[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2007 ШВАТ 5767 – 2 (178)

 

ЛЕСТНИЦА ВЕРЫ И ЗНАНИЙ

Берл Лазар

Несколько недель назад я был на семинаре глав общин в Сибири. Один из присутствующих задал вопрос о моих ежемесячных статьях в «Лехаиме». Вопрос, что называется, «в лоб», – вот вы затрагиваете множество актуальных проблем общества, проблем личной и семейной жизни, но когда же вы, раввин, наконец, напишете о Б-ге?

Я обещал выполнить его просьбу и вот уже сел за компьютер, но столкнулся с трудностью. Если писать о Б-ге, – с чего начинать? Тема-то бесконечная! Вся наша Тора, весь Талмуд, вся история нашего народа – все это непосредственно связано с Б-гом. Да и что такое весь мир, как не творение Его?..

Поразмыслив, решил, если уж писать о Б-ге, начинать надо с Первой заповеди: «Я Б-г Всесильный твой, который вывел тебя из страны Египетской, из дома рабства».

Заповедь – это то что следует соблюдать. Возникает вопрос: что здесь соблюдать? Чего Б-г хочет от нас в этой заповеди – первой и самой важной? Чтобы мы просто признали факт Его существования? Чтобы мы думали о Нем? Чтобы верили в Него? Чтобы изучали Его творение?

Рамбам в «Книге заповедей» трактует Первую заповедь как данное Г-сподом указание, чтобы мы верили в Него как в Первопричину всех вещей. Но рабби Абарбанель сразу же задает вопрос: как можно «дать указание верить»? Если человек верит в Б-га, – он не нуждается в такой заповеди, а если считает, что Б-га не существует, – он и Б-жественную заповедь не воспримет.

Чтобы распутать эту цепочку сложных вопросов, придется, наверное, начать издалека. Есть притча о хасиде, который каждый год на праздник ездил к Ребе. Путь предстоял неблизкий: минимум неделя в дороге. Сосед его спрашивает: какой смысл в твоем путешествии? Если тебе нужен раввин, так он и у нас в городе есть. А ты тратишь на дорогу время, которое можно было бы с большей пользой потратить на изучение Торы… Когда я езжу к Ребе, я обретаю способность читать мысли других людей, отвечает хасид. Сосед удивился: да быть того не может! Ну-ка, скажи мне, о чем я думаю? О Б-ге, говорит хасид. А вот и неправда! – ликующе восклицает сосед. Ах, не о Б-ге? Вот поэтому-то я и предпочитаю поехать к Ребе…

В чем смысл этой притчи? Для верующего человека существование Б-га априорно, а вот существование ощутимого мира и человека в нем неочевидно и потому нуждается в осмыслении. Находясь возле Ребе, хасиды особенно ясно чувствовали, что Б-г есть, а вот есть ли видимый мир (то есть таков ли он, каким мы его видим) – еще большой вопрос. Означает ли это, что хасид вовсе не должен думать о Б-ге? Нет, конечно, но он думает о Нем не так, как другие. Вопрос о существовании Б-га не стоит, а потому не нуждается в осмыслении. Главная задача хасида – постараться понять суть Б-га, кем Он является и как проявляется в мире. Именно поискам ответов на эти вопросы посвящены все работы по философии хасидизма.

Знание, что есть Б-г, и вера в Него – разные вещи. В Талмуде по этому поводу приводится притча о воре, который отправляясь на ночной промысел, молится Б-гу и просит Его о помощи. По сути он просит Всевышнего помочь нарушить Б-жественную заповедь – «Не укради»! Наши мудрецы объясняют: у этого вора есть вера в Б-га, но нет знания.

Бывает и обратная ситуация: знание о Б-ге есть, а веры не хватает. Это не менее опасно, ведь наш интеллект в любом случае ограничен. Придет человек более умный и «докажет», что Б-га нет, – человек со знаниями, но без веры будет смущен его доводами и может «отпасть» от Б-га. А человек верующий, даже самый простой, не прислушается ни к каким доводам изощренного ума, – вера поможет ему устоять.

Рабби Леви-Ицхок из Бердичева всегда просил Б-га за евреев, которые не выполняют заповедей. Как-то раз он обратился к Создателю с такой молитвой: «Г-споди, не наказывай людей, даже если они не соблюдают мицвойс. Ведь перед человеком стоит такой тяжелый выбор! – мирские удовольствия он видит, а о Тебе только читает. Если бы люди видели Б-га, а о мире удовольствий и соблазнов могли только читать – все было бы по-другому».

Иными словами, одного знания, полученного от изучения священных книг, недостаточно. Но и одной веры в Б-га, Которого мы не видим, может не хватить. Выполнение Первой заповеди требует, таким образом, одновременно веры и знания.

Но процесс обретения того и другого непрост. Сначала приходит вера – то что мы получаем от предков, что изначально заложено в нашей душе. Наши глаза не видят Б-га, но душа обладает способностью Его чувствовать. Бывают моменты, когда под влиянием внешних обстоятельств или большой внутренней сосредоточенности все чувства человека обостряются, – тогда эта потенциальная способность реализуется. Как говорится, «на операционном столе всякий становится верующим». Но в обыденной жизни человек, как правило, сосредоточен лишь на картинках окружающего мира, а вера отходит на задний план. И это очень опасно: веру надо постоянно «подкармливать». Простой пример: вера, полученная нами от отцов, может быть потеряна, если мы не подкрепим ее собственными знаниями. «Подкормка» веры – это учение, добавление знаний.

Если веру должным образом «кормить», она становится крепче. Ребенок может верить сколь угодно искренне, но знаний ему не хватает, поэтому в светской школе, например, под влиянием педагогов-атеистов он может «отпасть» от веры. Взрослый человек, чья вера усилена знаниями, уже навряд ли позволит так просто переубедить себя. Смысл Первой заповеди, таким образом, в том, чтобы узнавать, насколько это возможно, и верить, когда выходишь на уровень, превышающий знание. Вера побуждает к знаниям, знания укрепляют веру, – раз вступив на эту лестницу, еврей постоянно движется вверх, все ближе к Б-гу.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru