[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2006 ТИШРЕЙ 5767 – 10 (174)

 

Из России – Через Палестину – в СССР

 

Матвей Гейзер

Маршак. Серия «Жизнь замечательных людей»

Вып. 1189 (989). М.: Молодая гвардия, 2006. – 327 [9] с.: илл.

Автору биографии С. Я. Маршака повезло. Он имел возможность спокойно и ответственно вписать жизнь и творчество своего героя в контекст не только русской литературы, но и в контекст литературы и культуры русско-еврейской. М. Гейзеру дважды повезло, что сегодня уже не существует потока работ о поэте, переводчике, прозаике и крупном русско-еврейском деятеле, которого «Encyclopedia Judaica» определила как «русского сиониста и поэта». В отличие от ситуации с изучением творчества О. Мандельштама или Б. Пастернака, где еще недавно сама постановка вопроса об иудейском или русско-еврейском субстрате их творчества вызывала неприятие, работа о Маршаке как русско-еврейском писателе вышла в свет в знаменитой серии молодогвардейских биографий. Это обстоятельство привлекает к книге особое внимание.

Биограф С. Я. Маршака прослеживает все этапы жизни своего героя: еврейское детство, встречи с Л. Толстым и В. Стасовым, поездка в Палестину с Я. Годиным, результатом которой явились и палестинские стихи обоих, и сохранившаяся, по-видимому, на всю жизнь симпатия к сионизму. Ведь не так уж много будущих сталинских и ленинских лауреатов имело за плечами сборник под названием «Сиониды».

М. Гейзер также прослеживает многочисленные связи своего героя с классиками русской литературы: О. Мандельштамом, А. Ахматовой, К. Чуковским и другими. Каждому из таких контактов посвящается отдельный очерк. Не обходит М. Гейзер и трагически сложных эпизодов жизни и общественной деятельности Маршака. Ведь и помимо сионид ему, члену Еврейского антифашистского комитета, было чего опасаться. Однако он не стал лагерной пылью, не погиб в застенках Лубянки, – конечно, за это приходилось платить. Так, М. Гейзер приводит антиизраильские стихи из «Правды» времен войны 1956 года, упоминает о подписи Маршака под «Письмом советских евреев» в 1953 году – его рискнули не подписать лишь самые стойкие. А также рассказывает о том, как на протяжении лет правилось стихотворение о двух погибших героях, один из которых, к несчастью, оказался евреем, и имя его настойчиво вымарывалось из позднейших изданий Маршака.

Тем не менее никому не придет в голову кинуть в Маршака камень. Помощь А. Солженицыну, И. Бродскому, многим другим людям, тайный сбор и отправка денег еврейским детским садам, постоянная поддержка всего живого, что было в советской литературе 1930–1960-х – от Даниила Хармса и Александра Введенского до поэтов-шестидесятников – явно перевесят на весах судьбы то, что вынужден был делать Маршак явно не по своему желанию. Имя его никогда не будет ассоциироваться с теми, кто совершал куда более сомнительные поступки, но никогда не пытался их искупить. Имя Маршака в ряду тех, которые окружены благодарной памятью.

М. Гейзер не стремится ни обелить своего героя, ни очернить его. Автором книги руководит желание восстановить справедливость в отношении Маршака, которой он не дождался как при жизни, так и в мемуарах своих современников, вышедших уже после его смерти. Среди тех, чью позицию в отношении Маршака оспаривает автор, и Н. Я. Мандельштам, и Э. Голлербах, и Ю. Карабчиевский, и другие, живые и покойные, деятели русской культуры. Сам же автор, занимая позицию объективного хроникера, тем не менее постоянно вспоминает о собственных встречах с Самуилом Яковлевичем, начавшихся еще тогда, когда юный поэт из Аккермана прислал Маршаку свои стихи, и продолжавшихся до последних лет жизни поэта. Маршак предсказал, что юный Марк Гейзер поэтом не станет, но писать непременно будет. И мы видим: первая действительно полная фактографически и исполненная любви к Маршаку книга написана его юным собеседником и корреспондентом, а сегодня – профессором Гейзером.

Стоит, однако, отметить одну особенность. Стремление автора воссоздать реальный облик своего героя в противовес сложившейся традиции описывать его как примитивного детского поэта либо как советского литературного бонзу – стремление, заметим, скрыто полемичное, – порой приводит к тому, что судьбоносные и трагические события в истории страны, затронувшие и Маршака, подаются мимоходом, публицистически облегченно. А ведь некоторым из этих событий их участники посвятили целые тома!.. Впрочем, М. Гейзер всегда продолжает работу над своими темами, – надеемся, что и нынешнее издание «Маршака» окажется не последним.

Леонид Кацис

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru