[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2007 НИСАН 5767 – 4 (180)

 

КАТАСТРОФА

Леонид Радзиховский

ХХ век – все знают – богат на еврейские катастрофы.

Кишиневский или любой другой знаменитый погром 1903–1905 годов. Гражданская война в России – «малый Холокост». 30 января 1933-го Гитлер – канцлер. 10 ноября 1938-го – Хрустальная ночь. Конференция в Ванзее, окончательная формулировка «окончательного решения». Убийство Михоэлса. Дело врачей. И многое, слишком многое другое…

 

Но где кончик клубка? О, конечно, кончика нет – вернее, если хотите найти начало всех начал, то не мудрите. «Вначале сотворил Б-г небо и землю…»

И все-таки, притом что все всегда имеет свои причины, предшественников и т. д., – какое политическое событие в ХХ веке стало главным источником еврейских несчастий?

Этих событий, с моей точки зрения, – два. Оба не имели к евреям прямого отношения, и уж во всяком случае те, кто заваривал эту кашу, в последнюю очередь думали о евреях. Но именно эти действия столкнули с горы лавину, под которой погибли 6 млн евреев, лавину, которая затем снесла последние остатки средневековья и привела к реальному равноправию «оставшихся евреев», породила Государство Израиль и т. д. Словом, именно эти «нееврейские события» стали пусковым крючком для истории евреев в ХХ веке.

Первое событие – Сараево, 28 июня 1914 года. О чем угодно думал Гаврила Принсип, стреляя в Франца-Фердинанда, но, готов спорить на что угодно, о евреях он уж точно не думал ни секунды. Однако этот выстрел смертельно ранил Мировую Историю – и рухнула она, в том числе (а может, и прежде всего) на неведомых Принсипу евреев.

Второе событие – уже следствие первого, результат Мировой Войны. Петроград, февраль 1917-го, станция Дно, 2 (15 по новому стилю) марта. Русская революция, отречение царя от престола.

Евреи – немногочисленные еврейские депутаты Думы и мирные петроградские обыватели – не имели ни малейшего отношения к Февральской революции. Правда, как только она свершилась, тут же появились весьма бойкие социал-демократы (Стеклов-Нахамкес), которые активно поучаствовали и в создании Петроградского Совета, и в издании «Приказа № 1», который – в разгар войны! – провозглашал выборность в войсках (то есть солдаты должны сами избирать командиров!). Впрочем, если бы «Стеклов» был не Нахамкесом, а именно Стекловым, суть приказа и Совета ничуть бы не изменились.

С монархией в России было кончено – она довела себя до естественной смерти. Постарались все, но главная заслуга, безусловно, принадлежит Самодержцу, как и положено.

Евреи, разумеется, восприняли произошедшее с восторгом. И было от чего!

20 марта (3 апреля) 1917 года Временное правительство приняло закон (опубликован через два дня), согласно которому все 150 (сто пятьдесят!) «национальных ограничений» (на самом деле направленных в основном – или исключительно – против евреев), существовавших в Российской империи, были отменены. Мечта евреев о равноправии де-юре – сбылась. И что интересно: если в 1905-м ослабление самодержавия и слухи о возможном еврейском равноправии вызвали бешеную волну погромов, то в 1917-м падение самодержавия и полное еврейское равноправие не вызвали никакой антиеврейской реакции! Что доказывает: или погромы 1905 года были прямо организованы полицией или же шли при ее… покровительстве.

Ну а дальше… А дальше случилось то, что случилось.

Крах фронта, крах тыла, крах государства. Одно слово – Свобода! Девять месяцев – и мартовское зачатие обернулось родами 7 ноября 1917 года. В этом водовороте Истории евреев несло вместе со всеми, да они еще и старались пробиться в самую середину! И последствия для них были, пожалуй, еще ужаснее, чем для всех.

Непосредственные жертвы революции – буржуазия, либеральная интеллигенция, социалисты (не большевики). С евреями, относившимися к этим категориям, все ясно. Далее. Погромы в годы Гражданской войны – сотни тысяч убитых.

Но это лишь самые очевидные следствия Февральской революции. Другим достаточно очевидным следствием является вся история СССР, с террором, государственным антисемитизмом (как, впрочем, и с расцветом русско-еврейской культуры).

Самые же главные – для евреев – результаты русской революции 1917 года находились за пределами России.

Коричневая тень большевизма – фашизм, нацизм! Не будь «еврейского большевизма» – не было бы антисемитского антикоммунизма, главной питательной среды для Гитлера. Не будь СССР – фашизм в Германии был бы невозможен. А значит, семена Холокоста проросли за 16 лет (1917–1933) с мостовых Петрограда до мостовых Берлина. Притянутое толкование? Но ведь действительно: если бы не было большевистской революции в России, не было бы и нацистской в Германии.

История не знает сослагательного наклонения… Знаем мы, чего она не знает! А все же – если бы не Февраль? «Русский корабль затонул, когда гавань была уже видна» (Черчилль). А если бы не затонул?

Эволюция царского режима была неизбежна. Сближение стран Антанты после победы (а не будь Февраля, победа Антанты пришла бы в 1917 году) было неизбежно. И все равно Россия стала бы конституционной монархией (тем более были бы отменены идиотские ограничения для евреев). Но это могло бы произойти плавно, без великих потрясений. Историческая маниловщина? Возможно…

Факт, однако, таков: катастрофа для России стала прологом катастрофы для евреев Европы. Просто тогда этого никто не предвидел.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru