[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2006 ХЕШВАН 5767 – 11 (175)

 

«КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС»

Жители Белоруссии находятся в сложном положении: с одной стороны – братская Россия, куда на заработки ездит чуть ли не четвертая часть населения, с другой – Польша, о которой здесь тоже знают не понаслышке, а посредине, между ними, – последний островок социализма в «окапиталистиченной» Европе. Уехавших в Израиль, США, Германию и другие страны – очень много. Некоторые едут и сегодня. Но немало и тех, кто остался. И они не чувствуют, а главное, не хотят себя чувствовать в этой стране «национальным меньшинством», как окрестили всех, не принадлежащих «к титульной нации», в белорусском законе от 1992 года.

Волнует белорусских евреев, конечно же, пресловутый «жилищный вопрос», стоящий здесь чрезвычайно остро: еврейским общинам жить, работать, развиваться и просто СУЩЕСТВОВАТЬ действительно негде.

Профессор Э. Иоффе цитирует одно из положений закона «О нацменьшинствах»: «Республика Беларусь <…> способствует созданию материальных условий для развития образования и культур национальных меньшинств путем выделения из госбюджета необходимых для этого средств».

«Это пример чистой демагогии! – возмущается Эммануил Григорьевич. – На территории Белоруссии государство национализировало всю недвижимую собственность еврейских общин, а координационный совет Белорусского объединения еврейских организаций и общин несколько лет назад должен был отказаться от аренды офиса из-за страшной дороговизны! Я считаю, что Республика Беларусь не настолько бедная, что не может предоставить помещения для нормальной работы национальных объединений либо в полную собственность, либо за умеренную плату».

Того же мнения придерживается Яков Басин, белорусский литератор, правозащитник и общественный деятель: «До настоящего времени еврейским общественным организациям не возвращено ни одного помещения, ранее принадлежавшего евреям и построенного на еврейские деньги. Более того, без согласования с еврейской общиной в 2002 году в столице было снесено построенное в ХIХ веке культовое знание на улице Димитрова (бывшей Татарской), началась застройка на месте разрушенной ранее “Холодной” синагоги на улице Немига – старейшего каменного здания в Минске (1611 год). В результате такого отношения к бывшей еврейской собственности существующий уже одиннадцать лет Союз еврейских организаций и общин до сих пор не имеет даже собственного офисного помещения!»

«Самое главное, что в Белоруссии нет закона о реституции, – считает Инна Герасимова. – Вот, например, община ходатайствовала перед президентом, чтобы в Белоруссии сделать музей Холокоста. Для него уже есть много материалов, сохранились здания на территории гетто. Мы написали письмо, отправили. Ответа от Лукашенко не получили. В России и в Украине общины начинают подниматься. Евреи чем-то помогают, вкладывают деньги. У нас – исключено. У нас просто нет таких меценатов. Сложность в том, что нет закона о послаблениях для людей, которые дают деньги. И потом, у нас с бизнесом вообще слабо. У нас своя специфика…»

Специфика эта еще и в том, что хотя, по уверениям властей, на государственном уровне антисемитизм «уничтожен как класс», так называемый бытовой антисемитизм никуда не делся, а проявления скрытой или явной юдофобии со стороны чиновников являются в Белоруссии «нормой жизни». Причем никакой защиты от этих проявлений еврейскому «национальному меньшинству» государство не гарантирует.

По мнению профессора Иоффе, «хотя в Беларуси антисемитизм перестал быть государственной политикой, корни его не вырваны, и он имеет определенную социальную базу». А вот точка зрения Якова Басина: «Я бывал во многих городах Беларуси, но не помню, чтобы на каких-то зданиях висели мемориальные доски в память об истории белорусского еврейства, хотя в иных городах, особенно западного региона, оно составляло даже большую часть населения. Ни в интерьере Русского театра в Минске, ни на его фасаде ничто не указывает на то, что здесь была когда-то роскошная хоральная синагога, а позднее еврейский театр БелГОСЕТ, на сцене которого выступал великий Соломон Михоэлс. Нет мемориальной доски и на родине “дедушки еврейской литературы” Менделя Мойхер-Сфорима в Копыле. Ничем не отмечены белорусские города Зембин, Сморгонь и Молодечно, где родились крупнейшие идишистские поэты нашего века Изи Харик, Моше Кульбак и Зелик Аксельрод, погибшие от рук сталинских палачей. В энциклопедическом словаре “Витебск” нет статьи о Марке Шагале, хотя если бы не Шагал, мало кто на Западе вообще знал бы о существовании Витебска <…> Где, в каком городе, в каком поселке можно обнаружить дорожные знаки или указатели, которые обозначали бы территорию существовавшего здесь некогда гетто? Единственный известный мне знак подобного рода – барельеф у бывших ворот гетто в Гродно…»

Правда, мы нашли в Минске две мемориальные доски. Одна – в честь секретаря подпольного райкома партии в минском гетто Михаила Гебелева, казненного в тюрьме в 1942 году, другая – в память о героине этого подполья Маше Брускиной, работавшей в лазарете для советских военнопленных и помогавшей им добираться до партизан. Машу и ее подругу Соню Идельсон фашисты казнили в октябре 1941-го… Эта вторая доска «утыкалась» в проходную какого-то завода, и местный вохровец не позволял нам ее даже сфотографировать…

При всей доброжелательности и сердечности людей, населяющих Белоруссию, инерция «социалистического мышления» здесь весьма велика, а зависимость большинства населения от «государственных стереотипов» никуда не исчезла. Учитывая все декларации об отсутствии в Белоруссии государственного антисемитизма, причина нынешнего печального положения коренится именно в отношении к евреям со стороны государства и его представителей. И важнейшая причина этого «латентного юдофобства» в том, что ничего не делается для изменения этих стереотипов.

И. Карпенко

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

E-mail:   lechaim@lechaim.ru