[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2006 СИВАН 5766 – 6 (170)

 

И увиденное ими не забудется...

11 апреля бывшие узники фашистских гетто отметили Международный день освобождения узников немецких концлагерей. По сей день живут невинные жертвы нацистских зверств и в тихом украинском городке Первомайске.

Основой для создания Всемирного архива, созданного по инициативе лос-анджелесского Фонда исторических видеодокументов, стали свидетельства оставшихся в живых жертв Холокоста. В этом архиве, среди сотен тысяч видеокассет, есть материалы, которые были сняты на Украине, в городе Первомайске. Свое согласие на участие в этом проекте дали Эстер и Абрам Кильманы, которые в детстве были узниками лагеря смерти у села Богдановка Доманевского района. Потом, после войны, они поженились и живут в мире и согласии вот уже более полувека...

Эстер Пиневна, в девичестве Покидайло, родилась в Первомайске в семье портного. Вместе с родителями, тремя сестрами и братом жила в доме по улице Советская. Будучи тринадцатилетней девочкой, она хорошо запомнила, как началась война, как бомбили Первомайск и как бомба разнесла отчий дом. Помнит она, как не решались уезжать из города ее родители, не желавшие верить, что немцы объявили евреев «врагами арийской расы». И как отступали советские войска, а воды Южного Буга и Синюхи прибивали к берегам трупы наших солдат. С приходом немцев в городе начались массовые расстрелы, и семье портного пришлось переселиться в село Кумары. А потом и туда нагрянул первый немецкий карательный отряд: их, вместе с остальными еврейскими семьями, погнали по этапу в Кривое Озеро. По дороге Эстер и ее младший брат сбежали, а родителей и двух сестер немцы расстреляли.

Дети вернулись обратно в Кумары, где их прятала семья Крыжановских. Однако второй карательный отряд, появившийся в марте, нашел детей и вновь отправил по этапу в лагерь, организованный фашистами в селе Богдановка. Расстрелы там шли полным ходом. Однако Эстер чудом уцелела, работая в лагере свинаркой. Брату посчастливилось сбежать вторично, но фатальной встречи с немцами он не избежал: мальчика поймали в Первомайске и расстреляли на том месте, где сейчас находится сквер Победы.

А Эстер провела в лагере два года, спала вместе со 150 другими детьми в свином загоне, была участницей псевдомедицинских экспериментов. У изможденных от тяжкой работы и недоедания людей принудительно в больших количествах брали кровь. После подобного «донорства» часть узников не выжила. Но Эстер снова повезло. Она дождалась прихода советских войск.

После освобождения Эстер вернулась в родной город. Пошла работать в «обозный цех». Работа была не из легких. Правда, кормили лучше, чем в лагере. Если в лагере давали по 200 граммов хлеба, то теперь после смены в цеху Эстер получала полкило. Два года, проведенные в лагере смерти, не прошли бесследно. Нечеловеческие условия гетто подорвали здоровье девушки. «Я была как ходячий скелет, – вспоминает Эстер Пиневна. – Начала сильно болеть и буквально с ног валилась от слабости. Наверное, не выжила бы, если б не мой муж».

 

Абрам Исаакович Кильман – уроженец села Голосовка Кривоозерского района – действительно спас свою будущую жену. Он тоже был в лагере под Богдановкой. Эстер запомнила маленького шустрого мальчишку, который через восемь месяцев всё же сбежал из гетто и умудрился не попасть в лапы фашистов, чуть ли не ползком пробираясь в родное село. В 1947 году он приехал по каким-то делам в Первомайск и случайно встретил Эстер. Глядя на изможденную девушку, 16-летний паренек, ростом чуть повыше ее плеча, принял судьбоносное решение. Он забрал ее в село, выходил, отпоил молоком, откормил, купил ситцевое платье, тряпичные туфли и... женился на ней. И если поначалу односельчане смотрели на молодоженов с жалостью – уж больно худой, больной и несчастной выглядела новобрачная, того и гляди помрет, – то потом даже завидовали Абраму. На сытной деревенской пище Эстер расцвела. Теперь уже ей сочувственно говорили: «Ну зачем он тебе? Маленький ведь, некрасивый...» Но Эстер Пиневна никогда не пожалела о своем выборе.

У Эстер и Абрама Кильманов двое детей, а с внуками и правнуками – 16 человек родни. Семь здесь, семь – в Ростове-на-Дону и двое в Израиле. На вопрос, почему она с мужем не воспользовалась возможностью навсегда уехать в Израиль, Эстер Пиневна отвечает: «Я туда съездила, посмотрела. Нет, думаю, не хочу я здесь жить. Камни, песок... И земли толком нет, чтобы похоронили по-человечески. Я пробыла в Израиле восемь дней и так соскучилась по дому, что плакала навзрыд, когда в одесском аэропорту приземлилась».

За причиненный фашистами в лагере ущерб здоровью четы Кильман в наши дни с ними расплачивается немецкий фонд «Память, ответственность и будущее». Как жертвам медэкспериментов им полагается самая высокая сумма компенсации. Эстер Пиневна считает, что современные немцы, в отличие от своих прародителей, ни ее, ни мужа не обидели: «Германия хотя и дала нам доброго “прочухана”, но обеспечила нас потом...»

В Первомайске из бывших узников богдановского гетто в живых осталась лишь семья Кильман. Кроме них, ныне здесь живут еще четыре жертвы Холокоста – евреи или имевшие одного из родителей евреем. Это Елизавета Островерхова, которую угнали на принудительные работы в Германию, Лев Диновицер – узник гетто в Винницкой области, Михаил Гутельман, бывший узником лагеря в Саврани, и Татьяна Логвина. Татьяне было три года, когда ее вместе с матерью немцы гнали по этапу на расстрел. Но, воспользовавшись тем, что конвоир отвернулся, одна из проходящих мимо колонны женщин выхватила девочку из рук обреченной на смерть матери…

Как и ветеранов войны, бывших узников концлагерей с каждым годом становится всё меньше, и когда-нибудь рассказывать о тех страшных событиях будет некому... Но где-то в огромном архиве, среди множества видеокассет, останется одна, повествующая о судьбе Эстер Пиневны и Абрама Исааковича. И те, кому предстоит ее когда-либо увидеть, ужаснутся необъяснимой жестокости своих предков, отправлявших в газовые камеры и на расстрел миллионы ни в чем не повинных людей... Увиденное ими не забудется. И значит, самая кровопролитная мировая война станет последней в истории человечества.

А. Антонюк. «Фира. Абрашино счастье».

 

Н. Заражевская

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

E-mail:   lechaim@lechaim.ru