[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2007 ЭЛУЛ 5767 – 9(185)

 

Люди и деревьЯ против хаоса двадцатого века

 

Сост. Е.Б. Левина

Ева Левина-Розенгольц. Живопись и графика

М.: Галарт, 2006. – 144 с.

В юности она училась у знаменитого марийского скульптора Эрьзи. Ее молодость была связана с Борисом Левиным, писателем, погибшим на финской войне. Ее творчество высоко ценили Фальк и Фаворский. В последние годы жизни она вдохновляла Булатова и Кабакова. Кто же этот удивительный разнообразный человек? Ева Павловна Розенгольц (1898–1975). Несколько раз ей приходилось начинать жизнь заново.

Она родилась в Витебске, ее мать училась в школе Ю.М. Пэна. Искусство, таким образом, имело прочные корни в семье купца Розенгольца, однако с начала первой мировой войны и вплоть до окончания Гражданской его дочь почти не снимала халат медсестры и врача. Переехав в Москву, она занимается скульптурой и одновременно учится во Вхутемасе у Фалька. Много позже, в 1957 году, в разговоре с Булатовым Фальк сказал, «что, хотя некоторые его ученики стали известными художниками, он находит, что только один из них – Ева Павловна – оправдал его педагогические принципы». В это время она связывает свою судьбу с Борисом, писателем, не успевшим развернуться во всю мощь своего таланта.

Впрочем, их союз продолжался менее десяти лет. Ева Павловна смело меняет обстоятельства своей жизни. Она поступает на Высшие педагогические курсы при Вхутеине, а затем и вовсе переходит к прикладному искусству: идет на ситценабивную фабрику рабочим-практикантом, потом становится художником по росписи тканей. В 1937 году оформляет советский павильон на международной выставке в Париже.

Но наступает период, когда ее жизнь ломается под напором обстоятельств. В репрессиях гибнут братья, на финской войне – бывший муж. А уже после войны, в 1949 году, и она попадает в ссылку. Красноярский край, лесоповал, баржи… Ее спасает знание медицины и прикладного искусства.

Сколь это ни парадоксально, именно в ссылке Ева Павловна находит себя. По словам Булатова, «там она стала учиться заново. Это была неосознанная, но непреодолимая потребность найти язык для выражения того, что она пережила. Она как будто старалась забыть все, чему ее учили».

Альбом состоит из двух неравных разделов. Десятка полтора портретов, пейзажей и натюрмортов двадцатых-тридцатых годов – и около сотни графических работ пятидесятых-семидесятых. Два совершенно разных художника. Вот названия серий: «Орнаменты», «Деревья», «Болота», «Люди», «Небо», «Фрески», «Люди. Пластические композиции», «Пейзажи». Но и деревья – не деревья, и люди – не люди. Это экзистенциальная графика, показывающая, как в полном хаосе, в полной тьме, в полной разобщенности возникает слабый свет, слабый зачаток космоса, слабый луч единства мира.

Михаил Не-Коган

  добавить комментарий

<< содержание 

 

 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.