[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2007 ТАМУЗ 5767 – 7 (183)

 

Зоар и мы

 

Гершом Шолем

Основные течения в еврейской мистике

Jerusalem: Gesharim, 5765; М.: Мосты культуры, 2004. – 512 c.

Труды Гершома Шолема по истории еврейских мистических течений уже давно приобрели статус классических. Он не только стал одним из первых ученых, применивших научно-критический метод к мистическим текстам, но и вернул их в еврейское духовное пространство: прежде эти тексты вытеснялись на обочину традиции рационалистическим мэйнстримом в духе Маймонида.

«Основные течения» – одна из главных книг Шолема. Она охватывает огромный объем материала – от еврейского гностицизма периода второго Храма и мистицизма Меркавы, через хасидизм средневековой Германии, профетическую кабалу, развитие и влияние мистики Зоара, лурианскую мистику и саббатианскую ересь до хасидизма XIX века. Книга Шолема вобрала в себя итоги его двадцатилетних исследований и надолго заложила принципы исследования мистической традиции. Не случайно в предисловии к английскому переизданию 1979 года библеист Роберт Алтер называет «Основные течения» «одним из редких интеллектуальных достижений середины XX века».

Разумеется, исследования даже такого ученого, как Шолем, не могут вместить все аспекты мистической традиции. Указывая, что «колыбелью мистики был Эрец Исроэл» и находя ее истоки в древних еврейских текстах, Шолем почти не затрагивает влияние вавилонской и египетской традиций на развитие раннего еврейского мистицизма. Мало сказано и о взаимовлиянии еврейской и христианской мистики. Важный и долгое время считавшийся бесспорным итог исследований Шолема – идентификацию Моше де Леона как автора Зоара – некоторые исследователи подвергают сомнению в пользу гипотез о групповом авторстве. Но эти и другие позднейшие изыскания не отменяют значительности труда Шолема.

Юрий Табак

  добавить комментарий

<< содержание 

 

 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru