[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2007 НИСАН 5767 – 4 (180)

 

ШХИТА И ЗАПРЕТ ПРИЧИНЯТЬ СТРАДАНИЯ ЖИВОТНЫМ

Юрий Голдес

Одна из важнейших заповедей Торы, данная человечеству на заре его существования, – запрет причинять страдания животным. Согласно традиционному еврейскому мировоззрению, все живые существа предназначены для нужд человека, венца Творения, чтобы обеспечить ему возможность достижения той цели, ради которой он создан, – исполнения воли своего Творца. Так, выдающийся кабалист рабби Моше Кордоверо[1] пишет в своей книге «Томер Двора» (гл. 4), что «милосердие человека должно быть обращено на все создания. Их нельзя презирать и губить, ибо Высшая Мудрость защищает всех: и неживую природу, и растения, и животных, и человека... И точно так же, как Высшая Мудрость не пренебрегает никем из существующих и является источником всего, как сказано: “Всех их Ты мудростью Своей сотворил” (Теилим, 104:24), милосердие человека должно быть обращено на все творения Всевышнего».

Кордоверо пишет: человек обязан «жалеть все живые существа и не причинять им вреда, но поднимать их все выше и выше». Каким образом? Употребляя их в пищу. Растения в процессе роста получают из почвы воду и минералы, тем самым поднимая их на свой бытийный уровень; животные, поедая растения, поднимают их на уровень животного мира; человек же, употребляя в пищу то, что ему необходимо из находящегося на этих трех уровнях, поднимает его до себя. Лишь ради необходимости человеку разрешается отрывать растения от их корня и убивать животных – «причинять им страдания ради того, чтобы принести им благо»: дать возможность исполнить свое предназначение. Иными словами, когда человек использует растения и животных в дозволенных целях, он приводит их к совершенству, к полной реализации заключенного в них потенциала.

Тора весьма озабочена отношением человека к животным. К примеру, при виде осла, лежащего под тяжестью навьюченного на него груза, еврею предписывается помочь хозяину осла снять этот груз даже в том случае, если тот – его личный враг (см. Шмойс, 23:5). А Талмуд разъясняет: если животное страдало от тяжести навьюченного на него груза, за такую помощь запрещается даже требовать вознаграждения (Бава Мециа, 32а).

В свете вышесказанного у многих вызывает недоумение предписание Торы убивать животное, мясо которого предназначается в пищу, раз и навсегда установленным образом: при помощи шхиты. Другими словами, когда горло животного перерезают острым ножом. Казалось бы, неужели это проявление гуманности?! Ведь не случайно в странах Европы неоднократно пытались запретить шхиту, аргументируя запрет заботой о животных. Во многих так называемых цивилизованных странах приняты различные формы забоя скота – якобы более «человечные». Так, животных предварительно оглушают внезапным ударом по голове или разрядом электротока, а затем уже умерщвляют теми или иными способами.

На обвинения в жестокости евреи всегда отвечали: именно тщательное соблюдение законов о шхите обеспечивает гибель животного без боли и мучений. Главное условие – чтобы нож, инструмент шхиты, был очень острым и совершенно гладким. Его проверяют, медленно проводя по лезвию ногтем, и, если ощущается хоть малейшая шероховатость, нож этот считается непригодным и мясо зарезанного им животного запрещается для употребления в пищу (см. Шулхан Орух, Йоре деа, Законы шхиты, 6:1). Кроме того, требуется, чтобы шхита производилась быстрым и безостановочным движением. Животное при этом не почувствует боли, так как известно, что быстрый разрез очень острым и тонким лезвием страданий не причиняет. Люди, перенесшие операцию без наркоза, свидетельствуют, что если разрез производился очень острым скальпелем, быстрым движением руки хирурга, то они в этот момент не чувствовали никакой боли и в наличии разреза их убеждало лишь появление крови. И наоборот, по мнению мудрецов Израиля, именно способы забоя животных, принятые у различных народов, являются грубыми и примитивными, причиняя животному ненужные страдания[2].

Мнение еврейских мудрецов ныне подтверждено результатами исследований системы кровообращения в мозгу млекопитающих. Эти исследования полностью опровергли прежние возражения против шхиты и, более того, увеличили список столь востребованных маловерами доказательств сверхъестественного происхождения Торы.

Дело в том, что в основании мозга у всех млекопитающих находится центр кровеносных сосудов, по которым мозг снабжается кровью. Даже начинающий врач знает: если в этой части организма внезапно падает кровяное давление, живое существо немедленно теряет сознание.

Во время шхиты перерезают аорты, питающие мозг. Поскольку поток крови при этом выплескивается из места разреза, кровяное давление там резко падает и самое большее через две секунды (!) животное теряет сознание. Поэтому оно не может почувствовать какую бы то ни было боль – ни в момент шхиты, ни после. До шхиты боль не ощущается благодаря быстроте движения ножа, его остроте и гладкости, а после животное не чувствует боли из-за потери сознания.

Нет сомнения, что иные способы забоя для животных мучительны. Оглушение электрическим разрядом призвано устранить болевые ощущения, однако оно вызывает страдание само по себе. Безусловно, забой выстрелом в голову также связан с мучениями – особенно в случаях неточного прицела или внезапного движения головы животного. Поскольку подобных случаев достаточно много, то, к большому сожалению, животное редко убивают безболезненно[3].

После шхиты по телу животного пробегают судороги и оно конвульсивно шевелится. Однако исследователи доказали, что эти явления – лишь рефлекторное сокращение мускулов, не связанное с болевыми ощущениями. Подобно этому хвост ящерицы, отделенный от тела, не ощущает боли, но тем не менее извивается.

И сейчас мы подходим к самой интересной части нашего повествования. Кроме вышеупомянутых аорт, расположенных в горле, по которым кровь поступает в мозг, в задней части шеи есть аорты, прилегающие вплотную к позвоночнику. Они также достигают основания мозга и снабжают его кровью. Возникает вопрос: поскольку при шхите перерезаются лишь передние аорты, а задние продолжают снабжать мозг кровью, казалось бы, животное все равно должно чувствовать боль?! Между тем законы Торы запрещают перерезать задние аорты, так как нож при этом достигает костей позвоночника, что делает шхиту недействительной, а мясо – непригодным в пищу.

И вот недавно мы стали свидетелями поистине удивительного открытия. Действительно, у всех млекопитающих есть аорты и с передней стороны шеи, и с задней. Однако у парнокопытных жвачных млекопитающих, то есть у тех, чье мясо Тора разрешает использовать в пищу, задние аорты имеют особое строение. В то время как у млекопитающих, чье мясо Тора запретила, аорты, расположенные в задней части, доставляют кровь прямо в мозг, у млекопитающих, чье мясо Тора разрешила, задние аорты, прежде чем достичь мозга, соединяются с передними, и большая часть крови, струящейся по задним аортам, в мозг поступает по аортам, расположенным спереди! Так что у разрешенных в пищу млекопитающих при шхите кровь перестает поступать в мозг как из передних, так и из задних аорт. Теперь уже наверняка можно утверждать, что шхита дозволенных животных полностью исключает у них какие бы то ни было болевые ощущения.

Мы видим, как исследования системы кровообращения у различных млекопитающих доказали, что сами возражения недругов Торы, данной Творцом всего сущего, обратились в доказательство ее Б-жественного происхождения! Ибо кто еще, кроме Творца вселенной, способен создать такое изумительное различие в физиологии млекопитающих различных видов и такую удивительную связь между Законом Торы, определяющим, мясо каких животных разрешается есть, и физическим строением этих животных, а также научить, как производить шхиту без страдания и без боли!

Еще одно удивительное различие следует отметить между парнокопытными жвачными животными и другими млекопитающими. Исследование, проведенное в 1961 году, показало: в то время как лошади, собаки и другие животные обычно сопротивляются попыткам завести их на бойню из страха близкой смерти, у жвачных животных страх перед забоем почти не встречается. Овцы, присутствовавшие при шхите других овец, не проявляли никакого страха, а теленок, оставленный на свободе в помещении для шхиты, бродил по нему, не пытаясь убежать, несмотря на то, что двери оставались открытыми. Оказалось также, что нож для шхиты страха у животного не вызывает, в отличие от человека, которому известно предназначение этого инструмента. В ходе экспериментов животным показывали даже нож для шхиты, покрытый кровью, и все равно те не обращали на него никакого внимания. Некоторые животные пытались лизать его.

Известно, что жвачные животные не пережевывают жвачку в то время, когда их что-либо беспокоит. Однако когда их заводят в помещение для шхиты, они спокойно ложатся и пережевывают жвачку, не обращая внимания на то, что вокруг них животные того же вида подвергаются шхите. Таким образом выяснилось: помимо того, что шхита не причиняет лишних мучений животным, непосредственно перед шхитой они не предчувствуют близкую смерть и потому опять-таки не испытывают страданий. Тем не менее Алоха запрещает производить шхиту одного животного в присутствии другого, дабы устранить даже вероятность мучения животного (см. Шулхан Орух, Йоре деа, 36:14). Талмуд сообщает, что рабби Иеуда а-Носи однажды столкнулся с таким случаем, когда животное проявило бo€€€льшую чувствительность и страх, нежели другие особи его вида (Бава мециа, 85а).

Наконец последнее. Поскольку мясо, получаемое в результате шхиты, предназначается в пищу, немалое значение приобретает соблюдение гигиены при разделывании и обработке мяса. По мнению исследователей и с точки зрения качества мяса шхиту следует предпочесть иным видам забоя скота. Дело в том, что кровь портится сравнительно быстро, во всяком случае быстрее, чем все остальное, поэтому чем больше крови остается в мясе, тем ниже его качество и меньше срок его сохранности. При забое с помощью электричества или выстрела в голову, когда не предусматривается обескровливание туши, мясо портится гораздо быстрее, нежели мясо животного, подвергнутого шхите. При многих других способах забоя, противоречащих Закону Торы, положение еще хуже[4].

Хотя заповедь о шхите, как и вообще все заповеди, содержит в себе высокий духовный смысл, и исполнять ее надо, следуя воле Творца, а не в силу изложенных выше фактов, физические ее аспекты не могут не удивлять, вызывая восхищение Его мудростью.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru

 



[1] Сокращенно Рамак (1522–1570). Жил в Цфате.

[2] Очень содержательный обзор данных, относящихся к этой теме, читатель найдет в книге раввина д-ра Исроэла-Меира Левингера «Шхита и страдание животных» (Иерусалим, 2004, на иврите).

 

[3] Об этом см. там же, гл. 16, где шхита сравнивается с иными методами забоя животных.

[4] См. книгу «Шхита и страдание животных», где подробно рассматриваются результаты исследования забоя крупного рогатого скота химическим способом.