[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2006 ХЕШВАН 5767 – 11 (175)

 

ПОДАВИТЬ МИЛОСЕРДИЕМ. И НЕ ПОДАВИТЬСЯ

Леонид Радзиховский

Повторный суд над Копцевым закончился известно чем – 16 лет и обвинение теперь еще и в разжигании межнациональной розни. Оказывается, Копцев пришел в синагогу резать евреев не просто «от не фиг делать», а «на почве национальной и религиозной ненависти». Открытие не слабое, суд совершил целый подвиг (не шучу!), чтобы вписать такое в свое решение. Больше того. Рискну предположить, что и записано всё это не просто по доброй воле, а согласно вполне четким «ценным указаниям». Похоже, что власть (особенно после Кондопоги) решила объявить сезон более-менее реальной борьбы с ксенофобией. Долго ли продлится этот сезон – другой вопрос, на который ответа, понятно, не существует.

Но я, собственно, о другом.

Раввин той самой синагоги (которого Копцев тоже резал и который с помощью прихожан и обезоружил этого «юношу со взором горящим») Исаак Коган заявил, что «считает сроки заключения слишком большими».

Шестнадцать лет, ясно, срок не слабый. Да, честно говоря, едва ли Копцев столько и отсидит – либо освободят досрочно, либо… Ну, не стоит каркать над чужой судьбой, но, в принципе, всякий понимает, что для человека не слишком психически устойчивого и вроде бы не слишком физически здорового выдержать 16 лет в российской колонии – не просто, скажем так… С другой стороны – вольно же было на людей с ножом кидаться! «Закон суров – но это закон».

Меня, однако, удивляет позиция раввина.

Сначала всё было ясно. Он, раввин, обязан обезопасить своих прихожан. Для этого потенциальные убийцы должны знать, что есть прецедент сурового наказания и вести охоту на людей (даже если это всего лишь евреи!) нынче не рекомендуется. Во всяком случае, на снисхождение Фемиды рассчитывать не приходится. Это может остудить некоторых «горячих парней». Поэтому вполне логично, что раввин и был одним из тех, кто инициировал пересмотр дела и требовал признать факт «разжигания межнациональной розни». Но теперь, когда всё так и случилось, он (раввин) внезапно запел Лазаря – слишком большой срок и всё такое.

Простите, во-первых, Вы, когда были одним из инициаторов повторного рассмотрения дела, – об этом не знали? Или Вас бы обрадовало такое, что ли, решение: «поскольку суд признал, что действия Копцева были направлены на разжигание национальной розни и проводились по мотивам национальной и религиозной ненависти… суд принимает решение уменьшить ему срок наказания»! Так, что ли? Разжигание ненависти – смягчающее обстоятельство? Такой поворот дела Вас, ребе, устроил бы?

Во-вторых, я – совсем не знаток религии. Один из авторов газеты «Завтра» назвал меня «пламенным хасидом». Я до такой степени плохо понимаю (в отличие, видимо, от этого эксперта в «еврейском вопросе»), что такое «пламенные хасиды», что не могу ни подтвердить, ни оспорить данное утверждение. Вообще-то, вроде бы мой образ жизни, мои взгляды и внешний вид мало изменились за последние годы, но, может быть, я «тайный» (от самого себя) хасид?

Да, так вот. Я хоть и малограмотный, но всё-таки знаю, что еврейская религия скорее говорит «не делай другому, чего не хочешь, чтобы тебе сделали», но уж коли тебе что-то плохое сделали, то «око за око и зуб за зуб». А вот «любите врагов ваших, благословляйте ненавидящих вас» и «подставь левую щеку, когда тебя ударят по правой щеке» – это всё-таки не иудаизм, а его диссидентская ветвь, в просторечии именуемая «христианством». (Кстати. У христиан и слово с делом не расходится – кто не видел, как они охотно подставляют левую щеку, как страстно молятся за ненавидящих их, как защищают своих врагов и обидчиков!)

Так вот, в связи с этим: неужто раввин Коган проникся христианскими заповедями?

Ведь в непродуманные (или, того хуже, чисто пиаровские) заявления раввина мне тем более трудно поверить.

Кстати, о газете «Завтра». Ее редактор – пламенный хасид… тьфу ты! Заморочили. Ее редактор – пламенный патриот Проханов брал недавно интервью у пламенного либерала Чубайса. И в ходе этого интервью рассказал, что он, Проханов, приходил в синагогу и говорил раввину и прихожанам: «Да, Копцев хотел вас перерезать. А вы – простите его!» Но, как ни дико, не встретил понимания (подтекст был ясен: жестоковыйный всё-таки народец! Вот кабы еврей ворвался в церковь, порезал десяток прихожан – с какими слезами умиления они бы его простили и умоляли суд о снисхождении).

Всё это напомнило мне «Братьев Карамазовых».

Адвокат взывает к присяжным, судящим Д. Ф. Карамазова: «Подавите его вашим милосердием! Вы увидите, вы услышите, как вздрогнет душа его: “Мне ли снести эту милость, мне ли столько любви, я ли достоин ее”, – вот что он воскликнет! О, я знаю это сердце, это дикое, но благородное сердце, господа присяжные». И – ответ прокурора: «Да не слишком ли скромен защитник, требуя лишь оправдания подсудимого? Отчего бы не потребовать учреждения стипендии имени убийцы, для увековечения его подвига в потомстве и в молодом поколении?»

Вот такая дискуссия.

Какую сторону займете в ней вы, уважаемые читатели?

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru