[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2006 ЭЛУЛ 5766 – 9 (173)

 

Идишкайт по-волжски

С двух оконечностей города Волгограда, растянувшегося вдоль правого берега Волги почти на 100 километров (и занявшего второе место в мире после Лос-Анджелеса по протяженности), есть два населенных пункта. Один из них – город Волжский, выше Волгограда, на левобережье, на берегу Ахтубы – самого крупного притока Волги. Другой – поселок Светлый Яр, расположенный на правом берегу, ниже по течению и являющийся как бы продолжением Волгограда. И там, и там есть еврейские общины, опекаемые волгоградским раввином Залманом Йоффе. Причем общины очень непохожие, каждая – со своим лицом.

Жители Волжского шутят, что миллионный Волгоград – это всего лишь разросшийся пригород трехсоттысячного Волжского. Конечно, это лишь шутка, но у молодого города, недавно справившего 50-летие, есть свои заслуги, своя история и свои неповторимые черты. Волжане заслуженно всем этим гордятся.

Действительно, Волжский – город молодой, но амбициозный. Создавался он для строителей Сталинградской ГЭС на территории, в 1943 году освоенной ГУЛАГом: в районе стройки будущей ГЭС находилось четыре концентрационных лагеря…

Сначала, в 1949–1950-х годах, здесь появляется организация «Сталинградгидрострой», приезжают геологи, первые строители. Затем, в 1951–1952 годах, начинается возведение жилых домов, открываются техникум, поликлиника, баня, школа, столовая, аптека, универмаг, отделение Госбанка… Выходит первый номер газеты «Стройка коммунизма».

1954-й считается годом основания Волжского: 22 июня этого года вышел указ Президиума Верховного Совета РСФСР о преобразовании поселка в город областного подчинения. Проживало здесь в ту пору 30 тыс. жителей. Сегодня – больше 300 тыс.

Кроме Сталинградской ГЭС, позже переименованной в Волжскую, были построены трубный, подшипниковый, абразивный заводы. А также крупнейший в стране химический комплекс. На сегодняшний день в Волжском – больше 500 предприятий: это более чем треть промышленного потенциала всей Волгоградской области. Доля налогов, собираемых городом, в областном «кошельке» составляет около 40%, поэтому «волжские» задирают нос вполне заслуженно. Впрочем, молодости вообще свойственно задирать нос, а молодежи в Волжском особенно много.

Вот что рассказывают о родном городе ученицы еврейской воскресной школы Волжского Полина Кобец и Алена Слащева:

«Детство и наша юность связаны с этим прекрасным городом. Мы ходим по его улицам, паркам и видим, как он хорошеет на наших глазах. Мы гордимся им! Нам захотелось побольше узнать о своем городе. Как всё начиналось? Почему 50 с лишним лет назад на карте нашей родины появился этот город? Одно дело почитать книги по истории Волжского, другое – узнать о нем из уст очевидцев, первостроителей города. С этой целью мы пригласили в нашу воскресную школу членов общины, ветеранов труда и Великой Отечественной войны Цехновича Иосифа Борисовича и Биллера Леонида Зельмовича. Живо и ярко рассказывали они о городе, как будто вновь переживали то трудное время.

Своим рождением Волжский обязан Волжской ГЭС. Первые строители жили в палатках, землянках (при таких-то морозах!), селились за 10–20 километров от города в селах, ехали со всех концов страны, прикипали душой к стройке и оставались здесь на всю жизнь. На работу добирались на грузовиках с деревянными пристройками (их называли «скворечниками»). Иногда приходилось идти пешком – и в холод, и в жару, и в слякоть – привязывали ремнями сапоги, чтобы в грязи их не потерять. Всё смогли пережить, выстоять – народ был терпеливым. После рассказа наших гостей о пережитом город стал еще ближе и дороже нам».

Конечно, Волжский пока не имеет своей еврейской истории. Всё еврейское население города – это те, кто в свое время приехал сюда на работу, и их потомки. Интеллектуальный уровень евреев Волжского очень высок. А к своим корням, истории, традициям, культуре они прильнули, как только появилась возможность, – с жадностью людей, исстрадавшихся от жажды.

Отсюда и «профиль» основных видов деятельности еврейской общины Волжского. Маршрутка с учениками волгоградской школы «Ор Авнер», ежедневно доставляющая их в областной центр – к месту учебы и обратно, набита до отказа. Потребность учиться у местных детей весьма высока, поэтому раз в неделю кипит жизнь воскресной школы Волжского. Председатель общины Гарри Тарловский преподает иврит, его супруга Римма Исааковна – традиции и историю. Светлана Клейнер проводит консультации по математике. Под руководством Кати Глущенко дети разучивают еврейские танцы, а Таня и Настя Птица учат рисунку, живописи, рукоделию.

Г. Тарловский.

 

Саша Дворцов, ученик волжской воскресной школы, написал другу в Израиль:

«С этого учебного года я стал ходить в еврейскую воскресную школу. Она была основана в 2000 году. Поначалу ходило 30 детей, многие из них, как и ты, уже в Израиле. Мне нравится посещать эту школу. Здесь заботливые и интересные учителя, с ними можно посоветоваться по любому вопросу. У нас несколько предметов: иврит, традиции и история, изобразительное искусство, математика. И еще танцы. С недавнего времени я “ударился в философию”. Мне в ней нравится всё, особенно еврейская философия. Сейчас изучаю Тору и комментарии Любавичского Ребе. Если что мне неясно, то я обращаюсь за разъяснениями к учителю иврита Гарри Семеновичу. В свободное время и в праздники ставим сценки, посещаем музеи, театры. Первые занятия в сентябре проводили на природе у озера, занимаемся журналистикой…»

Во время каникул жизнь воскресной школы не ограничивается одним днем в неделю. Этот период у детишек из воскресной школы – большой многодневный праздник. При поддержке спонсоров из ФЕОР и благодаря заботе своих учителей ребят ждет интересная программа отдыха и разнообразные мероприятия. Ученик волжской школы Владимир Борисов назвал это «веселыми каникулами»:

«Малышам мы показывали сценки из нашего спектакля “Евреи шутят”. Детвора – самые благодарные слушатели, и за наши старания нам поставили “пятерку”. Была дискотека, игры и разные конкурсы под руководством нашего Молодежного клуба (ВМЕК). А вечером мы отправились в Волгоград на концерт. Программа была отличная, особенно большое впечатление произвело выступление Анны Девяткиной и Ефима Черного. Потом мы выступали перед членами нашей общины. Мы сделали им подарки, и они в долгу не остались! А своим концертом мы прибавили всем настроения, и этот праздничный настрой сохранялся весь вечер... Сейчас в школе готовится интересный конкурс по традициям и истории еврейского народа – “Самый умный”. Налаживается переписка с ребятами из воскресных школ США и Израиля».

В то время как дети развлекаются, взрослые заняты делом – проходят обучение в Школе основ еврейского образа жизни. Здесь слушают лекции по самым разным дисциплинам (медицине, философии, истории) на самые разнообразные темы: к примеру, изучают историю евреев России, Хазарского каганата, антисемитизма; слушают лекции об основах еврейской этики и выдающихся полководцах-евреях. Занимаются с ними и местные, и приезжие специалисты, регулярно приходит замечательный лектор, кандидат философии Александр Захаров.

А предмет любви и особой гордости общины – клейзмерский ансамбль «Руах», что в переводе с иврита означает «душа». Душой этого музыкального содружества, его создателем и руководителем стал Гарри Тарловский – не только председатель общины, но и замечательный скрипач, прекрасный знаток еврейской музыки. Он рассказывает, что ансамбль образовался в 2001 году по самому простому принципу: «Умеешь играть, хочешь играть – играй!» За пять лет они отлично сыгрались – сегодня это дружный творческий коллектив, в который входят, помимо самого Гарри Семеновича, Алексей Шапиро, Рамиль Зейналов, Алексей Демитриев и Галина Гридина.

В репертуаре ансамбля «Руах» – хасидская музыка, литургическая, эстрадная и современная еврейская музыка, песни на иврите и идише. «Всего у нас 40 произведений, – говорит Гарри Тарловский. – Наиболее любимые – “Ой-ёй-ёй”, “Хонга”, “Авину Малкейну”. У нас самый разнообразный слушатель – это и члены общины, и простые люди нееврейской национальности. Всегда приятно слышать, что в еврейской музыке есть тепло, задумчивость, что она понятна всем».

С выступлениями и концертами «Руах» объехал множество городов – от Астрахани до Тамбова. Выступали и перед детьми в реабилитационном центре, и перед вдовами ветеранов Великой Отечественной, и перед ветеранами – работниками культуры. Все концерты ансамбля – благотворительные, и везде «группу Тарловского» – две скрипки, гитара, бас-гитара плюс вокал – встречают с восторгом. Один из слушателей после выступления ансамбля «Руах» с удивлением сказал: «Я и не знал, что еврейская музыка такая добрая…»

* * *

Поселок городского типа Светлый Яр хоть и расположен на том же берегу Волги, что сам Волгоград, но намного от него удаленней, чем Волжский, и намного менее экономически и индустриально развит. Отсюда основные проблемы местной еврейской общины. Но община эта дружная, активно развивающаяся, и «лицо» этой общины – женское.

Супруга раввина Яэль Йоффе говорит: «У нас в светлоярской общине очень много талантливых и активных женщин, лидеров по натуре. Руководители общины с большим вниманием относятся ко всем аспектам еврейской традиции, консультируются у раввина. Им действительно сложно. Волгоград – непростой город, а они к тому же “на отшибе”. Если у нас в городе мероприятие проходит вечером, у них проблема доехать. И за детей родители боятся. Даже из Волжского быстрее приехать, чем оттуда. И если в Волжский рав Залман приезжает два раза в месяц, то в Светлом Яре он бывает гораздо реже. Так что вся работа – на хрупких девичьих плечах».

Особой активностью отличается Женский клуб (собственно, «мужской клуб», то есть миньян, в светлоярской общине не собрать), дамы встречаются два раза в месяц. Зампредседателя общины и координатор проекта «Кешер» по Южному федеральному округу Инна Моторная рассказывает об их деятельности: помощь детям-детдомовцам с физическими недостатками, распределение продуктовой помощи, культурные программы, участие в фестивале национальных культур «Старая Сарепта», выступления вокальной группы светлоярской общины...

Есть в Светлом Яре то, чем здесь гордятся особенно, – это свиток Торы. Он имеет особую историю: во время войны его спасла польская семья, потом он оказался в Америке, а в наши дни, благодаря усилиям организаторов и участников проекта «Кешер», свиток попал в Волгоградскую область, в Светлый Яр. Инна Михайловна поясняет: «У этой Торы долгая история. Вообще она из Польши. Во время войны ее хранили на чердаке. А потом, после войны, ее вывезли. Она нуждалась в реставрации. Тамара Коен, американская девушка, приняла решение, чтобы эта Тора была у нас».

«В Америке посчитали, что Тора нам действительно нужнее, – дополняет рассказ Инны Моторной секретарь общины Зинаида Евсеева. – Было пять Тор – и много городов, жесткий отбор. Но там знали Инну Михайловну – мы ведь проходили тренинговую программу – и решили, что именно у нас эта Тора будет “работать”».

Яэль Йоффе подтверждает слова Зинаиды Насоновны: «Именно потому, что женская группа у нас такая активная, община была награждена Сейфер Торой. Дело в том, что наши женщины участвуют в программе “Бейт Бина” при Институте Штейнзальца. “Бейт Бина” – это дитя рава Ишаи Гиссера. Они тоже стали “ярыми хасидками” Гиссера», – улыбается Яэль.

Инна Моторная объясняет: как заочники они участвуют в семинарах по программе “Бейт Бина”, ездят в Москву четыре раза в год, слушают лекции. А в течение года Яэль Йоффе проводит занятия здесь. Цель амбициозная – подготовить лидеров, педагогов, преподавателей Танаха.

Сейчас светлоярская Сейфер Тора «сдана в аренду»: свиток находится в Арон Койдеш открытой недавно молельной комнаты волгоградской школы «Ор Авнер».

Есть в Светлом Яре и Молодежный клуб (конечно, тоже «с женским лицом»). Ведет юношей и девушек «к высотам иудаизма» их признанный лидер, дочь Инны Михайловны Алиса. Однако «семейственность» только способствует плодотворной работе. Алиса Моторная – человек очень креативный. Три года она училась в религиозном учреждении в Иерусалиме и считает, что это оставило неизгладимый след. Алиса помогает маме в общинной работе, участвует в волгоградских молодежных семинарах, преподает в воскресной школе традиции и иврит. Она рассказывает: «В 2001 году я уехала в Израиль, до 2004 года училась в религиозной школе “Бейт Ульпана” по сохнутовской программе “Наале”. Это программа 10-го, 11-го и 12-го классов. А потом приехала сюда и поступила в Волгоградский университет, учусь на психолога. Мне пришлось получать здесь еще один аттестат зрелости – сдавала экстерном всю школьную программу».

«У нас в Молодежном клубе где-то 40 человек», – продолжает рассказ Алиса. В общине они проводят праздники, на Суккос, Лаг ба-омер выезжают на природу, ходят играть в боулинг, просто встречаются и делятся новостями. Сами придумывают развлечения. Но занимаются и серьезными вещами: «В Молодежном клубе мы пытаемся приобщиться к традиции. Это сложно. Поначалу не было большого желания. Но сейчас стало гораздо лучше. Мы пытаемся сблизиться путем психологических тренингов, устраиваем образовательные программы. Изучаем иврит, есть кружок изучения Торы. Марина Забелло дает уроки хореографии, объясняет специфику еврейского танца»...

Мейра Шульман – член Молодежного клуба светлоярской общины, выпускница школы «Ор Авнер» – рассказывает о своей семье, родителях, младшем брате Ефиме-Хаиме, который, хотя и прошел брис-милу, но «еврейство у него находится в критической ситуации». «Мне очень повезло, что у меня мама и папа – оба евреи, – говорит Мейра Шульман. – Настолько, насколько меня может понять мама, настолько же может меня понять и папа. Я училась в еврейской школе и начала привносить всё это в семью... Я учу маму, она со мной на Шабос свечи зажигает. Это большой прогресс».

«Мои бабушки и дедушки с Украины, – продолжает Мейра. – А родители появились на свет уже в Волгограде. Мамина мама жила в Хмельницком, ее зовут Рива Яковлевна Волецкая. Их семья была достаточно религиозная. Бабушкин дедушка был коэном. Ей уже 80 лет, и сейчас, когда я прихожу к бабушке и, например, рассказываю о Пейсахе, у нее возникают детские воспоминания, что на Пейсах всегда была новая посуда, что дедушка сидел во главе стола на подушках, а у детей были разные стаканчики… Она вспоминает с теплотой. Говорит, что любимый праздник был Симхас Тойра: дети прибегали в синагогу, танцевали с Торой, а родители давали им какой-то подарок».

Школу «Ор Авнер» Мейра окончила три года назад, поступила в Волгоградский политех, она – будущий экономист, как и мама. «Все мои друзья – из школы “Ор Авнер”, есть и те, с кем я познакомились в еврейском лагере. Мы уже пять лет дружим, – объясняет Мейра. – У нас есть такие, кто окончил школу, но в синагогу не ходит. Я же продолжаю ходить в синагогу, соблюдаю все праздники. Мы собираемся на Шабос с друзьями, ездим на шабатоны в Москву. Продолжаем жить еврейской жизнью. Это нелегко, но реально. Окончание еврейской школы – не конец роста. Возможность есть, и я буду учиться…»

Здание, где располагается община Светлого Яра.

Если подводить итог, то единственное сходство еврейских общин Волжского и Светлого Яра – в отсутствии и у той и у другой собственного приличного помещения. Но это, как говорится, отдельная и весьма грустная история. Не будем о грустном!..

И. Карпенко

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

E-mail:   lechaim@lechaim.ru