[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАЙ 2006 ИЯР 5766 – 5 (169)

 

У истоков художественного Языка

 

Гилел Казовский

Художники Культур-Лиги

М.: Мосты культуры;

Jerusalem: Gesharim, 2003. – 344 с.

В середине минувшего столетия семиотики присвоили языку статус первичной моделирующей системы, а искусству – системы вторичной. Имелось в виду, что все системы искусства представляют собой семиотические системы (языки), образующиеся по матрице естественного языка. Одновременно получила распространение теория языковой относительности, согласно которой мировоззрение носителей того или иного естественного языка диктуется структурой самого этого языка.

Обе эти концепции подтверждает судьба национального еврейского пластического искусства столетней давности. Одним из решающих ее факторов оказались взаимоотношения между ивритской и идишистской культурами, каждая из которых имела и свое политическое лицо. Первая из них ориентировалась на многовековую еврейскую культуру и стояла ближе к сионистскому движению. Вторая уходила корнями в Хаскалу, стремилась создать еврейское искусство, опирающееся на восточноевропейскую еврейскую традицию, и считала правильным формировать еврейскую культуру в голусе. «Пересадить новую культуру на старую почву, создать сплав нашей истории, живущей в нас, с культурой нового времени» – так формулировали свои задачи деятели знаменитой Культур-Лиги, которая наконец дождалась монографии о себе. Ее написал неутомимый Гилел Казовский.

Культур-Лига, просуществовавшая совсем недолго – с 1918-го до середины 1920-х, – была одним из тех объединений, которые сформировали художественный язык ушедшего столетия. Своей задачей Лига ставила всестороннее развитие культуры на идише, причем понимала культуру как целостное явление: «Культура – это дворец, каждая часть которого должна быть приспособлена к общей конструкции здания, связана с помощью единого плана с одним центром тяжести», – говорилось в одном из первых манифестов объединения. Такое представление о культуре воплотилось в целую систему секций (дошкольного, школьного и внешкольного образования, издательскую, библиотечную, музыкальную, театральную, литературную, пластических искусств, архивную, еврейской статистики) и учреждений: Народный университет, еврейская гимназия, курсы подготовки учителей, образовательный журнал, издательство. Это единство не было формальным: так, писатели из литературной секции создавали произведения для детей, составляли хрестоматии, которые затем выпускало издательство Культур-Лиги в оформлении мастеров из художественной секции.

Именно этой секции посвящена бо€льшая часть книги. Целое созвездие имен: Давид Штеренберг, Роберт Фальк, Марк Шагал, Иосиф Чайков, Натан Альтман, Эль Лисицкий, Александр Тышлер и другие. Широчайший жанровый спектр работ – от театральных декораций до детских рисунков, большинство из которых оказались определяющими для выработки художественных принципов ХХ века. И главное – уникальный опыт формирования современной художественной культуры «через голову» Ренессанса на основе Средневековья и фольклора.

Как известно, ренессансное искусство основано на повышенном внимании к телесности, что противоречит второй заповеди. Художники Культур-Лиги смогли предложить, пожалуй, самое изящное решение этой проблемы. Национальный еврейский стиль в пластических искусствах они стали создавать, отталкиваясь от еврейского алфавита, от буквы, от книги. Один из теоретиков Лиги, И. Добрушин, подчеркивал: «…еврейский изобразительный ритм тесно связан с еврейской буквой, которая переплелась с еврейской графикой и составляет одну из основ народного искусства, его смысл и, нередко, его содержание». Другой теоретик, Борис Аронсон, высказывался еще более определенно: важно «не прикладное значение буквы, не ее смысл или скрытый за ней звук, а ее самостоятельное начертательное значение». Отсюда идут линии и к геометризму (квадратный шрифт), и к стилизованной фигуративности, и к новой скульптуре. Происходит возврат к смысловым основам еврейского алфавита, буквы которого, как известно, имели каждая свое значение. Так алфавит вновь становится основой языка – теперь уже в семиотическом понимании.

Прибегая к археологическим ассоциациям, Г. Казовский называет свое сочинение «предварительным “раскопом”». Но это такой раскоп, у которого долго будут стоять не только специалисты, но все любители искусства, и не только еврейского.

Михаил Не-Коган

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru