[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2007 СИВАН 5767 – 6 (182)

 

ГЕНОМ НЕНАВИСТИ

Борис Мильштейн

До нас, жителей XXI века, дошли прекрасные мифы и сказания народов древности. Один из таких мифов – легенда о дружбе и равенстве между людьми. Оказывается, первичными в их отношениях были терпимость и уважение друг к другу. Я имею в виду то время, когда кочевники Двуречья захотели возвести Вавилонскую башню на великой равнине Сеннаар. Единомыслие и взаимопонимание древних подвигли их на возведение высокой башни, которая достигала бы небес. Она должна была служить путеводным маяком, указывая путнику дорогу к дому – и это предупредило бы рассеяние людей по всей земле. Однако Б-гу не понравилась эта затея. Он опасался, как бы люди не вскарабкались по башне на небо и не нанесли Ему бесчестия в Собственной обители. Обратившись к окружающим Престол семидесяти ангелам, Он предложил им спуститься на землю и смешать речь людей. Ангелы не только смешали речь, но и изменили внешний облик людей – появились расы. Помимо того, каждый из семидесяти ангелов посчитал своим долгом, с целью еще большего разобщения людей, вложить в их души отрицательные качества – те особенности, которые и по сей день носит в себе род людской. Пересчитайте пороки человеческой натуры – их семьдесят...

Вавилонская башня. Абель Гриммер.

1570 год.

С тех пор пролилось много крови. Впитываясь в землю, она способствовала образованию смеси, на растворе которой возводились стены отчуждения между людьми. Со временем эти стены, под действием природных явлений, потеряли свое былое величие, пришли в упадок, осели, выветрились. Так же как конструкция колеса, изобретение древних, докатилась до наших дней, так же неизменным остался способ физического размежевания между людьми. И сейчас еще этот вид разномыслия не потерял своей актуальности. Поныне возводятся всё новые стены, а та, первая стена отчуждения в человеческих взаимоотношениях со времен Вавилонского столпотворения заметно окрепла, «приобрела исторический опыт», идейное обоснование. В общении между людьми превалируют негативные качества человеческой натуры. И если во времена Вавилона этика имела обличье разве что эмбриона, то сегодня она присутствует в отношениях между народами не более чем в виде миража.

Наряду с прекрасными легендами древности, до нас докатились отголоски былых наветов и наговоров: к ним нельзя относиться добродушно, как к сказке или небылице. Именно они, попав на благоприятную почву христианской нетерпимости и предвзятости, способствовали расцвету ненависти к Человеку.

Листая прессу и книги, часто натыкаюсь на утверждение о том, что евреи Европы в Средние века занимались преимущественно ростовщичеством – постыдным в те времена видом деятельности. Результат: неприязнь европейцев к евреям. Так ли это и в этом ли на самом деле причина неприязни?

Усомниться в расхожем утверждении мне помогла книга русского писателя Л. В. Успенского «Ты и твое имя. Имя дома твоего». Автор подводит нас к такой мысли: «На заре истории люди мало чем отличались друг от друга, кроме своих личных признаков: один мог быть хромым, другой – рыжеволосым, третий славился огромным ростом или большой силой; но внутри рода, внутри племени все были рыбарями или охотниками, все занимались примерно одним и тем же. А теперь человеческое общество стало куда более пестрым и сложным. Теперь рядом поселяются и живут люди, совершенно непохожие друг на друга по своим занятиям <…> я умелый кузнец, ты опытный мельник, а он искусный сапожник. И то, что он сапожник, поважнее того, что он – горбун или человек, рано облысевший. Этот признак профессиональный, деловой становится, пожалуй, самым бросающимся в глаза отличием <…> И человек очень часто начинает называться либо по месту рождения, если он человек пришлый, либо же по тому делу, которым он постоянно занят».

За примерами далеко ходить не надо. Вернемся в Вавилон, который по-еврейски звучит как «Бабель». Фамилия талантливого писателя Исаака Эммануиловича Бабеля, скорее всего, указывает на его родословную. Обратите внимание, с каких давних времен дошло до наших дней это слово – уже в виде фамилии. Этот факт очень важен для дальнейшего исследования.

Итак, если допустить, что средневековые евреи занимались в основном ростовщичеством и тем накликали на себя беду, напрашивается предположение, что еврейские фамилии, которые дошли до наших дней, должны нести на себе след этих занятий, более того, они должны быть очень распространенными! Как, например, в Германии – Мюллер (мельник), а в Англии – Миллер...

Также известно, что фамилии, олицетворяющие ту или иную национальность, являются главными героями анекдотов – а это фольклор, который впитал в себя обычаи народов. Однако в анекдотах о евреях большей частью фигурирует Рабинович.

Хронология скорбного пути евреев Европы началась в 1096 году от рождества Христова, когда в ходе Первого крестового похода были разорены еврейские общины в долине Рейна. До того евреи Германии не знали преследований, за исключением временного изгнания из Майнца в 1012 году. 1146 год – время Второго крестового похода. Еще одна массовая резня еврейских общин Германии и Франции. В 1189 году Третий крестовый поход привел к кровавым еврейским погромам по всей Англии. Повсеместно на территории Европы происходили убийства, грабежи – пока, однако, без изгнания евреев из стран проживания.

Зачинательницей изгнания евреев из европейских стран стала Англия в 1290 году. Наверное, ее жителей очень уж доняли евреи-ростовщики, как нам это внушают. Ростовщик по-английски «money lender» – «мони лендер». В современном английском языке не обнаруживается созвучных фамилий, – разве что Линдер. Помните? Комик мирового экрана Макс Линдер, в молодости Левьелл, взял себе псевдоним, состоящий из имен двух самых модных в те времена артистов варьете Макса Дирли и Марселя Линдера. Но Марсель был французом. Остается предположить, что английский ростовщик, к тому же необязательно еврей, эмигрировал во Францию вместе со своим прозвищем, которое, немного видоизменившись, впоследствии обратилось во французскую фамилию.

Далее евреев изгнали уже из Франции, в 1306 году. По-французски ростовщик – «usurier» («юзирье») или «preteur sur gages» («претёр сюр гаж»). Я знаю одного еврея из Шепетовки по фамилии Юз. Можно предположить, что юзирье, скитаясь по европейским странам, растерял значительную часть своей фамилии, превратившись в Юза в черте оседлости.

«Галерея поучительных портретов, взятых из жизни». (Типажи евреев.)

1815–1820 годы.

Небезынтересно упоминание известного французского историка Льва Полякова в книге «История антисемитизма. Эпоха знаний» об отношении к евреям во Франции в те времена: «Префект департамента Воклюз, констатируя, что ни один из шестисот тридцати одного еврея его департамента не заслуживает того, чтобы называться ростовщиком, писал: “Я полагаю, что тот вид злоупотреблений, о котором вы мне говорите <...> это преступление, о котором заставляет думать само имя этого народа, которое во все времена делало их изгоями, то есть ростовщичество”. В более краткой форме префект департамента Мон-Тоннер утверждал: “в Майнце самыми худшими евреями являются некоторые христиане”». Так писали высокопоставленные французы, которых в любви к евреям не заподозришь.

Итак, в одном из французских департаментов среди 631 еврея не было ни единого ростовщика – это известно из исторического документа. Можно предположить, что среди 631 еврея все-таки был один ростовщик – тот, потомки которого, возможно, носят фамилию Юз. Но это никак не могло служить поводом для многочисленных клеветнических измышлений против всего народа. Презрение к одному еврею невозможно распространить до тотальной ненависти ко всем его соплеменникам – и только из-за рода его деятельности. Причина должна быть другой.

В 1492 году участь изгнанников постигла евреев Испании, где они процветали в течение нескольких столетий. По-испански ростовщик – «prestamista» («престамиста»). Евреи с такой красивой, звучной фамилией мною обнаружены не были. Хотя испанские корни в еврейских фамилиях встречаются: «Раппопорт, весьма вероятно, надо расшифровать как искаженное “ребе д’Опорто”, то есть “португальский раввин”» (я цитирую Л. Успенского). Стало быть, на Пиренейском полуострове среди евреев имелись раввины: фамилия донесла до наших дней этот факт.

В 1567 году Италия завершила насильственную миграцию евреев из Западной Европы. По-итальянски ростовщик – «usurai» («узурай»), что перекликается с французским. Среди итальянцев такие фамилии встречаются, хотя нечасто. А среди евреев – пока не обнаружил.

О ростовщичестве евреев трезвонят все, кому не лень. Не только антисемитски настроенные клерикалы, но и такое уважаемое издание, как «Краткая еврейская энциклопедия». Читаем: «Экономическая деятельность евреев всё более сосредоточивалась на денежных операциях и ростовщичестве».

По-немецки «ростовщик» – это «Geldverleiher» («гельдферляйер») или «Wucherer» («вухерер»), последнее – более уничижительно. Общеизвестно, что идиш и еврейские ашкеназские фамилии корнями уходят в немецкую речь (у автора этих строк фамилия тоже с немецким привкусом). Интересно: идиш перенял из немецкого только негативную версию – «вохерер». Это очень важно! Значит, и евреи не жаловали ростовщиков! Потому, наверное, и еврейских фамилий Вохерер встретить не пришлось, зато Wucherer часто встречается в немецком телефонном справочнике.

И на иврите, государственном языке Израиля, «ростовщик» – «малве бе-ребит» – встречается только как имя нарицательное. Это при том, что иврит восходит к древнееврейскому и имеет многотысячелетнюю историю.

Выдворение евреев из стран проживания вынудило их осесть в Польше и Литве. И тут – множество фамилий с искомым оттенком. Ростовщик по-польски – «lichwa», «lichwiavz» («лихва», «лихвяш»). Отсюда целый ряд фамилий с корнем «lichw» – Lichwak, Lichwiavski, Lichwinski, Lichwy. Но это польские фамилии, и их с гордостью носят поляки! Трудно предположить, зная об отношении поляков к евреям, что фамилии эти когда-либо были еврейскими. По созвучию напрашиваются еврейские фамилии Левинский, Ливинский, но, как утверждают лингвисты, ближе к Lichwak стоит фамилия Лихачёв и ее производные. Логика подсказывает, что и Речь Посполитая не изобиловала евреями-ростовщиками, в то время как, судя по дошедшим до нас польским фамилиям, среди поляков их было предостаточно, несмотря на запрет на ростовщичество, введенный католической церковью еще в XII веке. Следует обратить внимание на то, что Первый крестовый поход состоялся в 1096 году, а запрет на ростовщичество среди христиан был введен столетием позже!

«Вечный жид». Цветные стекла из волшебного фонаря. Париж. 1930 год.

Что же Литва? По-литовски ростовщик – «kreditorius» («кредиторюс»). Ни литовских, ни еврейских созвучных фамилий обнаружить не удалось.

Дальше евреям идти было некуда: классическое «позади – Москва»: царская черта оседлости ограничила и место проживания, и выбор профессии, да и время настало такое, когда окончательно завершился процесс образования фамилий.

А вот наблюдение не историческое, но литературное, причем очень показательное. Ф. М. Достоевский, создавая «Преступление и наказание», на роль ростовщицы «пригласил» Алену Ивановну – русскую душу. «На снурке было два креста, кипарисный и медный, и, кроме того, финифтяный образок...» Если бы ростовщичество было даже не повальным занятием евреев, а просто распространенным среди них, Федор Михайлович не упустил бы этой подробности.

Есть, конечно, еврейские фамилии, которые говорят о профессиональных занятиях. Вот они: Сойхер, Шойхер – торговец, Шойхет – резник, Шнайдер – портной, Меламед – учитель, Шмидт – кузнец, Гольдшмидт – ювелир, Шустер – сапожник, Рабинович – учитель Торы, Хазанов – кантор (певец в синагоге), Зойфер – пьяница: получается, тоже профессия... Моя фамилия Мильштейн – в этом же ряду. В старые времена на территории Германии расстояния измерялись в милях, и на обочинах дорог, на каждой миле, устанавливалась каменная веха – «мильштейн». Мои предки, получается, имели какое-то отношение к этим камням. Возможно, изготавливали эти камни, или устанавливали их на дорогах, или торговали ими?

Так были ли среди евреев ростовщики? Конечно, были, но не в тех количествах, которые нам приписывают и о которых трезвонят.

Ниже – о ростовщиках, которых в определенной местности называют «банья». Сперва небольшая информация о них: «Члены торговых каст представлены во многих деревнях и занимаются ростовщичеством и операциями с зерном, в городах же выступают как поставщики всех видов товаров. Несмотря на территориальную дифференциацию, на севере Индии касты купцов-индусов подпадают под обобщающий термин “банья” или, много реже, “махаджан”, тогда как мусульманские торговые группы известны как “кходжа” и “бохра”. Все эти касты обладают, как правило, очень высоким социальным статусом. Их члены занимают видное положение в банковском деле, административном аппарате, в сфере промышленности».

Интересную информацию дает в вышеназванной книге Л. Поляков: «В защиту прав евреев в весьма забавной манере выступил также аббат Куайе <…> своей книге “Шимки, кохинхинская история” он описывает тяжелое положение “банья”, чему, как это будет видно ниже, не следует удивляться: “…что же можно поставить в вину банья? Рассеянные по всей Азии, без вождя и законов, мы лишь стараемся добыть средства к существованию работой и ремеслом. Мы повсюду соблюдаем законы, обычаи и указы властителей. Ваши монархи разрешили нам обосноваться в своих странах благодаря нашим заслугам в области маклерства, банковского и биржевого дела. Но существует тайный способ, который полностью обесценивает то покровительство, которое они нам оказывают. Нам недоступны ответственные должности и посты, но кроме этого нам запрещено заниматься всевозможными ремеслами и профессиями. Нам не дают преуспевать в коммерции. Всем хорошо известно, что ваши торговые корпорации выдвинули против нас несправедливые обвинения. Нас обвиняют в ростовщичестве: но это было неизбежно, поскольку нам не оставили других возможностей для выживания. „Мошенничество“?! – мы требуем, чтобы мошенников отправляли на виселицу. И постоянно говорят о „первородном грехе нашей религии“: довольно странно, что торговцы и ремесленники хотят быть правовернее правителей, которые должны защищать религию, правовернее даже, чем верховный Бонза, который разрешил поселиться нашим соплеменникам в священном городе Файфо и позволил исповедовать нашу веру и заниматься любыми ремеслами...” Однако другие мыслители, также выступавшие на стороне банья, по поводу евреев придерживались совершенно иных позиций».

Карикатура: «Мы не связаны больше чертою.

Мы свободны на русской земле,

И теперь с чесноком колбасою

Торговать можем даже в Кремле».

Россия. 1917 год.

Тут следует поразмыслить. Ни индусы, ни мусульмане никогда не обвинялись христианами в богоубийстве – в этом были обвинены евреи, – а потому и занятие ростовщичеством не вызывало такой ненависти к банья.

Вернемся к небольшому абзацу: «Нам не дают преуспевать в коммерции. Всем хорошо известно, что ваши торговые корпорации выдвинули против нас несправедливые обвинения». Не те же ли причины привели к введению черты оседлости в Российской империи в 1791 году?

А может быть, средневековую предвзятость к евреям следует отнести к уровню умственного развития европейцев того времени? Ведь неадекватное восприятие природных катаклизмов проявлялось погромами и убийствами оклеветанного народа. Так, эпидемия чумы 1348 года вдохновила толпу на еврейские погромы по всей Европе. Но кажется, тот средневековый уровень умственного развития европейцев передается из поколения в поколение – на генетическом уровне... Этому не препятствует даже языковое многоголосье Старого Света: так злоба въелась в человеческий организм. Надуманные прегрешения евреев давно уже развенчаны и канули в Лету, а ненависть осталась.

