[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2006 ТАМУЗ 5766 – 7 (171)

 

Слим Ааронс. Арнольд Ньюман. Остановившие мгновение

В июне Америка прощалась с двумя своими выдающимися гражданами, известнейшими фотографами ХХ века.

По сообщению информационного агентства Reuters, Джордж Аллен «Слим» Ааронс, знаменитый летописец великосветского общества середины прошлого века, скончался от сердечного приступа 30 мая в своем доме в Монтрозе, штат Нью-Йорк, в возрасте восьмидесяти девяти лет. А утром 6 июня не стало другого прославленного фотохудожника. Арнольд Ньюман, изобретатель нового направления в фотоискусстве – «портрета в окружающей обстановке», – умер от внезапной остановки сердца во время прохождения курса реабилитации после инсульта в одном из госпиталей Нью-Йорка.

Джордж Аллен Ааронс начинал свою карьеру вовсе не светским фотографом: в восемнадцать лет его призвали в армию, где он впервые взял в руки фотокамеру, став военным хроникером. Первыми его фотографиями были снимки с мест самых жестоких боев второй мировой войны, на полях которой фотограф за проявленную доблесть удостоился ордена «Пурпурное сердце». Неудивительно, что, когда в 1950 году ему предложили снимать высадку американского десанта в Корее, Ааронс ответил: «Меня интересуют лишь те пляжи, где загорают девушки».

После войны героями его фотографий стали самые знаменитые люди планеты – голливудские звезды, президенты и их любовницы, известнейшие музыканты и литераторы, – а его работы постепенно наводнили страницы самых популярных глянцевых журналов – таких, как Harper’s Bazaar, Life, Vogue, Town и Country. Ааронс снимал высшее общество таким, каким оно было на самом деле, – без стилистов и гримеров, используя только естественное освещение; никаких студий, никаких абстрактных фонов – только люди, лица, эмоции, движение, жизнь! Он любил симметричные композиции: звезды позируют на фоне римских палаццо, античных храмов или копий классических образцов архитектуры в своих поместьях в Калифорнии или Флориде. Самыми известными его фотографиями стали портреты серии «Короли Голливуда», на которых запечатлены Кларк Гейбл, Ван Хефлин, Гэри Купер и Джимми Стюарт на вечеринке в канун Рождества 1957 года и Луи Армстронг на мотоцикле, играющий на трубе на фоне древнего Колизея.

Эта подчеркнутая светскость еврейского мальчика из Нью-Гемпшира легко объяснима: изгой, аутсайдер, боготворивший красивую жизнь и богатство, – такова была его прошлая жизнь. И он стал настоящим певцом красоты в любых ее проявлениях – от человеческих лиц до красивых поступков. Он поднялся к вершинам успеха благодаря утонченному художественному вкусу, таланту, потрясающей работоспособности и, конечно же, счастливому случаю, давшему ему право считать себя ровней своим кумирам.

Имя Арнольда Ньюмана стало известно в 40-х годах прошлого века. Среди его моделей оказались несколько бывших президентов Соединенных Штатов, знаменитейшие американские писатели и драматурги, Мерилин Монро, Пабло Пикассо, Игорь Стравинский и Отто Франк – отец Анны Франк. Ньюман был непревзойденным мастером, умевшим особенным образом использовать окружающую человека обстановку и подчеркнуть детали так, что создавалось впечатление, будто ты знаком с каждым героем его снимков, знаешь его историю и даже можешь уловить его настроение.

В 1936 году восемнадцатилетний Арнольд поступил на отделение живописи Университета Майами, где проучился два года, а потом вынужден был оставить учебу из-за внезапно возникших финансовых проблем. Нужно было идти работать, и по совету своего друга Ньюман перебирается в Филадельфию, где ему предложили место ассистента фотографа в портретной студии за шестнадцать долларов в неделю.

Год спустя он работал уже в нескольких городах, постоянно переезжая с места на место. В этот период своей жизни Ньюман знакомится с «богом фотографии» Стиглицем, который готовит экспозицию работ американских фотографов для представления ее в Англии. Просмотрев работы молодого человека, Стиглиц предлагает Ньюману принять в ней участие – тот соглашается, ни секунды не думая. Таким образом, в двадцать три года он оказывается в списке самых интересных фотографов Америки.

За свою карьеру Арнольд Ньюман работал со всеми известными иллюстрированными журналами Америки: Harper’s Bazaar, Newsweek, Time, Vogue и Life, который после его первой сольной экспозиции «Художники таковы» (Artists Look Like This) посвятил новоиспеченной звезде фотографии две с половиной страницы и для которого Ньюман, в свою очередь, сделал впоследствии двадцать семь обложек.

Ньюман буквально перевернул представления о фотопортрете. На фотографиях того времени, когда он только начинал свою творческую карьеру, часто можно видеть изображения мужчин в темных костюмах, с платочками в карманах пиджаков. Одна и та же поза, одно и то же освещение. При этом один из них мог оказаться, к примеру, владельцем крупной фабрики, а второй – рабочим на этой фабрике. Работы Ньюмана впервые за всю историю фотографии наполнились говорящими деталями, характерными исключительно для данного конкретного персонажа, – это стало авторским почерком мастера. Достаточно вспомнить портреты Пабло Пикассо, Игоря Стравинского, Трумана Капоте – в них нет ничего, что не являлось бы присущим именно им, было бы надуманным, неуместным, бутафорским.

Семьдесят шесть фотопортретов работы Арнольда Ньюмана, сделанных специально для Лондонской национальной портретной галереи, были опубликованы в книге «Великие британцы», вышедшей в 1979 году. Множество других его работ собрано в книгах «Взгляд», «Лица США», «Художники: портреты за четыре десятилетия», «Арнольд Ньюман: Пятьдесят лет», «Американцы Арнольда Ньюмана» и в последнем сборнике работ знаменитого мастера, увидевшем свет семь лет назад, который так и назывался: «Арнольд Ньюман».

Николай Мельников

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru