[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2007 СИВАН 5767 – 6 (182)

 

Сексуальность в свете кабалы и хасидизма

Шломо Розеноер

Надо, конечно, обладать немалой наглостью, чтобы озаглавить статью подобным образом. Дело в том, что означенная тема совершенно необъятна. Это похоже на то, как если бы автор взялся в небольшой статье изложить все достижения современной математики.

Должен сознаться, что в мои намерения входит сообщить лишь самые фундаментальные сведения, относящиеся к этой важной и деликатной теме. При этом я обращаюсь в первую очередь к юному русскоязычному читателю. Ибо, к величайшему сожалению, качественных материалов по еврейскому половому воспитанию на русском языке практически не существует. Между тем они крайне необходимы в современном, быстро меняющемся мире. Ведь если совсем недавно основную опасность для подростка представляла улица, то сейчас гораздо более серьезная угроза находится непосредственно в доме: это Интернет, до отказа заполненный всяческой похабщиной. В то же время период полового созревания – наиболее ответственный в жизни человека; именно в эти годы у него формируется отношение к сексу, определяющее выполнение им одной из важнейших жизненных задач. Об этом сказал рабби Нахман из Брацлава: «Душа человека спускается в этот мир лишь для борьбы с таавас-ниуф – сексуальным вожделением!»

Здесь уместно также привести слова раввина Адина Штейнзальца:

 

Наша традиция не рассматривает секс как нечто порочное или постыдное; напротив, она относится к нему как к сфере человеческих отношений, в которой могут и должны проявиться высокая духовность и святость. Именно заключенной в этих отношениях святостью и объясняются наложенные на них ограничения. Ибо даже каждый из высших духовных миров символизирует, среди прочего, мужское или женское начало, и между ними имеет место нечто вроде сексуального контакта, а отношения между мужчиной и женщиной в нашем мире являются отражением происходящего в высших мирах. Вот почему эти отношения так мощно воздействуют на душу человека… Поэтому необходимо относиться с особым вниманием и осторожностью к сексу, представляющему собой крайне могущественную духовную силу».

(«Роза о тринадцати лепестках».)

 

Эти слова рабби Штейнзальца – особенно выделенные разрядкой – нуждаются в пояснении. Давайте прежде всего попытаемся понять, что представляет собой человеческое тело с точки зрения кабалы.

«И сказал Всесильный: “Создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…”» (Брейшис, 1:26). Сразу же возникает вопрос: что такое «образ» Всевышнего? Ведь в другом месте Пятикнижия ясно сказано: «…никакого образа не видели вы в тот день, когда говорил с вами Б-г у Хорева из огня» (Дворим, 4:15). На основании этого стиха Рамбам, перечисляя тринадцать основ иудаизма, указывает: Всевышнему не свойственны какие бы то ни было физические характеристики. По его словам, «Он не является ни телом, ни энергией, свойственной телам». Кроме того, нам известно, что Всевышний бесконечен, абсолютно ничем не ограничен, Его сущность непостижима и не может быть обозначена терминами, доступными человеческому пониманию. Это вызывает, в свою очередь, еще более глобальный вопрос: каков характер связи между бесконечным Творцом и конечным по своей природе творением? Логичным было бы заключить, что никакая связь между столь различными, диаметрально противоположными сущностями вообще невозможна.

Этот вопрос, который можно было бы назвать «основным вопросом кабалы», решается следующим образом: для взаимодействия со Своими творениями Всевышний создал особую, так сказать, интерфейсную систему, занимающую промежуточное положение между конечным и бесконечным. Описанием этой необычайно сложной и интересной системы, которую мы будем называть «системой сфиройс» (хотя можно было бы назвать ее «системой миров» или «системой парцуфим», антропоморфических образов), занимается кабала. Опишем эту систему в самых общих чертах.

Для нас существенны два момента. Во-первых, некоторые компоненты системы называются «мужскими», а некоторые – «женскими». Суть дела в том, что первые служат для отдачи духовной энергии, а вторые – для ее получения. Во-вторых, структура всей системы сфиройс в целом и отдельных ее элементов подобна строению человеческого тела. Точнее было бы сказать, что тело человека служит отражением или проекцией системы сфиройс, которая, собственно, и является Б-жественным «образом». Согласно этому толкованию, вышеприведенный стих из Торы следовало бы перевести так: «Создадим человека с помощью Нашего образа» – то есть с помощью системы сфиройс.

Весьма любопытно, что при определенном подходе систему сфиройс можно уподобить (не забывайте, что это лишь метафора!) не отдельному человеку, а семье из пяти человек, включающей деда, отца и мать, их сына и дочь. И, что совершенно поразительно, последние два члена этой семьи, называемые Зер Анпин и Нуква и символизирующие на определенном уровне системы сфиройс мужское и женское начала, также как будто состоят между собой в брачном союзе! На это намекают слова «Шир а-Ширим»: «сестра моя, невеста моя». Разумеется, Тора строжайше запрещает половую связь брата с сестрой. Однако в духовных мирах такое единение между аналогичными высшими сущностями – явление нормальное. И не случайно наши праотцы Авраам и Ицхак называли своих жен «сестрами». Согласно кабале, их слова были истинными в духовном, хотя и не в физическом смысле. Третий Любавичский Ребе – Цемах Цедек – также указывал на то, что отношения брата и сестры запрещены, поскольку они заключают в себе настолько мощный потенциал святости, что он не может быть реализован в физическом мире.

Несмотря на ограниченные рамки статьи, необходимо провести параллели между десятью сфиройс и различными частями человеческого тела. Сфире Кетер («корона») соответствует аура. Хохма и Бина («мудрость» и «постижение») – это два полушария мозга, Тиферес («красота») – туловище, Нецах и Год («вечность» и «великолепие») – ноги. Сфире Йесод («основание») соответствует половой орган, а сфире Малхус («царство») – «венец» полового органа, его головка (или, при другом подходе, жена человека). Это не должно нас удивлять, поскольку в Торе сказано, что муж и жена должны стать «единой плотью».

Итак, можно сделать вывод, что человеческое тело представляет собой не что иное, как наглядное пособие для изучения кабалы, то есть структуры и функционирования системы сфиройс, или Б-жественного «образа». На это намекают слова книги Иова: «…научившись понимать душу свою, облаченную в плоть, я увижу Б-га» (19:26). И именно этим объясняется то обстоятельство, что кабала использует язык антропоморфических описаний. В то же время пользоваться подобными параллелями следует с крайней осторожностью. Изучающий кабалу должен сознавать, что высшие сущности абсолютно абстрактны и лишены всякого телесного, вещественного или сексуального (в обычном, человеческом понимании) содержания. В этом заключается одна из основных трудностей в изучении кабалы.

Как уже говорилось, задача системы сфиройс состоит в том, чтобы сделать возможным процесс творения, который, имейте в виду, осуществляется постоянно. В каждый момент времени как все мироздание в целом, так и все отдельные существа получают Свыше некую силу, энергию, обеспечивающую их существование. Эта жизненная сила именуется на иврите словом «шефа», которое точно на русский язык перевести практически невозможно (хотя в христианской литературе для обозначения этого понятия используется термин «благодать»). Как учит кабала, Б-жественный свет, или шефа, пройдя через систему девяти сфиройс (исключая Малхус), сосредоточивается в сфире Йесод. Оттуда шефа передается сфире Малхус, символизирующей женское начало, а она уже распределяет ее между всеми индивидуальными существами физического мира. Кстати, отрывок из книги Мишлей под названием «Эшет-хаил» («Кто найдет жену столь совершенную?»), читаемый непосредственно перед совершением ритуала освящения Шабоса, – это гимн не только в честь хозяйки дома, но и в честь космической «Домохозяйки», Вечной Женственности, или сфиры Малхус.

Коль скоро тело человека представляет собой микрокосм системы сфиройс, то процесс вырабатывания и передачи шефа также должен иметь свое отражение на уровне тела. Нетрудно догадаться, что аналогом шефа служит не что иное, как семя человека, которое, согласно кабале и Талмуду, зарождается в его мозгу. Рабби Нахман из Брацлава подчеркивает: тот, кто совершает грех напрасного излияния семени, самым реальным образом растрачивает вещество собственного мозга!

Необходимо сознавать, что тело человека означает много больше, чем просто модель системы сфиройс. Это, как минимум, модель с обратной связью. Иначе говоря, все, что происходит с телом, оказывает влияние и на систему сфиройс. Любое наше движение порождает последствия во вселенском масштабе. Поэтому становится понятно, что нет большего счастья и наслаждения в мире, чем то, когда мужчина соединяется с женщиной, являющейся его женой по закону Моше и Израиля с соблюдением всех требований, относящихся к чистоте этого акта, – ведь в этот момент человек уподобляется Самому Творцу, дарующему животворящую силу всем мирам и созданиям! Отсюда же можно сделать вывод, что величайшая профанация, на которую способен человек, заключается в том, что эта святая животворящая сила – можно даже сказать, его сущность – расходуется им напрасно.

И вот мы пришли к сказанному в книге Зоар: нет большего греха, чем напрасное излияние семени, и грех этот настолько тяжек, что в нем невозможно раскаяться и исправить его последствия. Следует также иметь в виду, что под напрасным излиянием семени Тора подразумевает любое запрещенное половое сношение, как то: сношение с женщиной в состоянии нида (то есть не очистившейся предписанным образом после окончания менструальных выделений), сношение с язычницей, прелюбодеяние (то есть связь с чужой женой), инцест, гомосексуализм и скотоложство.

В какой-то мере мы можем понять, почему Зоар столь строго предостерегает именно от этого греха. Ведь напрасное излияние семени означает передачу драгоценной духовной энергии (шефа), вверенной человеку Свыше, в область зла и нечистоты, называемую на языке кабалы клипойс (от «клипа», что означает «шелуха», «оболочка»). Было бы большой ошибкой предполагать, что при напрасном излиянии семени духовная энергия, заключенная в нем, исчезает бесследно. Уж если мы верим в физические законы сохранения материи и энергии, то тем более логично предположить, что мощнейший заряд духовной энергии, заключенной в семени человека, никак не может пропасть бесследно! И действительно, как учит кабала, этот заряд «поглощается клипой». Более того, поглощение это приводит к рождению малоприятных существ, а именно демонов и злых духов, которые впоследствии могут причинить зло собственному «отцу», ответственному за их рождение, как при его жизни (например, могут вызвать у него депрессию), так и после смерти.

Можно также сказать, что грех этот составляет метафизическую сущность или квинтэссенцию любого преступления, указанного в Торе. Так, в книге Тания говорится, что суть любого греха заключается в передаче жизненности миру клипойс. Это относится именно к любому греху, в том числе не носящему выраженного сексуального характера, – скажем, еврей полакомился куском мяса очень вкусного, но некошерного животного (недавно я видел русскую рекламу одного ресторана: «Некошерно, но очень вкусно!»)… Похоже, Зигмунд (Шломо) Фрейд с его теорией о том, что все поведение человека (например, такое действие, как еда) имеет сексуальную подоплеку, был не так уж далек от истины.

Интересно, что Зоар в одном месте выводит запрет напрасного излияния семени из отрывка Пятикнижия, где речь идет о сотворении деревьев (Брейшис, 1:11): «И сказал Всесильный: “Да произрастит земля <…> дерево плодовитое, производящее по роду своему плод, в котором семя его на земле”». Этот отрывок, содержащий на первый взгляд несколько избыточных слов, Зоар истолковывает следующим образом: «эц при» («плодовитое дерево») – намек на женское начало; «осэ при» («производящее плод») – намек на мужское начало; «ашер заро во» («в котором семя его») – намек на то, что семя должно храниться внутри, а не изливаться напрасно.

Всем известна история про Эра и Онана, которых Всевышний умертвил за этот самый грех… Следует уточнить (и это отмечают авторы многих трудов по сексологии), что их грех, по мнению большинства комментаторов Пятикнижия, заключался не в самоудовлетворении, а в том, что они практиковали прерванное сношение (coitus interrompus) с женой; таким образом, распространенное название греха напрасного излияния семени, связанного с именем Онана, является ошибочным. Согласно кабале, их грех отличался особой тяжестью, ибо приводил к разъединению сфиройс Йесод и Малхус.

Вот что, кстати, весьма интересно в этой истории. Известно, что Эр и его брат Онан совершили один и тот же грех. Почему же Тора явно упоминает о нем лишь в отношении Онана, в то время как про Эра сказано: «Но Эр, первенец Иеуды, был неугоден Б-гу, и умертвил его Б-г» (Брейшис, 38:7)? Ведь если Эр первым совершил названный проступок, то закономерно было бы ожидать, что Тора расскажет об этом открыто. Ответ я нашел в комментариях одного раввина из Майами. Он пишет, что, в отличие от Эра, согрешившего лишь пред Всевышним, Онан был виновен и перед людьми. Ибо, как сказано, он делал это, «чтобы не дать потомства брату своему»; а известно, что первый ребенок, рожденный от левиратного брака, представляет собой реинкарнацию души умершего.

Поразительно, что при всем этом, согласно Алохе, запрет напрасного извержения семени не относится к числу 365 заповедей, перечисленных в Торе, а представляет собой исур ми-де-рабанан, то есть установлен мудрецами. Лишь один-единственный законоучитель придерживается мнения, что этот запрет все-таки упомянут в Торе, а именно содержится в числе Десяти заповедей: там сказано «ло тинаф» (Шмойс, 20:14), что обычно переводят как «не прелюбодействуй», хотя эти слова допустимо истолковать и в более широком смысле: «не блуди», «не развратничай». Однако, как было сказано, Алоха не следует этому мнению. Одно из объяснений чему можно найти в седьмой главе первой части книги Тания. Речь там идет о том, что, несмотря на всю тяжесть этого греха, последствия его больше проявляются в сфере чисто духовной, нежели материальной. Иными словами, жизненность впустую исторгнутого семени относится к категории «орос бли келим» («свет, не облеченный в сосуды» – ситуация, характерная для мира Хаоса). Хотя она обладает особенной силой и в изобилии может порождать духовную нечистоту, наиболее тяжелой ситуацией следует считать таковую, когда сила эта облекается в материальный «сосуд». Словами Тании, «…в этом смысл изречения мудрецов по поводу сказанного: “Искривленное нельзя выправить” (Коэлес, 1:15) – имеется в виду ребенок, рожденный от близости, запрещенной Торой… Он <отец этого ребенка> никогда не сможет возвысить эту жизненную силу к стороне святости, так как она уже спустилась в этот мир и облеклась в живое человеческое тело».

Мы вынуждены также коснуться здесь одного особенно омерзительного греха, распространившегося в последние годы как на насквозь прогнившем Западе, так и на не менее разложившемся Востоке. Речь идет о гомосексуализме. Всем, и особенно нашим юным читателям, следует знать, что Тора называет этот грех «мерзостью» (а она в редчайших случаях употребляет столь сильные выражения) и относится к нему с особой непримиримостью. Согласно Алохе, гомосексуалист во многих отношениях ставится вне закона: например, если про какого-то мужчину известно, что он предается этому пороку, то – почти совершенно беспрецедентно! – жена его имеет право выйти замуж за другого без необходимой в таких случаях процедуры развода. В свете сказанного можно представить себе, насколько ужасным является этот грех с точки зрения кабалы. Ведь вся система сфиройс основана на том, что мужское начало передает влияние женскому; поэтому ясно, что гомосексуалисты извращают саму сущность и предназначение человека и его Б-жественного образа и приносят в мир неслыханные разрушения и смерть (что очевидно на примере внезапно обрушившегося на человечество СПИДа)!

«Но позвольте, – воскликнет читатель, – а как же Оскар Уайльд, Андре Жид и Борис Виан? Разве они не достигли высокой духовности?»

Ответ на это прост: их духовность безусловно является извращенной! Согласно кабале, она представляет собой тиферес-ше-бе-клипа.

Несмотря на это, даже в некоторых еврейских кругах на Западе появилась тенденция к оправданию мужеложства – на том основании, что, мол, страсть к этому извращению настолько сильна у некоторых людей, что не поддается контролю. Это, конечно, отражает общую тенденцию в странах Запада, где стало просто верхом неприличия выступать против гомосексуалистов. Тамошнее общество выработало целую идеологию апологетики этого омерзительного греха, запрещенного, кстати, согласно Торе, не только для евреев, но и для всего человечества. Так, я собственными глазами видел объемистую «научную» монографию на французском языке, где на нескольких сотнях страниц доказывалось, что в силу генетических законов некоторые люди от рождения являются гомосексуалистами и лишены какого-либо выбора в этом отношении. Но все эти «доказательства» разбиваются об одну-единственную фразу из Талмуда, когда мудрецы говорят, что слово «тоэва» («мерзость»), употребленное в Торе в отношении этого греха, можно истолковать как два слова: «тоэ ва» («заблудился на пути к ней»).

Конечно, можно предположить, что определенный процент людей обладает врожденной склонностью к гомосексуализму. Однако в самой по себе склонности еще нет ничего дурного, если она никак не проявляется не только в действиях человека, но в его словах и даже мыслях, – наоборот! Я позволю себе процитировать Рамбама («Шмоне праким»): «Изучение трудов наших мудрецов приводит нас к выводу, что они больше ценят человека, побеждающего в себе злое начало, нежели того, кто свободен от побуждения ко злу и потому не ведет с ним никакой борьбы. Они идут еще дальше, утверждая, что чем более высокого уровня совершенства достигает человек, тем более сильное желание согрешить возникает в нем, тем ожесточеннее ведет он войну со своей склонностью ко злу. “Чем больше человек, тем сильнее его дурное начало” (Сукко, 52а). Мало того, они добавляют, что награда тому, кто побеждает в себе дурное начало, определяется соразмерно страданиям, перенесенным им в этой борьбе. Выражаясь словами мудрецов, «вознаграждение соответствует степени страданий» (трактат Овойс, 5:21). Более того, они требуют от человека осознавать свои дурные желания и помнить о необходимости противостоять им; они запрещают человеку говорить: “Если бы даже Тора не запретила делать такой-то грех, у меня все равно не было бы ни малейшего желания его совершить”. Рабан Шимон бен Гамлиэл говорит об этом так: “Не говори: “У меня нет желания есть мясо вместе с молоком; у меня нет желания носить одежды из смеси шерсти и льна: у меня нет желания совершать запрещенные половые сношения”, – но говори: “Я желаю всего этого, но руки мои связаны, ибо Отец мой Небесный мне все это запретил!”»

В заключение я должен сказать, что человеку, виновному в совершении даже тягчайших сексуальных преступлений, не стоит все же впадать в отчаяние. Рабби Нахман из Брацлава считал величайшим своим достижением, стоившим ему неимоверных усилий, открытие «пути универсального исправления». Он учил, что приведенные выше слова Зоара о невозможности исправления последствий греха напрасного излияния семени не следует понимать буквально, и указывал: исправлением этого греха – совершенного невольно или злонамеренно – служит чтение следующих десяти псалмов Давида в следующем порядке: 16, 32, 41, 42, 59, 77, 90, 105, 137, 150. Рабби Нахман советовал также окунуться в этот день в воды миквы. По его словам, «если ты веришь, что смог что-то испортить, ты должен верить и в то, что в состоянии это исправить».

В другом месте он говорит о том, что произойдет непосредственно перед приходом Мошиаха. В Танахе сказано: «Заглотнет изобилье он – и изрыгнет: Г-сподь исторгнет <все> из его чрева» (Иов, 20:15). Рабби Нахман объясняет: здесь имеется в виду Сатан, проглотивший мириады искр святости. Придет время, когда он должен будет извергнуть всю свою добычу. Его буквально вывернет наизнанку, до тех пор пока ни единой искры не останется в его брюхе – все они будут исправлены и возвращены в область святости. Да случится это уже скоро, в наши дни! Амен!

  добавить комментарий

<< содержание 

 

 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru