[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2006 АВ 5766 – 8 (172)

 

Планета света

Намеревались попасть в еврейскую школу, а оказались на другой планете! Чего-чего, а этого мы не ожидали… «Планеты Ор» – так называют «космические подразделения» своего учебного заведения, которое мы посетили в Волгограде, его питомцы. «Ор» на иврите – «свет», значит, «планеты Ор» – «планеты света». Выяснилось, однако, что это целое созвездие или даже мини-космос: помимо планет, есть тут и звезды, и кометы, и блуждающие астероиды, и прочие НЛО…

Вообще-то еврейская школа в Волгограде – это больше чем школа, хотя называется она так же, как и все еврейские школы на территории СНГ, – «Ор Авнер». Но дети в этой школе не просто ученики, они – «Планеты Ор»!

Бессменным директором школы является Елена Викторовна Никитина – «с момента появления ИДЕИ создания школы», как выразился раввин Залман Йоффе. А идея родилась так.

Рассказывает Яэль Йоффе: «В 2000 году Залмана попросили съездить в Казахстан, в Алма-Ату на шхиту. Там как раз за месяц до того открыли школу. Она произвела на Залмана большое впечатление. А потом позвонил исполнительный директор фонда «Ор Авнер» Давид Мондштайн и спросил, сможет ли Залман открыть школу в Волгограде? Он ответил: “Легко!” И школа организовалась за четыре месяца...»

На самом деле ситуация в Волгограде не благоприятствовала: не было ни времени, ни денег на подобный проект. Школу нужно было регистрировать, рав Залман и  Яэль срочно нашли директора – Елену Викторовну, а та уже занялась подбором команды педагогов и набором детей… Авантюра! На третьем этаже муниципальной школы во вторую смену – 55 детей, учителя носят с собой реактивы и карты, а затем забирают домой... Никто не мешал, уже за это спасибо.

Поддержка пришла позже со стороны друзей общины и местных властей: при содействии депутата Шустермана губернатором был подписан указ о передаче 145 тыс. рублей на обустройство класса в новой еврейской школе. Это был первый случай в Российской Федерации, когда на еврейское образование выделялись деньги из бюджета! Год спустя администрация на условиях долгосрочной аренды отдала два садика, которые, хоть и нуждались в ремонте, перепланировки, однако, не требовали. Таким образом, 10 мая 2000 года школа была зарегистрирована, а 1 сентября уже приняла детей. Рав Залман утверждает: то, что школа была организована в такие сроки, – настоящее чудо!

Ныне школа «Ор Авнер» в Волгограде – это 11-летнее негосударственное учебно-воспитательное учреждение с этнокультурным компонентом (преподаванием иврита, истории и традиций еврейского народа). Учится здесь чуть больше полторы сотни учеников, с 2004 года это учебное заведение лицензировано, аккредитовано, у него имеются свидетельства государственного образца.

Школа «Ор Авнер» второй год подряд держится на первом месте в рейтинге негосударственных школ региона по успеваемости, количеству медалистов, количеству поступивших в вузы, а также по условиям и качеству образования. Еврейская школа входит в десятку лучших школ города. Ее директор утверждает: «У нас настолько способные дети, что просто нет таких, которые не могут учиться с шести лет. Школы “Ор Авнер” – самые лучшие школы!»

В школе подобрана команда высококвалифицированных талантливых педагогов, с одинаковым вниманием относящихся к плановой работе, дополнительному образованию и религиозному компоненту в обучении. Здесь работают логопед и психолог. Детей из дома в школу и обратно возят маршрутки.

Итак, волгоградская школа действительно поделена на «планеты Ор» – этакие секции, которыми заведуют «командоры», «планетарные» руководители. Существуют «Планета детства», «Планета спорта», «Планета традиций», «Планета “Палитра”», «Планета ОРТ»… Где кому из школьников интереснее, на ту планету он и «селится». На планете информационных технологий с 2001 года издают свою газету – «Хаим», делают школьные видеофильмы и компьютерные презентации.

Всеми «планетами» руководит сообща избранный президент – ученица 10 класса Алена Слащева. Валентина Махонина, заместитель директора по воспитательной работе, говорит: «Дети у нас “самоорганизованные”. Это была моя мечта – создать такую школу. Они сами придумали свою детскую организацию – “Планеты Ор”. Мой предмет – обществоведение, и мне легче с ними на практике прорабатывать детали. Наших детей не нужно заставлять – им самим интересно!»

«Все они разные, – продолжает Валентина Иольевна. – Вот девочка пробежала, Виолетта, так она ни к какой “планете” примкнуть не хочет. Что ж, Виолетта – это “комета”, поняли мы… А вот еще один “неопознанный летающий объект”: Иосиф Чижиков, он танцует рэп. В этом плане у нас “вольница”, – поясняет замдиректора. – Главный принцип – лишь бы не во вред!»

Е. Никитина.

В школе большое внимание уделяется преподаванию иврита и иностранных языков. «Английский язык у нас на очень хорошем уровне, – говорит замдиректора по преподаванию этнокультурного компонента Галина Миндрина. – Но если кто-то раньше учил немецкий, тот учит немецкий, французский – значит, французский. К нам приезжают замечательные девочки из “Бет Ханы”, ведут иврит и традиции. Иврит и географию ведет Любовь Ароновна Хвостенко».

В отношении компьютерного обеспечения школа даст фору любой другой в городе: здесь предусмотрено всё для любых возрастных категорий и любых увлечений ребят, причем и по учебной программе, и факультативно. Информатика преподается с 1-го класса.

Преподаватель Нелли Викторовна показывает разнообразные программы: тесты на иврите, упражнения, задания, кроссворды, загадки… Оказывается, на компьютере здесь пишут диктанты, создают маркированные списки, поздравительные открытки, дипломы, осваивают векторную графику, устраивают презентации, занимаются сайтостроением… Разнообразие форм и направлений, потенциал применения новых технологий просто поражает. «Жаль, что нас, преподавателей информатики, “Ор Авнер” не направляет на учебу, не собирает на какие-либо семинары. А ведь нам повышение квалификации так необходимо! Может, больше, чем другим, – ведь в области компьютеризации всё быстро меняется!» – сожалеет учитель информатики.

Уроки изобразительного искусства ведет Татьяна Новикова – у нее своя авторская программа обучения. Естественно, тематически ориентированная. Называется ее предмет «художественное творчество». Вот, к примеру, пуримские овечки, а вот композиции из бутылок и веток, исполненные к Ту би-шват. Всё это великолепие создается в различной технике: аппликация, воскография… Возникает впечатление, что в природе не существует материалов, из которых Татьяна Валерьевна со своими учениками не смогла бы создать художественное произведение! В ход идет всё: соль и мука, спилы и ветви деревьев, папье-маше, фрагменты бумаги, тканей и еще много чего… Это надо видеть. А выставки здесь, между прочим, проходят регулярно, да и сама школа – стены, стенды, классы – оформлена с большим вкусом. На волгоградской выставке «Салют Победы» ученики «Ор Авнер» заняли первое и второе места; победителями на конкурсе «Дети рисуют Тору», прошедшем в Москве и в Израиле, стали волгоградцы – Эмма Френдель и Олег Серяка.

Т. Новикова.

В школе есть свои хоровой и танцевальный коллективы, которые являются лауреатами городских фестивалей. Вокально-хоровой ансамбль называется очень по-советски: «Лавават Шерим!» («Лейся, песня!»). Татьяна Николаевна Кутузова, преподаватель музыки и художественный руководитель, говорит: «Мы поем на иврите, принимаем участие во всех мероприятиях – общинных, городских, областных. У нас две группы – старшая и младшая. Ансамбль существует уже четвертый год. Репертуар выбираем в соответствии с праздниками. Сегодня вот будем выступать на фестивале национальных культур народов, проживающих на территории Волгоградской области. Будем петь “Адон Олам”, песню о Шабосе, “Хава Нагилу”…»

Вы не поверите, но еврейские дети оказались первыми даже среди… «русских медвежат»! Во всяком случае, об этом свидетельствуют итоги международной игры-конкурса «Русский медвежонок: языкознание для всех – 2005», в котором ученики школы приняли живейшее участие и добыли несколько призов, в том числе «золото», а сама школа заняла второе место.

Уроки еврейских традиций, как правило, ведет раввин. Валентина Махонина рассказывает: «В школе работает семейная пара – рав Шимон и Лея Животовские. Они организовали для детей соревнования по практике традиций. Подводят итоги – кто больше набрал баллов, того везут за границу. Дети приходят очень активные. Маленькие даже по улице в кипе ходить стали».

Силами рабби Шимона и старшеклассников не так давно здесь создана молельная комната. Школьную синагогу оформляли по эскизу театрального художника, получилась она очень уютная, камерная. Своей Сейфер Торы в школе нет, поэтому ее «одолжили» в соседней светлоярской общине. Свиток, которому выпало стать «школьным», имеет особую историю: во время войны его спасла польская семья, потом он оказался в США, а впоследствии, благодаря усилиям организаторов и участников проекта «Кешер», свиток попал в Волгоградскую область, в еврейскую общину Светлого Яра.

Вообще, школьники активно участвуют в жизни общины: регулярно занимаются уборкой еврейского кладбища, готовят мероприятия, приуроченные к тем или иным городским акциям, встречаются с ветеранами, узниками гетто.

Большая часть выпускников поступает в еврейские вузы, некоторые продолжают обучение за рубежом. «В Открытом еврейском университете “XXI век” учатся четыре наших мальчика, а в махоне “Хая Мушка” – пять девочек», – с гордостью сообщает директор школы. В целом же поступление в вузы – стопроцентное! Причем никто не «теряется»: каждый год выпускники приходят в любимую школу – либо 25 мая, в день «последнего звонка», либо 1 сентября.

В волгоградской школе, как и в любой другой, есть своя «звездочка» – это ученица 11 класса Люба Галицкая. Валентина Махонина говорит о ней: «Люба – такая искорка, которая стала звездочкой. Она открыта, коммуникабельна, дети тянутся к ней. Если Люба заговорит с ними – они буквально расцветают. Ей подражают, маленькие хотят быть похожими на нее. Она безусловно лидер, но звездной болезни у нее нет, настолько в ней всё органично. Из любых, даже самых сложных ситуаций она умеет выходить с достоинством. И у нее такая энергетика, которая передается окружающим».

А сама Люба Галицкая так отзывается о своей школе: «Я проучилась здесь шесть лет и поняла, что такое еврейство. Теперь я горжусь этим, хотела бы и в будущем поддерживать эту связь. В школе мне нравится домашняя теплота. Даже болеть не хочется, пропускать занятия! А учителя – как будто мы знакомы всю жизнь…»

Л. Галицкая.

* * *

Детский сад «Ган Геула» – еще одна «планета» в волгоградском образовательном созвездии. Причем очень яркая! Она расположена здесь же, в волгоградском учебном комплексе «Ор Авнер». У школы и садика – общий медицинский кабинет и кошерная кухня, где работают заботливые медики и прекрасные повара.

Заведующая детсадом Ирина Корнакова рассказывает, что первое время детсад существовал на базе средней школы. Здесь три возрастные группы: одна «совмещенная» – младшая и средняя, вторая – старшая и третья – подготовительная. «В каждой группе свой режим обучения, – объясняет Ирина Исааковна. – Допустим, в младшей группе занятия по 10–15 минут, в средней – 20–25 минут, в подготовительной – 30 минут».

Конечно же, существует преемственность в обучении у школы и детского сада. В детсаду учитывают программу школы «Ор Авнер», наполняя ее соответствующим содержанием. Есть единый план по математике, развитию речи, занятиям языками (иврит и английский), занятиям с этнорелигиозным компонентом (еврейская история, традиции, Тора, кашрус, еврейские праздники). Более того, чтобы дети привыкали к школе, существует специальный класс, который полностью оборудован как школьный.

Уже в садике есть возможность получить дополнительное образование, помогающее всесторонне развить личность ребенка: здесь работает художественный руководитель, психолог. Для воспитанников обустроены различные уголки: игровая зона, живой уголок, уголок «изо», книжный, еврейских традиций, уголок Шабоса. Во всех трех группах проходят занятия по обучению игре в шахматы, ставятся спектакли на английском.

 

«На наших занятиях используются магнитная доска, видеоплейер и телевизор для обучающих фильмов. Есть рабочая тетрадь для каждого ребенка. Вот математика, вот развитие речи, – продолжает свой рассказ заведующая детсадом. – Причем каждый учитель знает, за что он в ответе. Вот, например, комната психологической работы. Наша психолог Вероника Владимировна – очень талантливый человек. Да, впрочем, у нас весь коллектив талантливый!»

Серьезное внимание уделяется здоровью детей: есть массажный кабинет, идут занятия физкультурой, пальчиковой гимнастикой, моторикой, ЛФК. Также постоянно проходят занятия по развитию речи и произношению – как групповые, так и индивидуальные. Логопед Татьяна Кулиш авторитетно объясняет: «У детей может быть неправильное произношение, и я смотрю, с чем это связано. Много детей с нарушением слуха. Бывает, задеты нервы на уровне гортани, нёба, что вызывает частичное поражение. В таких случаях мы делаем специальные упражнения. Также обращаем внимание на развитие пальчиков, так как если хорошо развиты пальчики, развита и речь…»

Детский сад издает собственную ежемесячную газету под названием «Ган Геула» с обозрением событий в этом учебно-воспитательном учреждении, информацией о праздниках, советами психолога.

Вот о каком созвездии в еврейском образовательном космосе мы узнали в Волгограде. Что ж, новых полетов вам, девочки и мальчики: от планеты к планете, от звезды к звезде – по огромной вселенной, к высотам знаний, разума и веры!

И. Карпенко

 

 

В нынешнем году в волгоградской школе «Ор Авнер» проходила программа «Мицвойс». Суть программы заключалась в том, что поощрялись и фиксировались не столько успехи в обучении, сколько рвение в исполнении заповедей.

Организаторы и руководители программы постарались учесть все аспекты еврейского образа жизни – внешний вид учеников, изучение Торы и традиций, проведение Шабоса и праздников в кошерной обстановке. На Шабос домой, в семью соблюдающих традиции евреев имел возможность прийти любой из учеников школы «Ор Авнер»! И отбоя от желающих, кстати, не было – на Кабалас Шабос и на вечерний урок с равом Шимоном собиралось до 15 человек.

Всем очень хотелось победить в конкурсе – ведь награда была такой заманчивой: для старшей группы учеников – поездка в Литву, для средней – путешествие по России, а для малышей – велосипед!

Конкуренция была – что надо! С одной стороны, всем хотелось получить приз, а с другой – еврейские души детей сами стремились к исполнению мицвойс, их надо было только подтолкнуть, программа как раз и стала таким толчком. Каждый мог стать первым.

В старшей группе победители стали известны еще накануне праздника Пейсах – ведь ребятам надо было успеть получить долгожданный приз до начала трудного периода выпускных экзаменов. Вот имена победителей: Саша Хоружая (11 класс), Люба Галицкая (11 класс), Нина Сычёва (10 класс), Наташа Мякинина (9 класс), Саша Шахов (8 класс), Сергей Крамаров (8 класс).

Подведение итогов в средней и младшей школах состоялось на «последнем звонке». Малыши получили сотовые телефоны, ученики средней школы – летнее путешествие на уникальное озеро Баскунчак, российский «аналог» Мертвого моря.

Но на этом программа «Мицвойс» не заканчивается! Заканчивается только первый, «пробный» год ее проведения. Программа явно удалась, и ее обязательно надо улучшать и продолжать. Удачи вам, будущие победители!

Л. Животовская

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

E-mail:   lechaim@lechaim.ru