Печальная хроника событий – унижений, оскорблений, преследований, погромов, изгнания европейского еврейства – получила свое логическое завершение в 1938 году. До того каждая европейская страна в пределах своего государства изголялась над евреями в меру собственных антисемитских традиций. Но после оккупации Австрии войсками нацистской Германии резко ухудшилось положение евреев всей Европы. И летом 1938 года во французском городе Эвиан ле-Бене состоялась международная конференция по инициативе президента Соединенных Штатов Ф. Д. Рузвельта (страна, как и лидер, без антисемитских корней!), который обратился с призывом к руководителям демократических стран всего мира обсудить вопросы о предоставлении убежища политическим беженцам. В Эвианской конференции приняли участие представители 32 стран, среди них: США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Австралия, Новая Зеландия, ряд стран Латинской Америки. Вот как оценил итоги этой конференции бывший премьер-министр Израиля Ицхак Шамир: «Из общеизвестных еврейских трагедий XX века первой я бы назвал Эвианскую конференцию. Тогда весь мир отвернулся от еврейского народа, над которым уже не то что нависла – он был поставлен перед реальной угрозой. Англичане настояли, чтобы европейских евреев не пускали в Эрец Исроэл, отказались и главы других стран, кроме диктатора Доминиканской Республики, – и потом произошло то, что не могло не произойти. В те дни весь мир, считающий себя цивилизованным, по сути дела дал Гитлеру “карт бланш” на решение еврейского вопроса».

Вот когда было инспирировано «окончательное решение еврейского вопроса»! Не на Ванзейской конференции, как это принято считать, и не главарями германской национал-социалистической партии 20 января 1942 года, а демократическими (?!) странами в 1938 году в Эвиане.

Если гитлеровский нацизм сыграл «партию первой скрипки» в многоголосье европейского антисемитизма, то кто же был духовным пастырем? Не глава ли Римско-католической церкви Пий XII, который не смог – или не захотел – использовать свое влияние для борьбы с геноцидом? Чему после этого удивляться? Даже традиционно нейтральная Швейцария в этом вопросе не стала скрывать своего истинного лица. «Берн. Исследование, проведенное по поручению правительства Швейцарии, позволяет сделать вывод, что Швейцария в годы войны могла безболезненно спасти многие тысячи еврейских беженцев, но не захотела этого сделать. Президент Швейцарии Дрейфус принесла публичные извинения за тогдашнюю политику ее страны, за что подверглась ожесточенной критике правых партий». (Газета «Европа-центр», № 26, 2000 год.)

Так чем же вызвана всепоглощающая ненависть к евреям, которая и сегодня берет верх над разумом в европейских странах? За ответом следует заглянуть в книгу А.И. Солженицына «Двести лет вместе». Даже в навозной куче можно отыскать жемчужное зерно. Читаем: «Постоянную враждебность еврейство испытывало от католического духовенства». Вот где корень зла! Любым сообществом людей руководит идеология: коммунистическая, национал-социалистическая, демократическая, христианские демократы и т. д. Это сейчас. А во времена Средневековья в Европе государствами правила одна идеология – католичество. Правила жестко и целенаправленно – это до сих пор аукается! Израильские спецслужбы обнаружили документы, из которых следует, что Европейский союз ежемесячно субсидировал Арафату 20 млн долларов: и это лишь видимая часть айсберга. Европейцам мало Холокоста! Сегодня они делают то же самое, что их прадеды, но только чужими руками.

Тысячелетиями прихожанам Европы с папертей и амвонов, в соборах, церквах и костелах внушалась не любовь к ближнему, как завещал Иисус Христос, а ненависть к народу, который трепетно хранил и передавал из поколения в поколение Тору, дарованную Б-гом!

Во время традиционной службы «Меа culpa» Папа Римский Иоанн Павел II признал семь прегрешений католической церкви. Одно из них непосредственно относится к евреям: «осуждение прегрешений против евреев – презрение, враждебность и умолчание».

Евреи всего мира услышали голос Иоанна Павла II. Но услышала ли своего понтифика его паства? Судя по предвзятому отношению Европейского союза к событиям на Ближнем Востоке – это был глас вопиющего в пустыне!

Сколько же тысячелетий понадобится, чтобы мировоззрение европейцев очеловечилось? И сколько еще прольется безвинной крови евреев?

  добавить комментарий

<< содержание 

 

 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru