[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2007 АВ 5767 – 8(184)

 

«О еврейском раввине еврее Айзике, собиравшем с евреев деньги длЯ депутатов еврейских, находЯщихсЯ в Петербурге»

Публикация, предисловие и комментарии Александра Локшина

Разделы Польского королевства в 1772, 1791 и 1795 годах превратили значительную часть евреев Польши в подданных русского царя. Но только по прошествии нескольких десятилетий евреи по-настоящему столкнулись с российскими государственными бюрократическими институтами и почувствовали на себе тяжелую длань имперской власти. Это произошло после публикации указа «Об обращении евреев к отправлению рекрутской повинности в натуре, с отменою денежного с них сбора, вместо отправления оной положенного», подписанного Николаем I 26 августа 1827 года. Из множества касавшихся евреев законов, принятых за весь четвертьвековой период николаевского царствования (1825–1855 годы), именно этот указ оказался наиболее травматичным для еврейской общины и на долгие годы стал для нее символом эпохи гонений («гзейрос»).

В Западной Европе призыв евреев на воинскую службу являлся либо результатом их эмансипации, либо важной вехой на пути к юридическому равноправию. В отличие от Запада, военная служба в России не была составной частью единого комплекса прав и обязанностей подданных, а представляла собой повинность, которая избирательно налагалась государством по социальным, экономическим или же стратегическим причинам. Хотя Россия и была первой европейской страной, которая ввела обязательную военную службу, она стала одной из самых последних стран, которая ввела всеобщую воинскую обязанность (1874 год).

Пока евреи жили под властью польской короны, вопрос о воинской повинности никогда не стоял, ибо в Польском государстве не было обязательной воинской службы. Когда же евреи оказались подданными Российской империи, они поголовно были обложены специальной податью, освобождавшей их от воинской повинности – как это было принято в отношении лиц, принадлежавших к купеческому сословию.

Этот подход был пересмотрен Николаем I почти сразу же после восшествия его на престол. Новый царь был убежден, что без участия армии не может быть решена ни одна серьезная проблема. Приверженный этому руководящему принципу, он пытался применить военную модель к решению большинства вопросов русской жизни. Николай I распространил воинскую повинность на группы населения, которые ранее были освобождены от нее: украинское казачество, жители Царства Польского, разорившееся дворянство западных губерний, военные поселенцы и даже часть духовенства. Для бродяг и преступников младше двадцати лет, а также для наказанных за уголовные преступления евреев и сектантов ссылка в Сибирь по решению Николая была заменена службой в армии. Таким образом, указ Николая I об отбывании рекрутской повинности евреями были естественным следствием общего внутриполитического курса, направленного на унификацию российского общества при помощи армии. В отношении евреев служба в армии рассматривалась как эффективное средство борьбы с их социальной и конфессиональной обособленностью.

Весть о готовящемся введении натуральной воинской повинности быстро распространилась среди евреев и вызвала среди них сильнейшее беспокойство и волнение. Армия должна была лишить еврея привычного окружения, общинной среды и поместить его в другой мир – неведомый, пугающий, угрожающий отнять у него его образ жизни и веру. Рекрутская повинность должна была подчинить евреев – представителей свободного податного сословия – государственной институции, которая фактически являлась пенитенциарным учреждением.

Для того чтобы предотвратить подписание и введение в действие указа, воспринимавшегося как «гзейра» (бедствие, ниспосланное свыше), еврейские общины и их лидеры предпринимали всевозможные действия: объявляли строжайшие посты, устраивали молебны на кладбищах, трубили в шофар, призывали души праведников заступиться за них перед Всевышним. Наряду с этим они прибегали и к другому достаточно традиционному и, как казалось, действенному способу: сборам значительных средств для подкупа правительственных чиновников. Об этом сохранились свидетельства чиновника первого отделения канцелярии Министерства внутренних дел, где разрабатывались детали введения воинской повинности для евреев – О.А. Пржецлавского. Он сообщает о 20 тыс. рублей, полученных будто бы сенатором Н.Н. Новосильцевым, которому предложено было заняться разработкой законопроекта. «Государь не делал из этого тайны: все знали и рассуждали о предстоящей рекрутчине евреев. Последние давно уже знали о том, что для них готовится, и имели в Петербурге своих агентов для того, чтобы удар отвратить или по крайней мере отсрочить ad calendas Graecas» (до греческих календ, т. е. – никогда. – А. Л.)[1]. Известен также рассказ о взятке «за молчание» в размере 200 тыс. рублей, будто бы данной члену Государственного совета адмиралу и графу Н.С. Мордвинову. С.М. Дубнов отмечал, что сходство этих показаний «свидетельствует о наличности подкладки во всем этом деле. Сведения из еврейских источников должны установить, какая доля правды содержится в сообщениях русских чиновников и слухах из бюрократических сфер»[2]. Публикуемые документы, состоящие из переписки различных должностных лиц империи, касающиеся тайного сбора евреями денег, отложились в фонде высшего органа политического сыска в империи Третьего отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии[3]. Эти документы свидетельствуют о том, что и после обнародования указа о рекрутском наборе евреи продолжали надеяться на его отмену. Из документов предстает картина массового участия евреев Волынской, Подольской, Минской губерний, Полтавы, Кременчуга, Николаева, Херсона, Чигирина и других мест в сборе средств с целью отвести рекрутчину. В этой деятельности – которая так и не привела ни к каким результатам – участвовали представители экономической и духовной элиты, в том числе и такие видные духовные лидеры своего времени, как хасидский цадик Мотл Тверский из Чернобыля, овручский раввин Авроом-Дов и бердичевский раввин Ицхок Айзик Раппопорт.

Указ Николая I о призыве евреев на воинскую службу.

 

Документы

 

Секретно

Его Императорскому Высочеству,

Государю Цесаревичу Великому

Князю Константину Павловичу

Генерал-адъютанта Бенкендорфа[4]

 

Рапорт

Начальник IV округа корпуса Жандармов, Генерал майор Родзянко, уведомил меня, что в первых числах декабря с.г., приезжал в город Херсон бердичевский раввин Айзик[5], для сбора с богатых Евреев складочных денег, в распоряжение Еврейских депутатов[6], находящихся в С.-Петербурге, и требующих, от живущих в разных местах России Евреев капитала в 100 000 рублей для обработания какого-то дела; и что сей сбор производится тремя человеками, посланными в разные губернии с книгами.

Находя сие собирательство, заслуживающее особенное внимание, и бдительнейшее наблюдение со стороны правительства, я предписал Генерал-майору Родзянке, чтобы он употребил все возможные меры, согласных с установленными в руководстве Жандармского корпуса правилами к обнаружению оных стал возможно, сего секретного собирательства и счел долгом всепокорнейшее донести о сем Вашему Императорскому Высочеству.

Подписал:

Генерал Адъютант Бенкендорф.

А.Х. Бенкендорф.

15 мая 1828 г.

Его Превосходительство Родзянко

От Его Императорского Высочества

Цесаревича

 

Главнокомандующего Литовским отдельным корпусом Господину Генералу от инфантерии и Кавалеру графу Толстому[7].

Получив отношение генерал-адъютанта Бенкендорфа от 19-го прошлого апреля, о собираемой якобы между Евреями денежной складки для Еврейских депутатов находящихся в Санкт-Петербурге, предписал я Гражданским Губернаторам высочайшее вверенных надзору моему губерний принять под рукою и без малейшей огласки такие меры, кои бы послужить могли к точному открытию сего злоупотребления, Исправляющему должность Волынского гражданского губернатора в особенности, поручил разведать о бердичевском раввине Айзике, отправлявшемся якобы по сему предмету в Херсон и обратить на действия и связи его особенное внимание. И в случае открытия правильных на то подозрений в собирании складок, захватить деньги и бумаги, могущие обнаружить злоупотребление со всей точностью.

В таковом распоряжении моем уведомляя Ваше Сиятельство признаю оные присовокупить: что по дошедшим ко мне в 1826-м году слухам, о собирании Евреями для Депутатов складок, на предмет отклонения принимаемых мер устройству Еврейского народа и к подвержению Евреев рекрутскому набору, предписывал я тогда же Гражданским Губернаторам собрать о том надлежащие сведения, но из полученных мною от Губернаторов донесений оказалось, что в 1818-м году по Высочайшему соизволению приглашаемые были Еврейские кагалы к принесению золотых и серебряных позументов, употребляемых обыкновенно Евреями на воротниках свадебных и похоронных рубашек, и сии позументы по распоряжению Губернаторов продаваемы были с публичных торгов[8], а собранные деньги отправлялись к бывшему Министру Духовных дел[9] для вручения Еврейским депутатам, но таковые приношения прекращены в конце 1819го года и с того времени, по удостоверению Губернаторов, не было уже между Евреями никаких на сей предмет складок.

Варшава, Генерал Инспектор

всей Кавалерии

Константин.

3 июня 1828 года

Копия рапорта Его Императорскому Высочеству Цесаревичу. Волынского Гражданского губернатора.

По секретному повелению Вашего Императорского Высочества от 5 минувшего Мая правивший должность мою Волынский Вице-Губернатор Барон Врангель, командировал в м<естечко> Бердичев чиновника особых поручений майора Нечая для открытия под рукою и без огласки: точно ли Бердичевский раввин Айзик был в городе Херсоне для сбора с богатых Евреев складочных денег, в распоряжение Еврейских Депутатов, находящихся в С. Петербурге; Полицмейстера же, Городничим и Земским Исправникам предписал стараться, без огласки, открыть не собирают ли Евреи непозволительных складок и не разъезжают ли кто либо с книгами на записку таковых, а затем буде откроются следы сего злоупотребления, взять виновных под стражу со всеми находящимися при них бумагами.

Чиновник Нечай в рапорте ко мне от 29 минувшего мая изъясняет, что по секретным разысканиям его оказалось: во-первых: по воспоследовании Высочайшего Манифеста о наборе с Евреев рекрут, в сентябре месяце прошлого 1827 года, было у Евреев распоряжение на счет собирания денег с души по 15-ти злотых серебром, а от богатых Евреев и купцов сколько будет пожертвовано добровольно, для сбора сих денег отправлялись раввины города Овруча Аврум Бер[10] и Киевской губернии местечка Чернобыль Мотель[11] по городам и местечкам в губерниях: Волынской, Подольской, Минской, которыми и собрано денег до 80 т. руб. ассигнациями. Во-вторых: бердичевский раввин Айзик Раппопорт отправился по сему же самому делу в Полтаву, Кременчуг, Николаев, Херсон, Чигирин и прочие места по паспорту житомирского городового магистрата, находясь же в отлучке два месяца, по возвращении привезенную сумму вручил для хранения Бердичевскому 2-й гильдии купцу Иосю Лейбе Каменке, где и прочие деньги, по сему предмету, собираемые поступали. В-третьих, Бердичевский 3-й гильдии купец Мотель Тартаковский по Еврейским духовным делам называемый, с Бердичевским же купцом Фроимом Апелем (он же Колкер) отправлялись по сей же порученности по Волынской и Киевской губерниям и по возвращении в Бердичев в марте сего года, собранные деньги более восьми тысяч рублей отдали вышеписанному купцу Каменке для предполагаемой ими цели. На счет же собранных денег в сентябре или октябре месяцах прошлого года Овручский раввин Бер, Бердичевский купец Мотель Тартаковский и г<орода> Житомира Еврей Лейбл зять Лисянского, отправлялись в город Варшаву.

В след за сим донесением майора Нечая, получил я рапорт Бердичевского полицмейстера Хотинцова, в коем прописывает, что по принятым им секретным мерам открылось, что действительно в первых числах декабря 1827 года Бердичевский Раввин Айзик Раппопорт ездил в Херсон от чего и сам не отрекается и хоть показывает, что сия его поездка была якобы для испрошения себе подаяния, но отысканное у него на Еврейском языке одно письмо и регистр, переведенные на Российский, ясные открывают следы, что он имел переписку с какими-то Николаевскими Евреями Шаею Могилевским и Мошею Нухимом, о каком то спасении и помощи Еврейскому народу, и что регистр удостоверяет о сборе в Николаеве и Херсоне от тамошних богачей денег, количество коих вовсе не походит на подаяние, ибо один николаевский богач Еврей Михуель внес 10 т., а прочие 12 богачей: по 1000, по 500, по 300, по 250, по 200 и по 100 руб. ассигнациями. По сим подозрениям полицмейстер взяв под стражу раввина Айзика, представил оного ко мне вместе с найденными у него бумагами и паспортом. По таковым донесениям я теперь же сделал следующее распоряжение:

а) Предписал Житомирскому Полицмейстеру что бы Бердичевского Раввина Айзика Раппопорта содержал под особенною стражею, не позволять ему отнюдь иметь с кем либо сношений и разговоров, впредь до разрешения начальства, каковому аресту подвергнуть и житомирского Еврея Лейбыша зять Лисянского, ездившего в прошлом году на счет собранных денег в Варшаву.

б) Бердичевскому Полицмейстеру велел я посадить тот час под подобный же арест Евреев Иося Лейбу Каменского, Мотеле Тартаковского и Фроима Апеля, рассадив их всякого порознь в особенных комнатах, у купца же Каменки сходно повелению Вашего Императорского Высочества. Так как открыто правильное подозрение, захватить тот час все его бумаги и деньги, которым учиня опись, представить по опечатании коих как можно скорее, а между тем обеспечить как лавки так и имущество его от растраты во избежание пасть могущего с него взыскания.

с) Овручскому городничему по нарочной эстафете предписал взять Раввина Аврума Бера и подвергнуть его строгому аресту, не позволяя ни с кем разговаривать и отыскать все его бумаги, предоставить оных ко мне.

d) Киевскому Гражданскому Губернатору сообщил я о поступлении согласно повелению Вашего Императорского Высочества с Чернобыльским Раввином Мотелем, разъезжавшим вместе с Раввином Бером для сбора денег.

e) Отнесся к Херсонскому Гражданскому Губернатору о взятии под строгий присмотр николаевских Евреев Шаи Могилевского и Мошки Нухима с коими имел переписку Бердичевский Раввин Айзик Раппопорт .

О каковом распоряжении моем всепокорнейше донося Вашему Императорскому Высочеству, имею честь представить при сем на благорассмотрение копии с переводов письма и регистра с прочими бумагами найденными бердичесвским полицмейстером у Раввина Айзика.

Верно.

Действительный статский

советник Менц.

Военные кантонисты. 1821–1825 годы.

 

Помета: О Еврее Айзике

Генерал Майор Родзянко

Его Императорского Высочества Цесаревича

 

Главнокомандующего Литовским Отдельным Корпусом Господину Генерал-Лейтенанту и Кавалеру Бенкендорфу.

Из отношения моего к Г<осподи>ну Главнокомандующему в С. Петербурге Генералу от Инфантерии графу Толстому от 5 мая прошлого 1828 года. Ваше Превосходительство усмотрите, какие сделаны были от меня распоряжения по всем Высочайше вверенным моему надзору Губерниям и Области Белостокской об открытии тайных между Евреями связей и делаемых ими денежных складок для обработания каких то касающихся до Евреев дел, а затем о дальнейшем поступлении с делающими скрытно таковые складки.

Следствием принятых по сему предмету мер, я получил от Волынского и Подольского Гражданских Губернаторов донесения, что разнесшиеся слухи о делаемых Евреями складках на предмет якобы исходотайствования сею мерою у разных властей облегчения для Евреев в признаваемой ими для себя тягостною рекрутской повинности, подали повод к заключению о правдоподобии оных, ибо несколько Еврейских Раввинов и других Евреев точно отправлялись в Новороссийские и Польские губернии настояла за сим надобность обнаружить в ближайшем виде таковые разъезды Евреев. По сему случаю подвержены были задержанию все те Евреи, коих по собранным справкам падало сомнение, что они сами участвуют в сборе с Евреев пожертвований, или же знают о том допущено было даже внезапное забрание у тех Евреев бумаг и разных счетов, и наконец, назначены были формальные исследования как в Волынской, так равно и в Подольской Губерниях, по всем сим изысканиям кроме слухов и голословных рассказов не обнаружено ничего достоверного, чтобы могли повести к правильному заключению на счет обвинения исключительно кого либо из Евреев за собираемые с Евреев на вышеизъясненный предмет денежные складки, ибо оговоренные в собирании пожертвований несколько Раввинов и других Евреев, и в том числе и Бердичевский Раввин Айзик Рапопорт, о котором Ваше Превосходительство сообщали мне в отношении Вашем от 19 апреля 1828 года. Сведение не сознались и ни чем не уличены в действительном собирании на тот предмет пожертвований. Хотя открыто, что они отправлялись в прошлом 1828 году из мест их жительства в разные губернии, где Евреи проживают, но как они сами, так равно и другие Евреи единогласно показали, что таковые разъезды не имели ничего вредного и тайного пред Правительством и что хотя и собирались в некоторых местах в пользу разъезжавших раввинов складки, но сие делалось по их приглашениям для пособия бедным.

Русские евреи в Одессе. 30-е годы.

На сем прекратились дальнейшие формальные исследования, сперва в Подольской, и наконец в Волынской губернии, почему я признал соответственным возложить на Подольского и Волынского Гражданских Губернаторов, дабы они не ограничиваясь сделанными пред сим изысканиями, не оставляли настоящего обстоятельства без особенного внимания и продолжали всеми возможными способами разведывать не будет ли впредь происходить между Евреями непозволительных на что либо складок: и как тайные их сборы всегда ведут к тому, что бы оными ниспровергать относящиеся до Евреев полезные постановления Начальства, то в случае обнаружения таковых складок принимать меры об уничтожении оных и подвержении собирающих законной ответственности, доводя в то же время и до моего сведения для принимания, по мере необходимости, дальнейших и с моей стороны распоряжений. А как по случаю производившегося в Волынской Губернии о таковых складках исследования подвержены Полицейскому надзору несколько Раввинов и других Евреев, и воспрещены им из мест задержания по делам их отлучки, то чтобы мерою дальнейшего задержания тех Евреев не уличенных в собирании на вышеизъясненный предмет складок, не причинять им напрасных разорений, я предписал Волынскому Гражданскому Губернатору отпустить прикосновенных и задержанных по сему делу Евреев в их дома, дав им при сем отпуске строгое наставление, чтобы как они сами, так равно и другие зависящие от них еврейские старшины не принимали впредь никаких участий в секретных совещаниях, ни же в каких либо предосудительных складках и доводили о том до сведения начальства, под опасением поступления с ними за противные тому действия по всей строгости законов.

Что относится до прочих трех состоящих под моим надзором Губерний и Области Белостокской, в таковых как свидетельствуют донесения тамошних Губернаторов не открыто до сего времени ничего вероятного на счет делания подобных денежных складок; не менее того дальнейшие разведывания тщательно и там продолжаются.

Я поставлю долгом уведомить о всех сих обстоятельствах Ваше Превосходительство на отношение ко мне Ваше от 19 апреля прошлого 1828 года и для доведения об оных до Высочайшего сведения Государя Императора. При чем не оставьте всеподданейшее доложить Его Императорскому Величеству, что по сведениям доставляемых ко мне из Высочайше вверенных моему надзору Губерний о образе исполнения Евреями рекрутской повинности в натуре и об издержках падающих на Еврейские общества при сдаче следующих от них по раскладкам рекрут, сказывается также некоторое подозрение, что Еврейские кагальные поверенные и другие их Старшины, имеющие большое на жидов влияние, со времени подвержения Евреев рекрутской повинности, под предлогом необходимости якобы в значительных издержках для противодействования распоряжениям правительства, стараются сами умножить денежные складки на покрытие будто бы расходов при сдаче рекрут и, собираемые, таким образом, деньги, обращают в свою пользу. О сих ухищрениях Еврейских Старшин в нескольких токмо впрочем Городах и местечках, производятся по распоряжению моему в Виленской и Минской губерниях особые исследования, как для поступления с виновными по законам буде таковые окажутся, так равно и в том предположении, чтобы мерою строгих по сему предмету изысканий по возможности отвращать столь предосудительные и вредные для самих Евреев действия их Старшин и Поверенных, пользующихся слепою к ним доверенностью Еврейского народа.

Варшава, 24 февраля 1829.

Генерал-Инспектор всей Кавалерии

Константин.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru

 



[1] Ципринус (O. Пржецлавский). Калейдоскоп воспоминаний. 1811–1871 // Русский архив, 1872. С. 1752–1753.

[2] С. Дубнов. Как была введена рекрутская повинность для евреев в 1827 г.// Еврейская старина. 1909. Вып. IV. С. 265.

[3] Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) Ф. 109, 1 эксп. Oп. 1828. Д. 196. Л. 2–24 ОБ.

[4] Бенкендорф Александр Христофорович (1783– 1844) – генерал от кавалерии, шеф жандармов, командующий имперской Главной квартирой, начальник III отделения, сенатор.

                Исторические документы публикуются с сохранением орфографии и пунктуации оригиналов. – Ред.

[5] Ицхок-Айзик Раппопорт – раввин в Бердичеве в 1820–1830-х годах.

[6] В связи с тем, что еврейская община (кегила) в России не имела своего представительного учреждения, еврейские общества посылали в С.-Петербург уполномоченных, которые в качестве поверенных – депутатов от одного или нескольких обществ – поддерживали в центральных правительственных ведомствах различного рода ходатайства. Они являлись и основными ходатаями, пытавшимися отменить или по меньшей мере отсрочить введение закона о рекрутской повинности для евреев. С 1823 года в столице оставались всего лишь два депутата – Михель Айзенштадт и Маркус Файтельсон.

 

[7] Толстой Петр Александрович (1761–1844) – генерал от инфантерии, сенатор с 1800 года, c 1828 года председатель Департамента военных дел Государственного совета.

[8] Доходы, вырученные от продажи позументов, официально шли на содержание еврейских депутатов в С.-Петербурге.

[9] Голицын Александр Николаевич (1773–1844) – министр духовных дел и народного просвещения в 1816–1824 годах. С 1817 по 1824 год по высочайшему повелению под его начало были предоставлены все дела, относящиеся к евреям.

[10] Авроом-Довбер (ум. в 1842 году в Цфате) – один из лидеров украинских хасидов, ученик р. Нохума из Чернобыля, раввин в Житомире и Овруче. В 1832 году переселился в Эрец Исроэл.

 

[11] Мордехай (Мотл) Тверский (1770–1837) – основатель влиятельной династии цадиков, возглавлявших хасидские общины Украины на протяжении всего XIX столетия.