[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2006 КИСЛЕВ 5767 – 12 (176)

 

Джилло Понтекорво. Эпитафия

12 октября в Риме от внезапной остановки сердца на 87-м году жизни скончался один из крупнейших итальянских кинорежиссеров Джилло (Джильберто) Понтекорво, автор знаменитой картины «Битва за Алжир».

Он пришел в кинематограф, когда ему было уже за тридцать, однако сегодня трудно представить себе итальянское кино без имени этого режиссера.

Джильберто Понтекорво родился 19 ноября 1919 года в Пизе, в семье состоятельного бизнесмена еврейского происхождения. Он учился в Университете Пизы, где получил ученую степень по химии. Джилло хотел, подобно своим старшим братьям – физику Бруно и микробиологу Гвидо Понтекорво – посвятить себя науке, однако ему не суждено было стать ученым.

В 1938 году, вскоре после окончания университета, Понтекорво ввиду растущего в Италии антисемитизма вынужден был бежать во Францию. В Париже он некоторое время зарабатывал на жизнь, работая инструктором по теннису, а затем нашел себя в журналистике, став корреспондентом итальянских газет La Repubblica и Paese Sera. В этот период своей жизни он впервые знакомится с миром кино, помогая на съемках знаменитому французскому кинорежиссеру Иву Аллегре, – инициатором их общения выступил старший брат Бруно. Братья Понтекорво вели активную светскую жизнь, были вхожи в общество итальянских политических эмигрантов, водили дружбу с Пабло Пикассо, Игорем Стравинским, Жаном-Полем Сартром…

Во время второй мировой войны Джилло Понтекорво принимал участие в итальянском Сопротивлении. В 1941 году он вступил в коммунистическую партию, – а порвал с коммунистами в 1956-м, после подавления советскими войсками восстания в Венгрии. Однако это не значило, что он предал марксистскую идеологию: «Я не экстремист, я – человек, придерживающийся левых взглядов, как и многие итальянские евреи».

После войны Понтекорво принимает решение оставить журналистику ради кинематографа. Пораженный фильмом Роберто Росселлини «Паиса», Джилло в 1953 году покупает себе шестнадцатимиллиметровую камеру. Всего за один следующий год на собственные средства он снимает пять короткометражных документальных фильмов – они стали первыми шагами Понтекорво на пути к мировой известности.

Дальше все было, словно в волшебной сказке: начинающему режиссеру очень хотелось попробовать свои силы в игровом кино, и он сделал это, выступив в 1955 году со среднеметражной новеллой «Джованна» в альманахе Йориса Ивенса «Роза ветров». Затем Джилло снимает свой первый полнометражный фильм с Ивом Монтаном «Большая голубая дорога» по книге Фернандо Соланаса, выигравший в 1957 году главный приз на кинофестивале в Карловых Варах.

Понтекорво проводил очень много времени, собирая материал для своих фильмов, – он стремился как можно более точно отобразить то или иное социальное явление, о котором собирался говорить. Съемкам фильма «Капо», например, он посвятил целых два года. Сюжетом для картины послужила судьба еврейской девушки, которая пыталась бежать из Освенцима. В 1961 году этот фильм был номинирован на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

Однако это был лишь первый взлет знаменитого режиссера, впереди была «Битва за Алжир» – лучшая и самая известная его картина, вышедшая в прокат в 1966 году и сразу вызвавшая массу споров. Этот фильм, рассказывающий о жестокости французских войск и алжирских повстанцев во время войны в Алжире в 1950-е годы, некоторое время был запрещен к прокату во Франции, а в британском и американском прокатах многие сцены его подверглись жестокой цензуре. Однако Венеция приняла работу Понтекорво и даже отметила ее главным призом своего кинофестиваля, присудив мастеру «Золотого льва». Через два года после «Битвы за Алжир» режиссер предложил зрителям еще один фильм, вызвавший ожесточенные споры. Это была картина «Жги!» с Марлоном Брандо в главной роли. Каким-то образом Понтекорво всегда удавалось привлечь к работе над своими фильмами самых талантливых, самых известных и самых харизматичных актеров.

К сожалению, после фильма «Жги!» Джилло Понтекорво надолго ушел в тень. Следующая его лента – «Операция “Чудовище”», о борьбе басков в Испании – вышла на экраны лишь в 1979 году: на этой «ноте» маэстро решил отправиться на заслуженный отдых и найти себя в общественной и фестивальной деятельности. Назначенный на должность директора Венецианского фестиваля, он в начале 1990-х годов сумел расширить сферу его влияния и наладить тесную связь с голливудскими компаниями. Сам же перешел в категорию заслуженных ветеранов профессии и стал считаться национальным достоянием…

Весть о смерти Джилло Понтекорво пришла совершенно неожиданно: он собирался присутствовать на открытии Римского кинофестиваля, но не получилось… В его честь знаменитый итальянский композитор Эннио Морриконе, с которым Понтекорво очень любил работать, дал концерт из своих произведений, написанных для кино. Он даже лично дирижировал оркестром.

Михаил Чеботарь

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru