясь на достоверных источниках, пришли к выводу, что Моше был против закона об уничтожении населения во время войны. Он великодушно относился к семи народам, населявшим Эрец Исроэл, хотя последние были лютыми врагами Израиля. Согласно мнению законоучителей Талмуда, из-за несогласия Моше с этим повелением Всевышний отменил его, поэтому Израилю не пришлось поголовно истреблять племена, выступившие против него войной.

Морис Хиршфилд. Моисей. (Фрагмент.)

Однако теоретический аспект этого повеления представляет для нас интерес. Оно относится к той группе законов, о которых Талмуд и законоучители более поздних времен говорят: «Алоха (закон, определяющий, как поступать человеку) <действительно такова>, но законоучители не дают указаний применять ее». Закон, о котором идет речь, носил временный характер и соответствовал обычаям, распространенным в ту эпоху и диктовавшим народу-победителю истреблять побежденного, чтобы о нем и памяти не оставалось. Нет сомнения в том, что если бы Израиль потерпел поражение в войне с кнаанейцами, его ожидала бы та же участь. Подтверждение этому содержится в 83-м псалме, актуальном, увы, и поныне; его и сегодня невозможно читать без содрогания. Автор псалма взывает из теснин ко Всевышнему, умоляя Его пощадить Свой народ, который враги задались целью истребить.

Защитить себя, отомстить врагу – это заложено в самой природе человека; сдержаться и не воздать ему по заслугам – тяжелое испытание для его натуры, и подобное поведение противоречит духу еврейского Учения. Иудаизм отвергает «непротивление злу насилием»: «Опереди того, кто приходит убить тебя, и убей его первым» (Сангедрин, 72а). Тора не требует от нас относиться с милосердием к врагу, который попирает элементарные нормы морали и которому совершенно чужд гуманизм, который стремится к тотальному и беспощадному уничтожению еврейского народа. Об этом сказали наши учители, толкуя слова «когда выйдешь ты на войну против <аль> врага твоего <…>» (Дворим, 20:1). Буквальное значение слова «аль» – «над», так что дословный перевод: «над врагом твоим», а не «против врага твоего». Мидраш спрашивает: «Что означает “над врагом”? Сказал Святой <Творец>, благословен Он: “Выйдите <войной> на них – точно так же, как они не сжалятся над вами, и вы не <смейте> сжалиться над ними. Смотрите, что они провозглашают: пойдем, искореним их из среды народов, и имя Израиля будет предано забвению. Поэтому выйдите на них <беспощадной войной>, как на <лютых> врагов”» (см. Мидраш Танхума на Дворим, раздел Шойфтим).

Мы уже упоминали, что уничтожение побежденных народов – явление, широко распространенное в древности, как следует из Пятикнижия. Моше восстал против этой жестокой нормы, принятой язычниками, и не желал следовать принципу «мера за меру» в войне против языческих племен. Он не мог свыкнуться с мыслью о тотальном уничтожении жителей Кнаана, наоборот, обратился к ним с предложением о мире. Наши законоучители одобрительно отзывались об отказе Моше перебить население страны. Они объясняли: это повеление дано было в Торе лишь с целью испытать Моше, и когда вождь Израиля выдержал испытание, довольный его поведением Творец отменил повеление об истреблении кнаанских племен. Вместо этого Он дал ему гуманный закон, который устанавливал высокие моральные нормы в отношениях между народами и был принципиально новым для древнего, языческого человечества. Закон этот гласит: прежде чем начинать войну с каким-либо народом, следует обратиться к нему с предложением решить спор мирным путем (см. Дворим, 20:10).

Мидраш Танхума на Ваикро (раздел Цав) подробно рассказывает о том, как Моше воспротивился повелению о тотальном истреблении жителей Кнаана: «<…> Писание говорит: “Пути ее – пути блаженства, на всех дорогах ее – мир” (Мишлей, 3:17). Все, что написано в Торе, написано в ней ради мира. И хотя в Торе речь идет и о войнах, даже это ради мира написано. Ты обнаружишь, что Святой <Творец>, благословен Он, отменил Свое Собственное повеление во имя мира. Когда? В то время, когда Святой <Творец>, благословен Он, сказал: “Когда ты будешь осаждать город…” – и все относящееся к этому. Повелел ему Святой <Творец>, благословен Он, истребить их, как сказано: “Полностью истреби их”. Но Моше воскликнул: “Как же я сейчас пойду и перебью тех, кто виноват, и тех, кто не виноват?! Я пойду к ним с миром”. Как сказано: “И отправил я послов из пустыни Кдеймот к Сихону, царю Хешбона, с такими словами мира: „пройду я по стране твоей <…>“” (Дворим, 2:26, 27). Но когда <Моше> увидел, что путь того <царя> ведет не к миру, то сокрушил его, как сказано: “<…> и разгромили мы его, и сынов его, и весь народ его” (Дворим, 2:33). Святой <Творец>, благословен Он, сказал <Моше>: “Я говорил тебе: полностью истреби их – а ты не поступил так. Клянусь тебе: по тому, что ты сказал, Я и <повелю впредь> поступать. Как сказано: „когда подступишь ты к городу, чтобы завоевать его, то предложи ему мир“ (Дворим, 20:10). Поэтому сказано: “Пути ее – пути блаженства, на всех дорогах ее – мир”».

Иеошуа, следуя примеру Моше, призвал к миру тридцать одного правителя, которые властвовали в те времена в стране Кнаан; и только после того, как они отказались заключить с ним мир, начал против них войну. Это следует из стиха «Много дней вел Иеошуа войну с этими правителями; не было города, который заключил мир с сыновьями Израиля, кроме <…> Гивона» (Иеошуа, 11:18, 19). На основании сказанного Рамбам заключает: «Из этого следует, что он послал им <предложения> о мире, но они их не приняли» (Яд а-хазака, раздел Хилкос млахим у-милхамотейгем; 6:4). В Иерусалимском Талмуде сказано: «Рабби Шмуэл говорил: “Трех гонцов с царскими посланиями отправил Иеошуа в Эрец Исроэл <племенам, населяющим ее> перед тем, как пришел в эту страну <во главе народа Израиля>: тот, кто хочет покинуть <страну>, пусть покинет, тот, кто хочет с нами вести войну, пусть воюет. А тот, кто хочет заключить мир, пусть заключит мир. Гиргаши покинули страну, и Святой <Творец>, благословен Он, предоставил им страну, не худшую, чем Эрец Исроэл <…>” Жители Гивона заключили мир, а тридцать один правитель развязал войну и погиб <в ней>».

На основании приведенных выше источников Рамбан формулирует закон, который действовал во времена Моше и затем во времена Иеошуа, когда тот вел войну с народами, населявшими Эрец Исроэл. Вот что он пишет в комментарии к книге Дворим (20:10): «Призывают к миру даже в том случае, когда ведение войны – заповедь. Обязаны были призвать к миру даже семь народов, <населявших Эрец Исроэл>. Ведь Моше призвал к миру Сихона, царя эморейского (Бемидбар, 21:21, 22), и он не нарушил бы предписывающую заповедь “полностью истреби их” и запрещающую “не оставляй в живых ни души” (Дворим, 20:16) <…> И так сказали наши учители в Мидраш Раба, и в Мидраш Танхума, и в Иерусалимском Талмуде: “Сказал рабби Шмуэл <…>”» (см. вышеприведенную цитату).

В комментарии к Дворим (20:18) Рамбан пишет, что изначально данное в Торе повеление «полностью истреби их» все-таки не относилось к тем, кто раскается в своих аморальных и жестоких деяниях. Ибо Тора аргументирует необходимость их истребления, по словам Рамбана, тем, «чтобы они не научили вас служить <вашему Б-гу, Чье> Имя возвеличено, – сжигая ваших сынов и дочерей и совершая всякие мерзости, которые ненавидит Всевышний». Сказано в «Сифрей»: «Если они раскаялись, их не убивают». По словам Рамбана, «раскаяние означает принятие ими семи заповедей, данных сыновьям Ноаха, а не принятие иудаизма <…> И таким образом поступил царь Шломо, о котором написано: “И вот эта повинность, которую ввел Шломо: строит Дом Г-спода, и его дворец <…> весь народ, уцелевший <во время войны> из эмореев, хеттов, призеев, хивеев и йевусеев <…> Для потомков их, которые остались после их <смерти> в Стране Израиля и которых сыновья Израиля не могли истребить, ввел Шломо трудовую повинность <…>”».

Можно заметить в комментарии Рамбана еще один момент, касающийся закона об использовании труда побежденного в войне народа и пленных. Этот закон более прогрессивен, чем современные законы. Все государства в нашу эпоху используют труд военнопленных и населения оккупированных стран. Почти всегда этот труд либо вообще не оплачивается, либо плата за него бывает мизерной и не соответствует тому, что получают за то же самое граждане стран-победительниц. Рамбан в своем комментарии к Дворим (20:11) пишет, что хотя и разрешается принуждать население и пленных к работе и использовать их труд как государству, так и частным лицам, им следует дать «достойное вознаграждение» за это.

В Талмуде и в книгах законоучителей, начиная со средневековых и кончая современными, довольно редко обсуждается точка зрения Закона на преступления, совершенные государствами в лице их правителей и военачальников. Наш Закон занимается в основном уголовными и бытовыми преступлениями, последствия которых не столь масштабны, как результаты столкновений между странами, народами или этническими группами. И если об убийстве одного человека Талмуд говорит: «И каждому, кто погубит одну душу <…> Писание засчитывает это, как будто он погубил целый мир <…>» (Сангедрин, 37а), – то тем более страшным должно быть наказание тому, кто уничтожил множество людей. Поэтому представляет особый интерес четко сформулированная точка зрения одного из выдающихся законоучителей и толкователей Талмуда и Писания, живших в XIX веке, рабби Моше Сойфера, согласно которой убийство или гибель группы людей, к которым привели своими действиями власть предержащие в каком-либо государстве, – тяжелое преступление, несмотря на то что оно произошло в ходе войны и не было актом простого садизма. Рабби Сойфер приводит свою точку зрения по этому вопросу в связи с толкованием одного из высказываний Талмуда: «Сказал Шмуэл: “Империя, которая погубила <не более> шестой части населения, не наказывается <Небесами> <…>”» (Швуэс, 35б). Раши объясняет, что речь идет о погибших при выполнении различных принудительных работ по приказу властей. Если погибла шестая часть от общего числа рабочих, то властители не наказываются за это Небесами, если же погибло больше людей – правителей ожидает кара.

Авторы Тойсфойс не согласны с объяснением Раши, так как, похоже, считают, что государство не имеет законного права принуждать население трудиться в условиях, опасных для жизни или здоровья[4]. Согласно этим авторам (в соответствии с комментарием Маараша), речь идет об израильском царе, вышедшем на войну, которую Закон позволяет вести против какого-либо государства или народа. И если под его предводительством в войне погибло больше шестой части войска противника или гражданского населения его страны, то ему не избежать Небесной кары.

Миниатюра работы Жана Фуке. Падение Иерихона. XV век.

По другому мнению, речь идет о правителе любого государства, который привел к гибели людей как в ходе военных действий, так и при других обстоятельствах. Рабби Моше Сойфер в книге респонсов Хатам сойфер (Орах хаим, 208) удивляется вышеприведенным словам Талмуда. Ведь, согласно им, ежели какая-то империя или великая держава, покорившая множество народов и среди них евреев, приведет к исчезновению, упаси Б-г, всего народа Израиля, то она не понесет за это кары, так как вполне допустимо, что евреи будут составлять меньше шестой части населения этой империи! Автор Хатам сойфер доказывает, ссылаясь на различные источники, что гибель целого народа или какой-либо этнической, религиозной или расовой формации по вине государства и его правителей является тяжелейшим преступлением против людей и Б-га, и повинным в нем не избежать суровой кары. По его мнению, слова Талмуда не относятся к гибели целого народа, племени или какой-либо иной формации в человеческом обществе. Этот законоучитель, наверное, и не подозревал, что его слова являются пророческими и сказанное им станет актуальным через 100 лет, – ведь он сформулировал закон о геноциде за век до того, как его приняла Генеральная Ассамблея ООН.

У многих народов до сих пор принято прославлять военачальников, несмотря на то что они пролили много крови и не всегда деяния их были вызваны суровой необходимостью. Пророки Израиля восставали против кровопролития в войнах и говорили, что, хотя убийство врагов неизбежно, оно наносит ущерб цельности человеческой души. Пророк Натан не посчитался со всеми достоинствами царя Давида, его всенародной славой и популярностью и упрекал его за кровопролитие, несмотря на то что войны тот вел справедливые. Вот слова Натана, обращенные к Давиду: «И было мне сказано слово Г-спода: “Много крови ты пролил, и великие войны ты вел; не построишь дом во Имя Меня, ибо много крови, пролитой тобой, <из-за которой и ты не полностью чист> передо Мной, впитала земля”» (Диврей а-ямим, I, 22:8; см. комментарий раввина Довида Кимхи – Радака – к этому стиху).

Я слышал рассказ одного из старших преподавателей и наставников Любавичской ешивы в Кфар-Хабаде в Израиле о его участии в Шестидневной войне. Он, наряду с другими жителями Кфар-Хабада, мобилизованными в армию, обратился к ныне покойному раввину этого поселка рабби Ш.-З. Горелику с вопросами, возникшими в связи с участием в войне. Раввин этот в свое время был одним из ведущих авторитетов в области Закона – сначала в России, а потом в Израиле. Среди прочих наставлений, которые дал раввин, было следующее: не убивать обезоруженных врагов, если они не угрожают жизни солдат. Даже захваченных в плен террористов, на которых не распространяется Женевская конвенция о пленных, не следует убивать.

Можно ли простить тех, на чьей совести пролитая кровь как евреев, так и арабов? Все народы, и в первую очередь евреи, ждут наступления периода, о котором сказано: «<…> и перекуют они мечи свои на орала и копья – на садовые ножницы, не поднимет народ на народ меч и не будут больше учиться воевать» (Ишаяу, 2:4).

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1] От греч. genos – «род», «племя» и лат. caedo – «убиваю».

[2] Некоторые арабские лидеры открыто призывают к ликвидации Государства Израиль и уничтожению его еврейских граждан. Согласно конвенции, призывающие к этому – преступники, виновные в подстрекательстве к геноциду, однако международные организации не привлекают их к ответственности и даже не критикуют за подобные призывы.

[3] Это можно понять из начала книги Шойфтим (1:27–3:7), где комментаторы Танаха рассматривают вопрос, почему евреи позволили многим представителям народов Кнаана остаться жить вместе с ними на территории Эрец Исроэл – вопреки, казалось бы, прямому повелению Всевышнего.

 

[4] Возможно, авторы Тойсфойс считают, что слово «катла» означает в Талмуде убитых на войне, а не погибших во время тяжелых работ.