[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2006 АВ 5766 – 8 (172)

 

Назад, к документу

 

Д. З. Фельдман

Страницы истории евреев России XVIII–XIX веков. Опыт архивного исследования

М: Древлехранилище, 2005. – 426 с.

Ни популяризаторские формулы («страницы истории», «опыт исследования»), ни великолепно-цветастый переплет, ни иллюстрации на вклейках не скроют от нас того очевидного факта, что книга Дмитрия Фельдмана «Страницы истории евреев России XVIII–XIX веков. Опыт архивного исследования» есть не что иное, как предназначенная в первую очередь специалистам диссертация, о существовании которой, в числе прочих сведений об авторе, извещает нас последняя страница переплета. Не знаю, в какой мере Дмитрий Фельдман переработал свою кандидатскую «Документы РГАДА по социально-экономической истории евреев в России (вторая половина XVIII–XIX вв.)», – не исключено, что ни в какой. Но в известном смысле тем интереснее: перед нами плод многолетних усилий исследователя-архивиста, текст, на основании которого увенчанные лаврами ученые мужи приняли автора в свое сообщество. Следует отметить, что название диссертации точнее отражает содержание книги, чем титульный лист данного издания. В книге речь идет о социально-экономической истории евреев за сто лет, начиная с их массового вхождения в число подданных Российской империи. Где они жили и в каком количестве, как мигрировали и чем зарабатывали на жизнь, как изменялись их сословная принадлежность и юридический статус, какие проекты на тему «что же нам делать с евреями» выдвигали государственные чиновники.

Казалось бы, многое из этого известно и так. Есть многотомные монографии и популярные очерки, есть сложившиеся мнения. Вроде бы накопление фактографического материала должно уступить место концептуальному осмыслению. Книга же Фельдмана посвящена даже не событиям, а архивным документам, связанным с этими событиями. Развитие торговли и промышленности, колебания в российском политическом мышлении в сторону благоприятствования либо репрессий по отношению к евреям находят в книге надежное документальное обоснование.

Особое место занимает рассказ о еврейской земледельческой колонизации. И хотя автор не ставит своей целью полемизировать с существующими концепциями, это происходит само собой, органично вытекая из содержания рассматриваемых документов – только документов, без предвзятых оценок. Какие-то меры российского правительства, привычно рассматривавшиеся как антисемитские, оказываются обычной рутиной экономического планирования и не направлены против евреев. В чем-то другом сказываются просчеты самих евреев – и по отдельности, и как социума в целом. Антисемитизм «сверху» оказывается не столь репрессивно-злобным преследованием, сколь спокойно-брезгливым дворянским убеждением в безусловной еврейской безнравственности и бесполезности евреев для российской жизни, в том числе экономической. Подробный и аргументированный, с цифрами, рассказ автора об экономической деятельности евреев в России – и успешной, и незадачливой – доказывает, что за этим мнением не стоит ничего, кроме бескомпромиссного отторжения, неприятия евреев как чужаков. Даже если еврей ведет свои дела успешно, к пользе не только своей, но и государственной, значит, он составляет конкуренцию русским купцам и промышленникам, а стало быть, он опять-таки вреден.

Были и другие мнения. Были другие решения. Был сложный процесс развития российской экономики, и в этом процессе была еврейская составляющая. Происходили изменения в еврейской жизни и ментальности. Есть об этом не очень известные ранее документальные свидетельства, – хорошо и правильно, что теперь, с помощью книги Д. Фельдмана, мы можем уточнить, дополнить, пересмотреть известное ранее или открыть для себя нечто новое.

Михаил Липкин

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru