[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2006 ТИШРЕЙ 5767 – 10 (174)

 

Встань!

На что нас вдохновляет Симхас Тойра вековой давности

Симон Джекобсон

Симхас Тойра, которую праздновали сто один год назад, 22 октября 1905 года, пришлась на очень трудное для российских евреев время. В конце октября по всей стране прокатилась волна погромов – в более чем 660 (!) больших и малых городах Белоруссии лишились жизни тысячи людей. Вслед за ужасающими кишиневским и гомельским погромами 1903 года эти массовые убийства потрясли российских евреев и послужили главной причиной первой волны эмиграции в Америку в ХХ веке. Сотни тысяч евреев сошли на американский берег.

В наибольшей степени пострадали от погромов густонаселенные Минская, Могилевская и Черниговская губернии, где на 221 тыс. жителей приходилось 28 531 еврей. Это были родные места для пятого Любавичского Ребе – Ребе Рашаба. Здесь находился городок Любавичи – центр движения Хабад с 1813 года. Как же Ребе праздновал Симхас Тойру в столь трудное время?

Его сын Йосеф-Ицхок (ставший шестым Любавичским Ребе в 1920 году) пишет, что в ночь Симхас Тойры «отец произнес четырехчасовую проповедь». Он начал говорить в полночь и закончил около четырех часов утра, после чего «мы пошли в шул на акофойс».

Рабби Йосеф-Ицхок записал проповедь целиком. Она занимает двадцать две печатные страницы и начинается словами: «Встала я, отворить возлюбленному моему, и с рук моих капала мирра» (Шир-а-Ширим, 5:5).

На следующее утро Ребе Рашаб произнес другую проповедь, открывавшуюся словами: «Когда Исроэл был ребенком, Я полюбил его» (Ос., 11:1).

Наконец, в тот трудный год, столетие назад, Ребе Рашаб начал писать свой исторический труд «Самех-Вов».

Почему же Ребе, на котором лежала огромная ответственность, ответил подобным образом на разразившийся кризис? Не лучше ли, если бы он поторопился спрятаться и предупредить последователей о грядущих погромах?

Но Ребе радовала и Симхас Тойра, и весь тот год, в течение которого он писал одно из самых глубоких своих исследований о жизни и ее смысле.

Это не должно удивлять. На протяжении долгой истории гонений на евреев еврейские лидеры никогда не заламывали в отчаянии руки и не ежились от страха, а лишь еще больше предавались своим ученым занятиям, молитве, стремились к духовному росту. Всё сильнее становилась их приверженность добродетели и хеседу, всё старательнее они исполняли мицвойс и хранили верность традиции. И в самом деле, величайшие труды об учении Торы писались «под огнем»: рабби Акивой во времена Римской империи, Раши – во Франции, Аризалем – после изгнания евреев из Испании в 1492 году.

Достойный ответ на погромы – не смирение, не страх, не крушение надежд, а открытая демонстрация силы человеческого духа, способного встретить любой вызов судьбы. Самые ужасные исторические события повлекли за собой невиданный рост учености и добродетели. Навеки запечатлевались не потери, а приобретения.

Не стала исключением и «Самех-Вов». Погромы и невыносимые условия породили весьма памятную Симхас Тойру и поистине революционную проповедь, навсегда изменившую наши взгляды на жизнь.

О чем же говорил Ребе в своей четырехчасовой проповеди в ночь Симхас Тойры?

Если очень коротко, то он объяснил смысл слов «Встала я, отворить возлюбленному моему» как стремление человека вырваться за пределы обманчивого мира, в котором мы живем, и использовать предоставленные нам особые возможности.

«Встала я, отворить возлюбленному моему»: время от времени нам открывается окно возможностей. «Возлюбленный мой» – это мощный поток Б-жественной энергии, которая эманирует из Сущности и проявляется в особые моменты. Открытое снова закроется, если мы ничего не предпримем. Нам нужно встать и «открыть» дверь, то есть создать вместилище, где хранилась бы энергия.

«Я поднялась» – сила, скрытая в каждой человеческой душе («я», «ани») и позволяющая нам вырваться вовне, «подняться» над суматошным, обманчивым миром и заглянуть под пелены, скрывающие истинные реалии нашей жизни и души.

Вы «поднимаетесь» не из-за того, что поддались соблазну материальных и эгоистических ловушек, не под действием путаных «игр ума» и не под влиянием интеллектуальных защитных механизмов. Вы «поднимаетесь», позволив вашему «я» ощутить волшебство духа и связь с Б-жественным Единством, пребывающим во всем сущем и позволяющим видеть за пределами того, что есть здесь и сейчас.

Мы живем в обманчивом мире; наше сознание обманывает нас и препятствует познанию истинной природы собственного бытия. Захваченные щупальцами обмана, мы становимся конформистами. Независимым можно быть, только если вглядываться в то, что над тобой и вне тебя.

Каждый из нас – ученый или простой человек – сталкивается со своими трудностями, проникая взглядом сквозь ослепляющую силу материализма; всем нам требуется прикоснуться к горнему посредством изучения Б-жественной Торы. «С рук моих капала мирра» – это о руках простых людей, занятых физическим трудом. Через молитвенные размышления и изучение Б-жественного они не только постигают скрытое; с их рук «капает мирра», и горькая субстанция начинает благоухать.

Хотя Ребе прямо об этом не говорил, кажется вполне логичным, что Симхас Тойра и есть одно из необыкновенных окон возможностей. Вне всяких сомнений, четырехчасовая проповедь сильно повлияла на акофойс Симхас Тойры, которые начались в четыре часа утра сто один год назад. Посреди всеобщего краха в тот холодный российский октябрь 1905 года Ребе и его хасиды отплясывали танец духа, и каждому из нас остается только завидовать…

Сегодня нам опять брошен вызов. Слава Б-гу, не такой, как в России 1905 года. Тогда Б-жественное сокрытие было окутано пеленой погромов. Тьма создала иллюзию побежденного добра. Сегодня нашим величайшим противником является самодовольство – пелены апатии, легко произрастающие из качества жизни.

Нас многому может научить Симхас Тойра столетней давности. Прежде всего – ценить благословенную свободу и «встать, отворить возлюбленному моему» эту Симхас Тойру в Б-жественном танце тела и души, воспаряя вместе со всем миром к новым высотам запредельного.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru