[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2006 ЭЛУЛ 5766 – 9 (173)

 

Будинский пашалык

Евреи в османской части Венгрии XVI–XVII веков

Ирма Фадеева

Окончание. Начало в № 8, 2006

Первым раввином, упомянутым в документах Буды за 1545 год, был Хаим Хакман бен Ицхак. Назначенные им в 1569 году два других раввина, Симха бен Хаим Фридман и Давид бен Яаков Коэн, вошли в состав религиозного суда бейс-дин. Главный раввин Буды поддерживал контакты с раввином Салоник, более крупного религиозного центра, где главенствующее положение занимали сефарды. Их влияние со временем усилилось и в Буде. Глава будинской общины взаимодействовал также с раввинами Вены, Кракова, Стамбула...

Буда. Гравюра. VII в.

Выше уже говорилось, что между 1541 и 1686 годами венгры и австрийцы неоднократно пытались отвоевать Буду. Есть документы, содержащие описание осады города христианскими отрядами в 1602 году. Тогда евреи защищали свои дома и приняли участие в военных действиях. Нападавшие сумели пробиться к еврейскому кварталу. Начались грабежи и поджоги. Кто-то из хронистов описывал, как одна из жительниц квартала неутомимо стреляла из огромной пушки по воротам, через которые врывались нападавшие, и сумела всё-таки обратить их в бегство. Об этом же эпизоде сообщил и турок Эвлия Челеби, добавив, что за активное участие в обороне города турки освободили евреев от уплаты налога в пользу паши.

Вот как описывает сражение очевидец-еврей: «Турки, защищавшие крепость, уступили яростному натиску имперских отрядов. Видя, что дело принимает опасный оборот, евреи обратились к турецкому военачальнику: «Позвольте нам самим защитить наших детей, жен, имущество. Да свершит Г-сподь предначертанное!» Евреи сражались с воодушевлением и мужеством, сумели защитить себя и принудили неприятеля к позорному бегству.

В христианской летописи сказано, что во время осады враги через ворота ворвались в еврейский квартал, но защищавшие его люди быстро восстановили укрепления. Великую стойкость духа проявили женщины. Они вышли на улицу с пением псалмов. В руках у них был крысиный яд, и они готовы были погибнуть, но не сдаться в плен.

Известно, что незадачливые участники осады люто мстили евреям других городов за свое поражение в Буде. Они нападали на людей, по тем или иным делам выезжавшим из города, и убивали всех без разбору, не щадя ни женщин, ни детей. Приближенные советовали австрийскому императору расправиться с евреями, жившими в его государстве. Но тому хватило здравого смысла этого не делать...

После осады Буды в 1602 году евреи ухитрялись поддерживать торговые и прочие деловые отношения с независимой частью Венгерского королевства, а также с османской администрацией. Зимой 1615 года султан Ахмед I удостоил особых привилегий Иосифа, сына Салти, и его брата, Аламана Исраэлиса, за то, что их дед будто бы собственноручно вручил ключи от города Сулейману Кануни и помог туркам занять город в 1526 году. Братья и их потомки были освобождены от уплаты налогов «отныне и впредь».

Неудачная попытка австрийцев взять Буду была лишь одним из эпизодов в длительной австро-турецкой войне за Венгрию, которая велась с переменным успехом. Ни одна из сторон не получила в ней значительного перевеса. 11 ноября 1606 года в Ситватороке (Венгрия) был заключен мирный договор на 10 лет. Ни Османская империя, ни Австрия не сделали при этом новых территориальных приобретений. Трансильвания попала под двойную зависимость от обеих стран (раньше она зависела только от турок). Султан отказался от ежегодной дани с Австрии в размере 30 тыс. дукатов, установленной по договору 1568 года. Теперь австрийцы должны были единовременно уплатить султану сумму в 200 тыс. дукатов. Обе стороны были признаны равноправными. Впервые в договоре австрийский монарх был назван императором, а не «господином Вены», как именовали его до сих пор султаны. Известный историк Фернан Бродель так оценивал военные действия австрийцев против турок и их последствия для общины: «Трагические события... Во время австрийского наступления 1593–1606 годов евреи Буды оказались между двух огней – имперцев и турок...» В 1615 и 1616 годах в Вене были подписаны новые договоры: слабевшее османское государство делало очередные уступки. Но Буда пока что оставалась во владении турок.

Евреи, покинувшие город во время осады 1602 года, позже вернулись в свои дома. Согласно переписи, в 1627 году в еврейском квартале было 11 домохозяйств. В 1633 году в Буде, Старой Буде и Пеште числилось уже 20 еврейских домохозяйств. Общее количество жителей в реестрах не указано. За пределами еврейского квартала евреи тоже иногда арендовали дома, принадлежавшие иноверцам. Есть сведения, что к 1680 году в общине было 80 человек. Рост численности еврейского населения происходил в основном за счет тех, кто прибывал в Буду из других мест. Город был удачно расположен на стыке мусульманского и христианского миров той эпохи. Еврейские семьи Вены посылали детей в Буду изучать турецкий язык и знакомиться с восточным образом жизни. В свою очередь еврейские семьи Буды отправляли детей в Вену изучать немецкий и основы европейской культуры.

Молельный дом в Будаваре (Будайский замок). XVII в. Современный вид.

Современники отмечали, что османские евреи, как правило, говорили на четырех-пяти языках, а некоторые даже на десяти-двенадцати. Контакты между двумя общинами были тесными. Когда в 1670 году австрийский император Леопольд I изгнал евреев из Нижней Австрии, многие из них поселились в Буде.

Традиционно еврейское население Буды занималось торговлей и финансовыми операциями. Евреи давали деньги в рост под высокий процент, но на более длительные сроки, чем другие заимодавцы, что было сопряжено с большим риском. Они занимались обменом денег и бартерными сделками. В торговле на османских территориях евреи тоже играли заметную роль. С юга Венгрии они привозили в Австрию готовую одежду, кожу и металл. Из Вены, в свою очередь, вывозились различные готовые изделия. Вывозились в Стамбул и другие города. Например, в финансовом отчете о строительстве церкви в венгерском городе Надькёрёш за 1639 год отмечено, что Моисей, еврей из Буды, поставлял строителям стулья и гвозди. В других отчетах за тот же период указывается, что некто Балац купил в Буде ковры у еврея Орослана (странное и скорее турецкое имя. – И. Ф.).

Случалось, что турки обращались к евреям по поводу доставки каких-либо товаров или поручали им финансовые операции. В 1625 году паша Буды Сулейман отправил в Эгер письмо торговцу Салику, в котором просил выдать еврею Харуму в долг 5–6 тыс. акче наличными.

Деловая активность евреев была ограничена религиозным запретом на любую деятельность в субботу. На этом настаивали раввины, не разрешавшие в Шабос ни путешествовать, ни участвовать в ярмарках, ни вести переговоры, ни совершать сделки – вопреки неоднократным просьбам отдельных лиц допустить исключение из правила.

Древним традиционным занятием евреев оставалась медицина. Есть сведения, что еврей-медик из Буды оказывал профессиональную помощь правителю Трансильвании Габору Бетлену. В 1676 году в Буде обосновался хирург Иосиф, состоявший, как сказано в документах, в близком родстве с медиком по имени Ашер из Белграда. Врач Элия бен

Иеуда, живший в Буде, поддерживал контакты с христианскими докторами Вены. Огромную роль сыграли медики Буды в 1670 году, когда в городе разразилась эпидемия чумы.

В раввинистических документах Эфраима Коэна содержится упоминание и о большом пожаре в Буде в 1699 году.

В середине XVII века примерно половину еврейской общины Буды составляли ашкеназы. Они говорили на идише. Треть составляли сефарды, пользовавшиеся ладино (наречие испанского) или турецким. Остальные были выходцами с Ближнего Востока, преимущественно из Сирии. Рабби Эфраим сообщает, что в городе стояли три синагоги – в соответствии с составом общины. Синагоги в те времена были не только культовыми сооружениями, но и странноприимными домами. Раввины, отправлявшиеся из Германии в Святую землю, останавливались в помещении при синагоге. Случалось, что они на год-два задерживались в Буде, где активно участвовали в жизни общины. Посещавший город в 1602, 1660 и 1664 годах турецкий путешественник Эвлия Челеби в своих записках отмечал, что он видел два еврейских квартала и две синагоги; Исаак же Шулхоф писал о трех синагогах. Такое расхождение обусловлено, вероятно, тем, что Эвлия Челеби не учел синагогу, находившуюся за стенами крепости. В «Хрониках Буды» Шулхоф так описывает жизнь еврейской общины второй половины XVII века: «Город находился под властью Османской империи, но наше положение в этот период было цветущим, как зеленое оливковое дерево. Мы чувствовали себя в безопасности... Народ мог спокойно жить под сенью виноградных лоз и смокв. Еда была очень дешевой. Фунт мяса стоил 4 мелкие монеты, пинта вина – 2 имперских фартинга...» О фруктах и сладостях хронист не говорит, настолько они были дешевы. В османской Буде, судя по хроникам Шулхофа, имели хождение как турецкие, так и австрийские деньги.

В 1683 году еврейская община Буды участвовала в экономической и культурной жизни города, чувствовала себя защищенной и поддерживала контакты с единоверцами в других городах. Последнее подтверждается иерусалимскими документами за 1617 год. В них сказано, что община Цфата имела постоянные контакты с девятью другими общинами, в том числе и с общиной Буды.

Вид Будавара с синагогами. XVII в.

Внутренняя жизнь еврейских общин в Османской империи была полностью автономной. Общинные структуры занимались обустройством и нуждами отдельных ее членов: благотворительностью, уходом за больными, одинокими и престарелыми людьми, организацией похорон. Вся эта работа шла при каждой из трех городских синагог. Кроме того, там распределяли одежду среди бедных, собирали средства для выкупа евреев, захваченных в плен, а также деньги для евреев, проживавших на Святой земле и бедствовавших. Были просветительские общества, занимавшиеся изучением и толкованием Торы и Талмуда. В документах города сохранились отрывки комментариев к Талмуду известного тогда раввина Эфраима Коэна. Его суждения по различным спорным вопросам свидетельствуют об относительной толерантности взглядов, допускавшихся в общине.

В общине Буды было много грамотных людей. В каждой семье имелись священные тексты. Помимо традиционной Торы, в синагогах хранились самые разные книги. Известно, что после осады города в 1686 году Карл Лотарингский приказал вынести из синагог 35 свитков Торы с целью получить за них выкуп.

На протяжении XVI–XVII веков положение в Венгрии оставалось сложным, нестабильным. Войны нередко велись и под религиозными лозунгами. Католическая Австрия противостояла не только туркам-мусульманам, но и быстро распространявшемуся в Европе протестантизму, у которого в Венгрии оказалось немало приверженцев. В начале 60-х годов XVII века турки воспользовались борьбой Западной Венгрии с Габсбургами и подчинили себе Трансильванию. В 1683 году турецкие войска вторично осадили Вену (первая осада была в 1529 году). Положение спас польский король Ян III Собеский, пришедший на помощь австрийцам.

Европейские монархи осознали, наконец, что никто из них не способен в одиночку противостоять туркам и что угроза дальнейшей турецкой экспансии вполне очевидна. В 1684 году сложилась антитурецкая коалиция европейских держав – «Священная лига». В нее входили Австрия, Польша, Венеция и Мальта. В 1686 году к ним присоединилась Россия. К этому времени военное состояние Турции сильно ухудшилось. Турки теперь заметно отставали от европейцев. Они не смогли вовремя модернизировать не только армию, но и другие государственные институты.

Граф Марсильи, француз, очевидец многих событий, в своих мемуарах по истории Османской империи конца XVII века приводит данные о численности турецких армии и флота, свидетельствующих о явном превосходстве армий «Лиги».

И хотя султанские военачальники пытались увеличить численность своих войск, набирая в армию всех без разбору, эта мера не принесла военного успеха.

Австрийские войска вторглись в Восточную Венгрию. Исаак Шулхоф стал очевидцем захвата Буды австрийцами в 1689 году и описал это событие. Осажденный турецкий гарнизон отказался сдаться. Нападавшие заняли кварталы Буды, расположенные вне крепостных стен. Они захватили и дома евреев, не успевших бежать из города. По оценке английского военного инженера, население Буды тогда равнялось 21–24 тыс. человек; евреи составляли одну тысячу. Примерно те же цифры называют венгерские исследователи на основе отчета о числе пленных и погибших в сражении 1689 года. 2 сентября осаждавшие ворвались в крепость. Австрийские отряды с равной беспощадностью расправлялись и с турками, и с остальным населением города. Евреи попытались укрыться в большой синагоге, но никто из них не уцелел. Мирные люди были убиты в Доме Б-га.

Шулхоф обещал солдатам всё свое имущество в обмен на жизнь и свободу. Уже после уплаты им выкупа на него напали гусары. Однако получивший деньги солдат держал слово. Он взял Шулхофа в плен и тем самым спас ему жизнь. Позднее пленнику удалось бежать вместе с семьей, но вскоре он потерял жену. Еще какое-то время спустя он оказался разлученным с сыном Самсоном и лишился остатка денег. Солдат, получивший выкуп, вывел беднягу из крепости и даже помог ему добраться до Вены, где чудом спасшийся еврей обратился за помощью к Самуэлю Оппенгеймеру.

Принц Лотарингский. Взятие Буды австрийскими войсками.

Сохранилось свидетельство военного врача об осаде крепости и гибели многих евреев. Но и пленных было немало, поскольку солдатам было известно, что общины собирают деньги на выкуп единоверцев. Те, кто сумел спастись во время безумной резни или спрятался (отдельные христиане и тогда укрывали евреев во время погромов и войн), отступили в глубь крепости. Осада длилась еще два дня. Молодые женщины, влиятельные турки и богатые евреи были отправлены в Берлин. Один из германских источников сообщает о 72 убитых членах еврейской общины. По другим документам погибло более 500 человек. Австрийцы сожгли большую синагогу со всеми, кто в ней укрывался (их было около сотни). Собственность общины и ее членов разграбили.

Евреи Праги, узнав об осаде Буды и бедствиях единоверцев, с которыми у них были постоянные контакты, попытались им помочь. Один из очевидцев осады города, еврей Тауск, сложил поэму о том, что видел. Принц Лотарингский, возглавлявший отряды, находившиеся под стенами крепости, знал Тауска и в ответ на его просьбы пощадить евреев обещал, что их не тронут. Тауску даже было позволено войти в крепость, дабы лично защитить соплеменников. В поэме принц Лотарингский изображен великодушным командиром, который приказал своим мушкетерам собрать евреев в синагоге и выставить охрану. В действительности ничего подобного не было.

Когда Тауск попал в крепость, он увидел следы страшной резни и реки крови. Победители не щадили ни турок, ни иудеев. В еврейском квартале Тауск пытался утешить тех, кто уцелел. Он сумел освободить часть пленных и решил их переправить в Пресбург. Во время переправы через реку на них напало несколько отрядов мародеров и многие из 247 человек, которых он освободил, погибли. Тауск пытался защитить оставшихся – измученных, потерявших близких людей. До Пресбурга добрались только 70 человек. В Вену отправился посланец просить влиятельного и богатого Оппенгеймера о помощи.

С. Оппенгеймер.

Тауску удалось получить рекомендательное письмо от австрийского императора и пропуск, подписанный королем Польши. В Пресбург с ним вернулись еще 62 еврея, освобожденные из плена. Но здесь его подстерегало неожиданное препятствие. Алчная городская стража потребовала с Тауска 21 тыс. рейнских золотых в качестве выкупа. Такой суммой он не располагал, и его арестовали под каким-то вздорным предлогом. Пришлось отправить письмо в свою общину и просить о помощи. Пробыв 39 недель в заточении, Тауск всё же получил деньги и освободился. Ему удалось вывезти из Буды 270 пленных евреев и 35 свитков Торы, за что он получил благодарственные свидетельства. Свою историю, свои злоключения он описал в поэме.

В Европе быстро распространился слух о том, что евреи защищали Буду бок о бок с турками. Это стало поводом к погромам во многих городах, включая Падую, где одержимые местью безумные толпы уничтожали еврейское гетто. Известно также, что австрийские отряды, взявшие Буду, грабили город ничуть не меньше турок. После изгнания турок из Буды евреи надолго исчезли из города. Вновь они появились только в конце XVIII века.

Карикатура на еврея «Желтый щеголь». Австрия.

По Карловицкому мирному договору 1699 года, подписанному в царствование султана Мустафы II с Австрией, Польшей и Венецией, Австрия получила почти всю территорию Венгрии, которая принадлежала Османской империи, а также Трансильванию, Бачку и почти всю Славонию. К Польше отошли находившаяся под властью турок часть Правобережной Украины и Подолия. Венеция закрепила за собой Морею, шесть крепостей в Далмации и несколько островов Архипелага.


<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru