[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2007 ШВАТ 5767 – 2 (178)

 

ИСТОРИЯ ЗНАЕТ ВСЕ

 

Арье Долинко

«Так погибли общины Пинска и Карлина…»

М. : Возвращение, 2005. – 143 с.

Эта книга – единственное свидетельство очевидца о почти полном уничтожении нацистами многочисленной (около 30 тысяч) еврейской общины города Пинска. Этому белорусскому городу почти тысяча лет; евреи начали селиться здесь в ХV веке.

Автор книги – один из немногих, кому удалось уцелеть в фашистской «мясорубке». К счастью, с ним спаслась и жена его Циля. Вместе они потом сражались в партизанском отряде, а сразу после войны уехали в Эрец Исроэл.

Читать эти воспоминания, написанные простым рабочим, наверное, более жутко, чем читать описания Ада Данте. Во-первых, все изложенное – чистая правда, а не пророчества гениального поэта. Во-вторых, как ни странно, книга написана с эмоциональностью такого накала, что иногда кажется, – еще чуть-чуть и мир буквально взорвется от этих строк. Такой страстностью и напряженностью автор достигает художественного уровня едва ли не древнегреческой трагедии.

Читая книгу, я убедился в одной странной и небесспорной вещи: в существовании судьбы. Кому суждено умереть – умирает, кто должен задержаться – тот живет, каждый уходит в свое время. Иначе как можно было бы объяснить везучесть автора и его жены? Автор побывал на месте расстрела, у ям, дважды. Первый раз ему удалось бежать, он был ранен в живот. Второй раз их привели вместе с женой, и как она ни уговаривала его бежать, чтобы их застрелили и чтобы избежать при этом позорного раздевания, герой почему-то (он сам не понимал, почему) медлил и отказывался. В результате они посулили эсэсовцу золота, которое осталось в гетто, и вместе с девочкой, точно знавшей, где это золото лежит, были увезены прочь от смерти, от ям. Люди, уже раздевшиеся, махали им, выжившим, как призраки...

Страшно читать рассуждения автора о том, что первым, которых уже расстреляли, но они заранее не знали, что их ждет, повезло намного больше чем другим. Другие-то знали, куда их ведут, и перед самой смертью видели не просто свежевыкопанные ямы, но слегка присыпанные землей тела своих товарищей, братьев, отцов, матерей, детей.

После освобождения Пинска автор с женой вернулись туда. Весь город был разрушен, каждое здание буквально вопило и стенало. Они не могли там оставаться.

Интересно, как автор описывает других людей – христиан, так он называет не евреев, но и не нацистов. Многие крестьяне и поляки-горожане выдавали евреев, пытавшихся найти у них хоть какую-то еду; польская полиция особо свирепствовала, грабила и убивала. А потом, когда уже не осталось евреев, начались аресты и среди поляков. Были и хорошие люди: у одной женщины А. Долинко с женой прожил семь недель; она их прятала от немцев и кормила.

История, как известно, не знает сослагательного наклонения. Но историю делают живые люди с именами и фамилиями. И как бы ни старались они спрятать свои преступления, обязательно все выходит наружу. Так что история знает все.

Егор Радов

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru