[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2006 ХЕШВАН 5767 – 11 (175)

 

ОТКРОВЕННЫЙ РАССКАЗ РАВА КАПЛАНА

«Цви Каплан – главный раввин Объединения иудейских религиозных общин Белоруссии. Шнеур-Залман Дайч – раввин одной из двух минских общин “Хабад-Любавич”», – так представляет нам председатель совета Объединения иудейских религиозных общин в Белоруссии Владимир-Шломо Малинкин минских раввинов – увы, на сегодняшний день «потенциальных» раввинов Белоруссии…

  

В объединение входят 14 религиозных общин разных городов Белоруссии, причем у большинства из них раввинов нет. Как нет главного раввина и у всего белорусского объединения. Согласно белорусскому закону «О свободе совести и религиозных организациях», кандидатуры раввинов утверждаются на год. То есть ежегодно их нужно согласовывать – «утверждать в должности». Даже в должности ассистента любой кафедры любого вуза утверждают на пять лет! И утверждает их научный совет учебного заведения, а не чиновники Министерства образования, в науке ни бельмеса не смыслящие!

Сейчас (на момент подписания номера. – И. К.) идет ПРОЦЕСС СОГЛАСОВАНИЯ кандидатур раввинов, утверждаемых на год. А длится этот «процесс» уже полгода! Всё-таки мужественные евреи живут в Минске, да и в целом в Белоруссии! Именно такое впечатление производит Владимир Малинкин. В Комитет по делам религий и национальностей при Совмине Белоруссии он ходит, как на работу… А бедные белорусские евреи, наверное, никак не могут понять: почему же у них до сих пор нет раввина?

«В Белоруссии проблемы с согласованием кандидатур раввинов, – шепотом пояснил нам один из членов минской общины. – Из-за проблем с этим согласованием не продолжается строительство синагоги на Кропоткина. Несколько раз возникали трудности при получении разрешений на празднование еврейских праздников – например, последних Пейсаха и Пурима. Пока не удается найти отдельное помещение для школы, а в занимаемом школой и детским садом помещении возникают проблемы с арендой…»

В.-Ш. Малинкин.

Владимир-Шломо Малинкин представляет нам Цви Каплана – человека, который не только хочет, но и может что-то сделать для своих земляков и соплеменников.

Раввин Цви Каплан родился в Мозыре Гомельской области, жил в Барановичах. Затем уехал в Иерусалим, получил там специальное образование. Имеет опыт работы в 1998–1999 годах в Белоруссии, а затем в Киеве в качестве преподавателя и организатора ешивы. Знают его и прихожане в Минске. «Из Израиля первый раз я вернулся, когда наша ешива рассылала учеников на осенние праздники по разным общинам, по всему миру. Меня хотели распределить в Майами. Но я сказал: “Хочу в родную Белоруссию. Там родные старички”. Мне все говорили: “Да ты что!” Но я же не развлекаться ехал…» – рассказывает Цви. «Родные старички» – это члены старой минской общины, в которую Цви Каплан попал летом 1990-го: «Здесь была уникальная община, уникальные дедушки, – говорит он. – У нас в доме была еврейская обстановка – традиции были всегда. Не соблюдались законы, но всегда была маца. Кроме отца, все в семье говорили на идише. Сразу было понятно, что мы евреи. И когда жена моего дяди стала настаивать, чтобы детям дать свою фамилию (ее отец не был евреем, и у нее была белорусская фамилия), мой дед сказал своему сыну: “Если ты так сделаешь, я тебя знать не желаю. Я никогда не стеснялся своей фамилии. Я с ней войну прошел, носил ее с гордостью и, слава Б-гу, жив и здоров…” С восьми лет я общался на идише, и мне это очень помогло. С 1989 года начал интересоваться, искать литературу, копаться в библиотеках. Первая книга, которая познакомила меня с законами иудаизма, была “Настольная книга атеиста”. Там было краткое описание всех религий, и, исходя из тех сведений, которые у меня были из дома – суббота, праздники, – я начал “шерстить” по всем религиям, потому что слово “иудаизм” у нас в доме и не упоминалось. Единственное, что я знал на сто процентов, – это что евреи не верят в Иисуса. (Меня воспитывала прабабушка, и я хорошо запомнил, как она мне говорила: “Мы не верим в Иисуса”. Когда я пошел в садик, то из всего, что слышал вокруг, я понял: Б-г и Иисус – это одно и то же. Сопоставив всё это, я сделал вывод: евреи – атеисты! С этим я довольно долго шел по жизни. Я считал, что у нас есть какие-то традиции, но с Б-гом у нас как-то не сложилось…) Так вот, нашел я эту “Книгу атеиста” и стал по всем религиям, где было какое-то сходство, делать закладки – на всякий случай. Полной картины я нигде не видел. И тут дохожу до такого понятия, как иудаизм, и удивляюсь: таки да, сходится! И все предыдущие закладки вытащил. Тогда я уже знал, что я ищу, куда мне идти».

Летом 1990-го в Минске умер брат бабушки Цви, он приехал на похороны. А после похорон стал искать синагогу на Кропоткина. Нашел через «Мингорсправку». Пришел, познакомился со «старичками», с председателем общины, заказал поминальную молитву по бабушкиному брату. Тогда еще было много старичков, которые приходили каждый день молиться… «Я обратился к председателю общины – сказал, что с детства помню, как когда-то перед 9 ава приезжал к нам в Барановичи кто-то из старичков. Оповещали всех евреев города, все собирались на кладбище, и этот дедушка читал поминальные молитвы. Но вот уже лет шесть-семь такого нет. Можно ли это возобновить? Дедушки сказали, что раньше такое было, но сейчас они уже старые, им тяжело, они никуда не поедут. А председатель общины познакомил меня с ребятами-израильтянами, я обратился к ним с такой просьбой, и они сказали: “О’кей!” Но оказалось, что в том году 9 ава – на исходе Субботы. Они говорят: “Мы не можем приехать непосредственно на 9 ава. Нам надо тоже и на Субботу”. Я говорю: “Пожалуйста, приезжайте”. Они приехали к нам домой. Мы пригласили евреев к себе, провели у нас Субботу. Это была первая Суббота в моей жизни! На следующий день, в воскресенье утром, поехали на кладбище. Там они, как обещали, прочли молитву. Еще они подарили мне книжку “Суббота – праздники и будни”. Так как они видели, что я не соблюдал Субботу, они и не думали, что я всё это буду соблюдать. Они меня ни о чем не предупредили, но я прочитал, что надо соблюдать пост до появления трех звезд. Проблема же была в том, что стоял очень пасмурный день и первых трех звезд я не видел. Я честно выходил и смотрел, но ничего, кроме облаков, не наблюдал. Где-то в 12 или в начале первого я увидел наконец-таки звезды и радостно пошел покушать и попить. Еще перед отъездом они подарили мне тфилин, сказали: начинай! Я и начал…»

На каникулы он приехал в Минск, жил с этими ребятами-израильтянами и учился. А потом, когда вернулся в Барановичи, на последний курс училища, у него на лице была «поросль», а на голове – кипа. «Это был очень сложный, переломный момент, – признается рав Каплан, – но я смог себя преодолеть. Недели две кто-то спрашивал, кто-то смеялся. А потом все привыкли… Мой первый учитель – рав Берл Горелик. Он многому научил меня не только в иудаизме, но и в жизни. Умер он до моего возвращения из Израиля, в конце 1994-го, 19 кислева… Тогда этот праздник выпал на Субботу. Была трапеза, одновременно фарбренген по поводу нового года хасидизма. Он пошел и прилег на ступеньке в синагоге на Кропоткина. А когда его пришли будить, он был уже мертвый… Многие из ребят начали соблюдать традиции благодаря его чуткости, доброте, но в то же время строгости… Эта община мне родная, и они меня знают… А руки мы сложим, лишь когда нам их сложат!»

Итак, сегодня в Минске – более сорока религиозных и светских еврейских организаций, работает Союз белорусских еврейских общественных объединений и общин, существует множество направлений и программ, есть Минский еврейский общинный центр и замечательный музей, издается периодическая, художественная и научная литература, евреи собираются на праздники, арендуя с этой целью не самые последние в городе «площадки»… Впрочем, даже для того, чтобы собраться, нужно «спецразрешение», которое дают не всегда. Синагоги же у минской религиозной общины Хабад до сих пор нет. СВОЕЙ полноценной еврейской школы и детского сада в городе тоже не существует. А процесс утверждения кандидатур раввинов превращен в издевательскую процедуру! Без раввина же – как собраться на праздник? где та синагога? какая она, школа? Замкнутый круг…

Здание последней минской синагоги. Фотография перед уничтожением.

Евреи Минска, или Меньска, или Менеска, переживают не самые лучшие времена в жизни общины. Но они надеются, что наконец-то всё образуется, что в конце этого длинного тоннеля под названием «путь к идишкайту» забрезжит свет, и они смогут с гордостью сказать: «У нас не хуже, а даже лучше, чем у других!»

И. Карпенко

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

E-mail:   lechaim@lechaim.ru