[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2006 КИСЛЕВ 5767 – 12 (176)

 

Здоровье тела, сознаниЯ и духа

Составитель Шолом-Бер Вайнберг

Важность заботы о своем здоровье

 

Физическое здоровье содействует здоровью духовному

…Я верю, что это письмо застанет вас в добром здравии и исполненным душевных сил, как пристало в дни праздника Швуэс. Ибо мудрецы, да будет благословенна их память, упоминают о том, что прежде чем даровать нам Тору на Синае, Б-г исцелил всех недужных в среде народа Израиля и исполнил их сил.

И это <дарование здоровья перед дарованием Торы> в высшей степени логично, ибо здоровые лучше усвоят Тору, ревностнее будут ей следовать и блюсти заповеди, исполняя все что должно исполнить.

Из сказанного мной вытекает, что забота о своем здоровье вменена еврею в обязанность, ибо здоровье Б-жественной души во многом зависит от здоровья телесного: и то, и другое сущностно необходимо, чтобы достичь максимума <который требуется от еврея>.

 

Здоровье и духовное восхождение

В своем начале всякое духовное пробуждение связано со <страстным стремлением> и светом, вот почему человек в этом состоянии испытывает восторг и приток жизненной энергии. Но это <пробуждение> должно послужить толчком к действиям, причем к действиям, последовательно осуществляемым изо дня в день – к тому, чтобы этот свет облекся формой деяний и поступков.

Значит, совершенно необходимо, чтобы стремление заняло подчиненное положение, а приток энергии ощущался и на нижнем уровне, ибо на самом деле акцент делается на деяниях. Именно на действия направлено наше пробуждение.

Не следует прислушиваться к искушениям, проистекающим от злых влечений, когда нам внушается, что утрата духовного стремления и энергии ввергает человека в депрессию, упаси от этого Б-г. Надо служить Б-гу обычным образом стараясь, чтобы это служение постоянно прирастало, а свет <и стремление> облекались все новыми и новыми формами <деяний и поступков>.

Последовательное духовное возвышение происходит в согласии со сказанным в стихе: «Мало-помалу буду прогонять их <помыслы и поступки, отмеченные злом> от тебя…» (Шмойс, 23:30). Это относится и к изучению Торы и к исполнению заповедей: не все объемлется разом, одним скачком, – но постепенно, мало-помалу.

Чтобы достичь всего этого, необходимо телесное здоровье, а оно требует гармоничного образа жизни, с правильным питанием, сном и т. д. Кстати, это соответствует сказанному в Тании, (гл. 7): «Когда человек ест жирное бычье мясо <…> чтобы оживить душу для служения Б-гу <…> жизненная сила мяса <…> восходит ко Всевышнему как жертва всесожжения».

В Торе сказано, что врачу дано врачевать, из чего следует: если нет уверенности в состоянии здоровья, или человека точит недуг, следует обратиться к врачу и выполнять его указания…

 

Необходимость сделать перерыв

…Право слово, мне не нужно напоминать Вам, сколь важно следовать заповеди Торы о том, что мы должны заботиться о своем здоровье. А следовательно, Ваше изучение Торы и размышления над ней должны протекать таким образом, чтобы не подрывать Ваше здоровье.

Не обманывайте себя, утверждая, что лишь влечение ко злу толкает на то, чтобы сократить занятия Торой во имя заботы о здоровье, – хотя иногда это может быть именно так. Заповедь «Во всех путях твоих познавай <волю> Его» (Мишлей, 3:6), помимо всего прочего подразумевает, что существенным условием ее исполнения является доброе физическое здравие.

Поэтому если Вы начинаете испытывать усталость во время занятий, следует сделать перерыв.

Помимо того, что перерыв предусмотрен заповедью, о чем уже говорилось <делая перерыв, Вы заботитесь о здоровье>, он оказывается связан и с самой заповедью об изучении Торы, ибо позволяет продолжать эти занятия. Наконец, не забывайте: «подготовка к исполнению заповеди связана с самой этой заповедью».

 

Распорядок дня, учитывающий состояние здоровья

…Несомненно Вам известны слова Алтер Ребе: «Мы даже представления не имеем о том, сколь драгоценно тело еврея для Б-га». Поэтому Вы должны следовать советам врача, придерживаться рекомендуемого распорядка дня, составленного с учетом состояния Вашего здоровья, вовремя отдыхать и быть осторожным по части еды и напитков. Тогда и Б-г споспешествует тому, чтобы Ваше изучение Торы достигло своего духовного завершения, с подобающим благоговением перед Всевышним.

Прилагаю к письму маамар, в котором Вы прочтете, что духовное несовершенство, происходящее оттого, что тело наше исполнено сил, имеет место лишь тогда, когда телесная душа обретает над телом власть, но отнюдь не в том случае, когда речь идет о здоровье человека, связанном со здравием Б-жественной души.

 

Наши учителя настаивали: следует заботиться о здоровье

…Вы твердите: Вам не до забот о здоровье, ибо это тут же отрицательно скажется на Вашей работе на благо ешивы <забота о здоровье требует времени и т. д.>. Каждому известно: подобные отговорки непростительны, если оказывается, что они направлены на то, чтобы не исполнять Закон. Не могут они служить оправданием и тогда, когда отстаиваемая позиция входит в конфликт с учением Баал-Шем-Това, Межеричского магида, Алтер Ребе, наших учителей. Напомню: все они настаивали на том, что следует печься о своем здоровье.

И если <забота о здоровье> – требование наших наставников, то конечно же, такая забота ни в коей мере не может отрицательно сказаться на исполнении заповедей, а уж тем более на том, что касается ешивы. Наоборот, «одно доброе дело порождает другое» (Поучения отцов, 4:2), поэтому <забота о Вашем здоровье> пойдет на благо ешиве.

 

Вознесение молитв о здравии

…Ваш вопрос, пристало ли возносить горячие молитвы, прося успеха в земных делах и в частности, ниспослания здоровья, вызывает недоумение. Ведь в Торе содержится на этот счет прямая заповедь («берегите же очень души ваши»), есть и правило, сформулированное Рамбамом, пишет об этом и Алтер Ребе…

Более того, многие ученые, толкующие алохические правила, настаивают: если человек испытывает в чем-то недостаток – это относится и к здоровью, – то в Торе существует разрешительная заповедь: молить Б-га о том, в чем нуждаешься.

 

Отпуск для тела и души

…Я рад, что Вы нашли пристанище <во Флориде>, и надеюсь, что Вы и Ваша жена чувствуете себя хорошо и можете использовать это время, чтобы поправить телесное здоровье, которое для еврея неотделимо от здоровья душевного.

Как писал Межеричский магид своему сыну, реб Авроому, который чрезмерно усердствовал в посте и умерщвлении плоти, вследствие чего совсем перестал ощущать связь с этим миром, «и малое несовершенство телесное приводит к большому духовному несовершенству».

Мы наблюдаем это собственными глазами: когда тела людей, желающих служить Б-гу, не измождены, они способны служить Ему полнее и лучше, нежели те, кто ослаблен и немощен.

Прибавлю к сказанному (между прочим, это доказывается рядом авторитетных источников): тело не является достоянием человека, но принадлежит Б-гу. Потому человек должен заботиться о своем состоянии и печься о своем теле – конечно же, не за счет души…

Вот почему в еврейском Законе сказано, что человек, нанесший себе увечье – пусть он и не подлежит наказанию по приговору земного суда – виновен по законам Неба. Алтер Ребе учит: «У человека нет прав на свое тело – он не вправе его увечить, не вправе надругаться над ним, истязать его, причиняя ему боль – если только это не связано с покаянием, ибо эта боль <связанная с покаянием> служит ему на благо – спасает его от геенны».

Я надеюсь, что вскоре Вы соберете вокруг себя дружеский круг и сможете распространить на него свое влияние, так что во Флориде они обретут не только физическое, но и душевное здоровье.

Здоровье, чтобы иметь детей

… Вы, конечно, помните, что когда вы оба были здесь, я настойчиво советовал Вашему мужу: ему надо следить за питанием и заботиться о здоровье.

Но кроме соблюдения этой общей заповеди Торы, есть еще один момент, который важен в вашей ситуации, – ведь вы хотите иметь детей.

Во время беседы с Вашим мужем я заметил, что он не придает особого значения состоянию своего здоровья, поэтому несколько раз я возвращался к этой теме в нашем разговоре. После Вашего отъезда в Святую Землю я еще более укрепился в мысли о том, что он слишком легкомысленно относится к такого рода вещам.

Призывая Вас «присматривать» за мужем, я имею в виду самое простое: пусть Ваш муж получит у врача назначения как ему питаться, в какие часы, какие продукты ему полезны, и пусть он обсудит с врачом другие аспекты, связанные со здоровьем.

Надеюсь, хотя бы теперь Ваш муж все это сделает; не суть, что делать это он будет под Вашим принуждением – принуждайте его. Ничто не может устоять перед волей – если он захочет, он сделает это.

 

Здоровье прирастает «от хорошего к лучшему»

…Благодарю Б-га за весть о том, что здоровье Ваше стало лучше. Конечно же оно будет улучшаться и дальше – как и все, что имеет отношение к святости <человеку следует пребывать в постоянной заботе об улучшении своего духовного состояния>, а для еврея его здоровье имеет непосредственное отношение к святости.

Более того, для еврея важно быть здоровым, чтобы недужность не стала препятствием для изучения Торы и служения Б-гу.

 

Священное тело еврея

…Я только что узнал о состоянии Вашего здоровья. Надеюсь, сегодня оно лучше чем вчера, а завтра станет еще лучше. Ведь Б-г повелел нам: «Восходите к святости» (Йома, 12б), а тело еврея – свято.

Все мы помним слова Алтер Ребе (Тания, гл. 49): «“...и нас Ты избрал из всякого народа и языка” – это вещественное тело».

 

«Б-г – твой Целитель»

…Да будет угодно Б-гу, чтобы в будущем Вы могли возглашать с одной только радостью о вещах, благо которых явлено открыто, – а это относится и ко всему, что связано со здоровьем. Пусть же в будущем Ваше исцеление будет «исцелением, что от Б-га», как то сказано в стихе: «ибо я – Б-г, твой Целитель» (Шмойс, 15:26), и там же сказано: «ни одной из болезней <…> не наведу на тебя».

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru