[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАЙ 2006 ИЯР 5766 – 5 (169)

 

На родине Ребе

104 года назад в городе корабелов и флотоводцев Николаеве родился будущий седьмой Любавичский Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон. Здесь он прошел первые обряды – брис-милу и опшерниш, сделал свои первые шаги: пошел с отцом в синагогу, начал ходить в хедер... Отсюда через несколько лет семья переехала в Екатеринослав (ныне Днепропетровск), где рабби Леви-Ицхок Шнеерсон – известный знаток Талмуда и кабалы – стал главным раввином города.

За сто лет Николаев очень изменился: дом, где жила семья Шнеерсон на улице Московской, 69, увы, не сохранился. К счастью, цело, хотя искорежено временем, здание синагоги, в которую ходил маленький Менахем-Мендл. Нынешнее поколение николаевских евреев свято хранит память о Ребе. Они прекрасно знают, что живут на родине великого человека. А это – большая ответственность…

Я наделяю вас полномочиями действовать от моего имени.

Когда вы уедете отсюда –

в Нью-Джерси или на Аляску,

в Бело-Оризонте

или в Челябинск – это будет так,

как будто я сам туда поехал

и сам даю там уроки,

обеспечиваю кошерность кухни

или веду пасхальный сейдер.

Менахем-Мендл Шнеерсон

В жизни Ребе было много городов России, Европы и Америки: Екатеринослав, Ростов-на-Дону, Ленинград, Рига, Варшава, Берлин, Париж… Скитания по Франции и Португалии, путешествие через океан, в США… А там – Нью-Йорк, Бруклин. Но, видимо, не зря Ребе родился в городе корабелов: даже в Сорбонне будущий лидер Любавичского движения получил диплом… судового инженера!

Город Николаев остался в его памяти. В том числе дни тревожного 1905 года и страшное слово: «погром». Его мать, Хана вспоминала, что для евреев царской России это были тяжелые годы. Как и в большинстве городов, входящих в черту оседлости, множество еврейских семей в Николаеве вынуждены были прятаться, чтобы переждать разгул ошалевшей от безнаказанности толпы. Страх, испытываемый взрослыми, передавался детям. Чтобы их плач не обнаружил укрытие, родители всеми силами успокаивали детей…

Интерьер центральной синагоги Николаева на улице Карла Либкнехта.

Удивительно, но многие годы спустя Ребе скажет, что в раннем детстве его мироощущение и мировоззрение уже сформировались. «С того времени, как я был ребенком и ходил в хедер и даже раньше, в моей голове начала формироваться картина будущего Спасения – Спасения Израиля из его последнего изгнания, такого Спасения, которое могло бы положить конец страданиям, преследованиям и жестоким мукам голуса», – писал Ребе в 1956 году, в свой 54-й день рождения.

Сегодня так называемый Еврейский квартал – здания, примыкающие к бывшей синагоге портных, а ныне центральной синагоге Николаева на улице Карла Либкнехта, 13, – переданы еврейской общине города. Конечно, это заслуга Шолома Готлиба, раввина Николаева и области (Воскресенска, Первомайска, Очакова, Новой Одессы и других городов). Он сумел установить конструктивные и по-настоящему добрые отношения с областными и городскими властями, хотя складывались эти отношения непросто.

Были и антисемитские выходки, и булыжники, разбившие окна синагоги и клавиатуру компьютера в кабинете рава Шолома, оскорбительные лозунги и статьи в местной прессе о «влиятельном еврействе», которое «снова топчется по украинскому народу», и многое другое… Сегодня всё это вроде бы поутихло. Во всяком случае, со стороны властей прослеживается стремление к межнациональному согласию. Вот что сказал корреспонденту «Лехаима» мэр Николаева Владимир Чайка: «Вы знаете, что Любавичский Ребе родился в городе Николаеве. Он для всех нас является символом, независимо от того, какую религию тот или иной человек исповедует. Не так давно мы с раввином Готлибом по приглашению мэра Иерусалима были в Святом городе. Встречались с мэром Ури Лупилянским, президентом Моше Кацавом, министром иностранных дел Сильваном Шаломом. И как только люди узнавали, что я из Николаева, говорили, что знают наш город.

Эта земля священна для евреев, поскольку здесь родился Ребе, который дал евреям возможность развития – изучения традиций и Торы. Я думаю, вы сможете сами убедиться, что в городе Николаеве за последнее время многое сделано, чтобы было благополучие – и экономическое, и политическое, и социальное. Сегодня Николаев – это не только город корабелов, но и город металлургов, машиностроителей, а также город малого и среднего бизнеса. Николаев – город спокойный: и в том, что касается развития бизнеса и экономики, и в том, что касается религий, будь то православие украинской или русской церкви, либо наша еврейская община… То, что здесь так хорошо и спокойно уживаются все религии, еще одно доказательство социального спокойствия».

 

* * *

Мы с раввином стоим на улице Карла Либкнехта возле синагоги, которую общине вернули в 1991 году и которая сегодня является центром еврейской жизни города. Рав Шолом рассказывает: «Известно, что здесь, на главной еврейской улице Николаева, было восемь синагог и молельных домов. Это центр города: евреи в основном жили в центре. Пять лет назад нам вернули этот квартал. Здесь есть здание старой синагоги – Ребе ходил туда, когда был мальчиком. Рядом было еврейское училище и хедер для маленьких детей. А третье помещение – наша синагога».

Три года назад во дворе синагоги построили микву. «Проектировал дизайнер, который уехал отсюда в 1970 году и строил миквы в Израиле. Вы знаете, какой это важный атрибут. Но когда построили, все были в восторге от того, что увидели. Замечаний ни у кого не возникло, все требования еврейского закона были соблюдены».

Рав Шолом и его жена Дина приехали в Николаев в 1996 году. «Когда Ребе еще был жив, мы написали ему письмо, что хотим быть его посланниками там, где он предложит, – в Израиле, в диаспорах… Жена больше хотела в Израиль, а я хотел в диаспору. У меня был опыт – Нью-Йорк, Канада. Я работал там очень успешно... И вот, это случилось в тот день, когда родился наш старший. Секретарь Ребе позвонил и сообщил нам: “Ребе сказал, чтобы это была диаспора”. Тогда диаспорой, которая приглашала, был раввин Берл Лазар. Он очень хорошо принял нас, предложил варианты. После раздумий выбрали Николаев».

 

* * *

В Николаеве живут люди творческие, или, употребив модное словцо, можно сказать: креативные. Наверное, «кораблестроительная» жилка стала частью натуры местных жителей, их постоянной потребностью. Да, собственно, вся 200-летняя история города – от верфи на реке Ингул до полумиллионного промышленного города, крупного областного центра – это история непрестанного созидания.

Побывав здесь, мы убедились: члены николаевской еврейской общины – люди с фантазией. Многообразию их увлечений можно позавидовать.

Известно, что весенний праздник Лаг ба-омер стал доброй традицией, связанной с именем рабби Шимона Бар-Йохая. На необъятных просторах СНГ в этот день члены общин выезжают на пикник, садятся на теплоход и устраивают прогулку по реке, «зеленую стоянку», или организуют «партизанские игры» – нечто вроде еврейской «Зарницы», с обязательным костром и произнесением псуким – двенадцати изречений из Торы, которые, как учил Ребе, должен знать каждый ребенок.

Созданием традиций занимался и сам рабби Менахем-Мендл Шнеерсон. Но здесь, на его родине, традицию проведения парадов Лаг ба-омер, установленную Ребе, чуть-чуть «домыслили». Случилось это почти пять лет назад. Тогда, в непростое для николаевской общины время, когда в синагоге на Карла Либкнехта звенели стекла, евреи Юга Украины решили поддержать «николаевских» и сделать этот день поистине праздником Надежды, Радости и Веселья – праздником единения всех евреев региона. Именно об этом 25 лет назад в Нью-Йорке на празднике Лаг ба-омер, выступая перед детьми и взрослыми, по-русски (!) говорил Любавичский Ребе…

Рассказывает раввин Шолом Готлиб: «Когда в 2002 году мы праздновали 100-летие Ребе, мы устроили парад. Было хорошо, красиво, но, конечно, не в таких масштабах, как это происходит теперь. Именно после того праздника родилась идея... У нас очень хорошие отношения с общинами Одессы и Херсона, мы тесно связаны, много общаемся. Тогда мы подумали: когда дети идут по своему городу – это привычно, а что, если это будет другой город и другие люди? Дети увидят, что они не одиноки, что в других городах есть такие же, как они: изучают Тору, носят кипы…»

Так собрались все вместе – из Одессы, Херсона и областей, из районных центров и небольших поселков – и приехали на автобусах в Николаев. Прошли по улицам города и устроили веселый праздник. А на следующий год собрались в Херсоне, а еще через год – в Одессе… В прошлом году по Николаеву парад Лаг ба-омер шествовал уже во второй раз – широко, весело, с размахом и фантазией! Наверное, не хуже, чем в Израиле на горе Мерон!

Николаевский градоначальник Владимир Чайка по этому поводу сказал: «Я очень рад, что этот праздник состоялся в Николаеве и прошел таким “эшелоном” по всему региону! Раввин Шолом Готлиб в нашем городе делает всё возможное для еврейской общины. У нас сложились традиции проведения всех мероприятий, связанных с еврейскими праздниками, – и Рош а-Шона, и Ханука…»

В Николаеве, между прочим, есть свой «хит региона». Это песня под названием «Наш Ребе», написанная к 100-летию со дня рождения Менахема-Мендла Шнеерсона и исполненная на праздновании Лаг ба-омер хором мальчиков николаевской школы «Ор Менахем». В ней звучат такие слова:

 

Проходит день за днем,

       за веком мчится век.

Рождается на свет,

       подобно вспышке,

Над Бугом Южным,

       в тихом городишке

Еврейский вождь,

       великий человек!..

 

* * *

Светлана Жигадло – заведующая детским садом имени Хаи-Мушки. Она рассказывает, что в садике больше 60 детей. Три группы, трех возрастов: младшие, средние, старшие. С трех лет преподается иврит и английский, дети начинают изучать алфавит, традиции, Тору… Плюс та же программа, что и в обычных садах. Кроме того, у них очень много музыкальных занятий, хореография. Похоже, все юные евреи Николаева поют и танцуют…

Светлана Александровна вспоминает, что раньше детский сад и школа были вместе, за городом существовал небольшой учебный комплекс: «А теперь мы самостоятельные, у нас свое здание в центре города. У школы – отдельное здание, через дорогу. Каждый год выпускаем детей, и каждый год они идут в нашу школу».

На вопрос о том, кто же помогает детскому саду «Хая Мушка», заведующая отвечает, что главный помощник – их соучредитель – раввин Шолом Готлиб. Супруга раввина Дина Готлиб, которая наряду с воспитанием восьми своих детей, находит достаточно сил, времени, терпения для работы в школе и детском саду, процветания женского клуба и развития общины. Ее душевного тепла и заботы хватает всем.

Центральная синагога Николаева.

Детишки часто принимают участие в общинных мероприятиях, выступают на сцене: им это нравится. «У нас очень интересно проходил Пейсах, – рассказывает заведующая. – В пяти местах! Община – в синагоге, школа – в ДК УВД, часть членов общины совместно с “Сохнутом” – в Шахматном клубе, молодежный клуб – у себя, мы – в помещении детского сада. У нас сейдер получился игровой, дети переодевались и показывали сценки, читали стихи и пели песни… »

«Также нашим детям нравится Ханука, – продолжает рассказ Светлана Александровна. – На Хануку мы устраиваем масштабное мероприятие. Выбираем самое большое помещение – ДК судостроителей, зажигаем ханукию… Наши дети участвуют в большом ханукальном концерте. Рош а-Шона также проходит интересно. Празднуем сначала в детском саду, а потом все собираемся на главной набережной Николаева… Пурим – самый любимый детский праздник. Начинается он с того, что дети приходят в сад и… не узнают взрослых. Обычно им открывает дверь вооруженный охранник, а в Пурим… клоун. И весь персонал одет в карнавальные костюмы. Потом приходит переодетый раввин… Дети тоже заранее готовятся, проводится конкурс на самый лучший карнавальный костюм. Часто в своих выступлениях мы используем диснеевские куклы. А после Пурима в детском саду мы празднуем Пурим вместе с общиной».

 

Миква.

* * *

Директор школы «Ор Менахем» Марина Кисловская в своей работе руководствуется призывом великого земляка: «Вернуть сердца родителей через сердца детей». Марина Викторовна убеждена: Любавичский Ребе организовал всю систему шлухим – посланников – для того, чтобы спасти евреев от ассимиляции. «Это действительно работает! – говорит она. – Родители часто рассказывают нам, что дома дети учат их тому, чему научили самих детей в школе или садике».

В школе имени Ребе считают, что нужно гармонично сочетать учебу и внеклассную жизнь, именно это формирует целостную и самодостаточную личность. Здесь уверены: учеба ради учебы не очень-то интересна. У каждого класса есть свой проект, который ребята сами разрабатывают. Например, у первоклассников – проект «Я ученик еврейской школы», у второго и третьего классов проект под названием «Еврейский календарь». По мнению директора, внеклассная работа и «соревновательность» очень развивают и стимулируют.

В школе есть замечательный хор мальчиков и танцевальный ансамбль «Кохавим» («Звезды»), которым руководит Катя Мазуренко. Она одна из пяти первых выпускников школы «Ор Менахем». Сейчас Катя учится в Национальном университете культуры на хореографическом отделении, руководит ансамблем «Кохавим».

Фантазия учеников и их наставников неиссякаема: здесь всё время происходит что-то «незабываемое». Например, один из месяцев был объявлен «месяцем языков», а его девиз – «Сколько знаешь языков, столько раз ты – человек!» Конечно, основными языками в этот месяц стали иврит, английский, русский и украинский. Сопутствовали «языковому самоутверждению» видеосалон «Моя твоя понимай», турнир для маленьких «Ох уж эти буквы!», тематическая линейка «Еврейский народ и его культура глазами русских классиков», инсценировка «Ромео и Джульетты» на… украинском языке и многое другое.

А Пейсах запомнился ребятишкам, их родителям и гостям школы «Ор Менахем» своеобразным экскурсом в историю праздника, пояснениями ко всем предметам и блюдам пасхального сейдера, сделанными учениками со сцены в стихотворной форме.

Во время празднования Хануки в школе – большая «ханукальная тусовка». И снова оригинальный конкурс, на этот раз – на лучшую фотографию, под названием «Зажги свою ханукию». Директор школы поясняет: «Со всей области дети прислали фотокарточки со своим изображением во время зажигания ханукий, жюри отобрало десять лучших фотографий. Главные призы среди этих десяти были разыграны с помощью жеребьевки, а все остальные участники конкурса получили поощрительные подарки. Никто не ушел с пустыми руками!»

В школе имени Ребе очень комфортные условия для учебы. Здесь прекрасная кухня, столовая, свои автобусы, на которых детей привозят с разных концов города, а вечером развозят по домам, на них же возят в бассейн, в зоопарк. «Мы работаем с 9 до 6 вечера, – рассказывает Марина Кисловская. – А в пятницу у нас сокращенный день и “учебный Шабос”. Перед тем как уйти домой, дети играют сценку, как будто встречают Субботу. Один ребенок играет роль папы, девочка – роль мамы, они зажигают свечи, кидают цдоку, делают благословения… А потом папа-мальчик раздает конфеты, а папа-раввин – подарки…»

Празднование Лаг ба-омера. В центре в светлом костюме В. Чайка, слева от него раввин Шолом Готлиб.

* * *

Свято хранят в общине память о войне и о тех, кто не пришел с полей сражений, о Катастрофе и невинных жертвах фашизма. Совет ветеранов николаевской общины возглавляет Мирон Эдельштейн – легендарная в городе личность. В конце каждого месяца Совет собирает своих ветеранов (их 200 человек) в синагоге: поздравляют именинников, накрывают праздничный стол, выпивают «боевые сто грамм». Тамадой традиционно выступает зампред Совета Арон Музыкус, он же читает стихи собственного сочинения, посвященные именинникам.

Ежегодно в дни празднования Великой Победы община организует поездку в поселок Воскресенск, что в 15 километрах от города. Школа «Ор Менахем» едет в полном составе. Это место, где во время войны были расстреляны 12 тыс. евреев – жителей Николаева и окрестных населенных пунктов. В 2001 году стараниями раввина Шолома Готлиба там был установлен памятник. К нему возлагают цветы, читают кадиш. Дожившие до сегодняшнего дня свидетели страшной трагедии делятся с молодежью воспоминаниями. Старшеклассники школы «Ор Менахем» организовали выставку «Николаевцы – герои войны», а на месте гибели невинных людей высадили кленовую Аллею памяти.

Говорят, люди видели, как кровь стекала по небольшому ручейку неподалеку от места расстрела. А местные жители рассказывают, что спустя много лет после трагедии вода в ручье время от времени становилась красной, потому дали этому ручью название: Еврейские Слезы…

Справа заведующая детским садом имени Хаи Мушки С. Жигадло.

* * *

Раввин Шолом Готлиб действует всегда очень последовательно, с неизменным спокойствием, с доброй улыбкой, при этом вовлекает в орбиту своей деятельности единомышленников, а зачастую и «сомневающихся». Последние недолго остаются таковыми: спокойная убежденность николаевского раввина действует лучше всякой «агитации».

Говорит раввин Шолом Готлиб: «Благодаря людям, с которыми мы работаем, благодаря атмосфере тепла, которая нас окружает, нам не нужно ни о чем волноваться. Надо просто работать и думать о том, как сделать всё лучше. Ребе говорил: езжайте и работайте. У меня много друзей, которые трудятся на тех местах, куда их определил Всевышний. Я знаю, как они трудятся. И есть результат: столько всего построили, столько всего сделали!»

«Конечно, у нас есть друзья, которые нас поддерживают, – продолжает рав Шолом. – Очень активную помощь оказывают члены общины – бизнесмены, которым не безразлична ее судьба. Хотя таких людей, как Леви Леваев, всё-таки мало: это благословение Всевышнего, когда человеку даны средства и он использует их на благо людей. Это действительно большой бизнесмен, который сам едет смотреть, как живут евреи, как они работают, чего им не хватает».

Терпение, настойчивость и упорный труд – вот главные принципы николаевского раввина. А еще – неизменная доброжелательность и человеческая скромность. В этом смысле раввин Готлиб всегда берет пример со своего великого учителя. Как посланник Любавичского Ребе, рав Шолом усвоил основные истины и постулаты его учения и воплощает их в жизнь на родине Ребе. Один из членов николаевской общины очень хорошо сказал о главном качестве местного раввина: «Желание помочь всем, чем можно, николаевским евреям, чтобы жизнь их стала не просто легче, но и просветленнее».

Масса новых инициатив, оригинальных решений, праздничных и «будничных» мероприяти  – заслуга николаевского раввина и его жены. Причем, как люди творческие, в своей работе они всегда «включают фантазию». Например, придумали и провели замечательный конкурс: в школе «Ор Менахем», в синагоге, в «Хеседе» девочкам и женщинам выдали свечи для встречи Шабоса, но добавили элемент «соревновательности» – вместе со свечами, подсвечниками, открыткой с благословениями и расписанием прихода Субботы выдали стикеры с буквами. В первом туре из них нужно было собрать слова «Шабат Шалом», во втором – «Царица Суббота». Тем, кто собрал слова, вручались «промежуточные» призы, а в конце каждого тура проходил большой розыгрыш призов. Причем призы – и «для тела», и «для души»: главным в первом туре стала плита «Индезит», а во втором – билет в Эрец Исроэл! Непосредственным руководителем этой программы стала секретарь-референт николаевской еврейской общины Светлана Леонидовна Продун.

В общем, мы убедились, что благодаря руководству рава Шолома пульс жизни общины – ровный и спокойный. Всё происходит, как в детской игре, где каждый элемент – клеточка-пазл – зависим от другого. Если один встал неправильно, картинка рассыпается… Так вот, все элементы еврейской жизни Николаева прекрасно сочетаются и четко работают!

«Вы видели сами, отношение руководства города и области теплое и положительное. А когда еврей видит такое, ему спокойнее, – философски замечает рав Шолом. – У нас есть школа, садик, своя газета… У нас есть живая община, прекрасные люди – и мы хотим сделать что-то новое и необыкновенное».

И. Карпенко

 

 

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Николаев был основан князем Потемкиным-Таврическим в 1789 году в месте слияния рек Южный Буг и Ингул. Он стал одним из центров кораблестроения Российской империи, а впоследствии и СССР. С первых лет существования города здесь проживало большое количество евреев-ашкеназов, выходцев из западных регионов империи, ранее принадлежавших Польше. Вскоре евреи заняли второе место по численности в городе. Царские власти разрешали им заниматься торговлей, ремесленничеством и предпринимательством, но запрещали служить в государственных учреждениях, в армии и на флоте.

Еврейские купцы в Николаеве занимались не только торговлей: они осуществляли снабжение флота и подрядное судостроение. Привлечение их к этой деятельности началось еще в начале XIX века. Евреи постепенно добились господства в городской торговле. В основном представители общины селились в центре города на Черниговской улице (впоследствии – Шолом-Алейхема, ныне – Карла Либкнехта), где были построены первые синагоги, открыты молитвенные дома и хедеры. До сих пор в архитектуре и декоре многих старых домов этой части города угадываются черты стиля, присущего еврейским постройкам. Например, на проспекте Ленина (центральная магистраль города) и сегодня сохранились дома с лепниной в виде звезд Давида.

Однако в этом веротерпимом городе всё-таки случались вспышки антисемитизма, причем иногда они провоцировались действиями властей. Так, указом Николая I евреи, за редким исключением, были выселены из города. В результате же борьба с «жидовским засильем» вышла боком: торговля в городе пошла на спад, а оставшиеся здесь купцы-христиане сговорились («стакнулись») и стали взвинчивать цены. В итоге в 1860-х годах царское правительство капитулировало: разрешило вернуться в город сначала евреям-купцам, а затем и ремесленникам. По данным переписи 1869 года в Николаеве насчитывалось 9,3% иудеев. А к началу XX столетия число еврейского населения в городе достигло 20%, а впоследствии увеличилось до 25%. Еврейское население выросло не только по численности – расширилась сфера его занятий. Помимо традиционных торговцев и ремесленников, появились врачи, акушерки, учителя, музыканты.

В конце ХIХ века в Николаеве функционировали две синагоги (Старая и Хоральная), а также 14 молитвенных домов. В 1819 году на улице Черниговской в присутствии военного губернатора Николаева Алексея Самуиловича Грейга была заложена главная еврейская синагога города (впоследствии она стала называться Старой). Ее достроили и освятили в 1822 году. При ней состояли молитвенный дом для польских евреев и школа (их здания сохранились до настоящего времени и переданы в пользование Николаевской еврейской религиозной общине в 1991 году).

В 1880 году, по просьбе прихожан, адмиралом Н. А. Аркасом, губернатором Николаева, разрешено строительство новой хоральной синагоги на улице Немецкой, рассчитанной на 600 человек. Автором проекта и руководителем строительных работ был городской архитектор В. Е. Андриевский. Хоральная синагога стала одним из самых красивых зданий города. 30 октября 1884 года ее открыли и освятили, в 1885 году почетный житель города Яков Каминский подарил ей несколько свитков Торы. В синагоге был хор из 20 человек, два кантора. В 1928 году ее закрыли. Здесь разместился еврейский рабочий клуб и до 1932 года работал еврейский самодеятельный театр под руководством И. Корика. В годы Великой Отечественной войны дом был разрушен.

Раввинами Николаева в разные годы были Марк Багров, Лев Виленский, доктор Анчилович и другие. В 1880–1890-х годах в Николаеве стали открываться молитвенные дома по принципу профессиональной принадлежности населения: шапочников (ул. Рождественская, 30), сапожников (ул. Сенная, 42), мясников (ул. Московская, 29) и другие. В одном из молитвенных домов хасидов (ул. Привозная, 53) раввином служил отец седьмого Любавичского Ребе.

Евреи предреволюционного Николаева представляли собой дружную общину, известную своей сплоченностью и взаимопомощью. Оказание помощи нуждающимся соплеменникам считалось святым долгом. Первой общественной организацией Николаева (после официального упразднения кагала в 1844 году), возникшей на благотворительные средства, стала открытая в 1869 году Николаевская еврейская больница. В течение последующих 48 лет (до 1917 года) из 25 созданных в городе благотворительных организаций 16 были еврейскими. Эти благотворительные общества и организации осуществляли свою деятельность, основываясь на семи видах религиозного понимания благотворительности: медицинская (оплата больничных счетов неимущих евреев и бесплатное снабжение лекарствами); «присмотровая» («Богадельня для бедных евреев»); обеспечение кровом на ночь («Общество устройства ночлежных домов и дешевых столовых») и другие. Естественно, общества занимались проблемами воспитания детей организовывали ссудные кассы, снабжали нуждающихся пищей, одеждой и обувью . Осуществлялась и погребальная деятельность, работали дешевая столовая, пекарня, еврейская общественная баня. Особо активно действовало в городе «Общество пособия бедным евреям г. Николаева». Основными источниками средств, поступавших на благотворительные цели, являлись отчисления из средств общеобязательного для всех евреев «коробочного сбора», добровольные пожертвования, взносы отдельных лиц за членство в благотворительных обществах.

С установлением советской власти началось наступление на все религиозные конфессии, в том числе на иудаизм. В 1928 году в Николаеве было 38 религиозных общин, в которых состояло почти 4000 верующих. Пленум Николаевского окружкома 4 июня 1928 года постановил Хоральную синагогу закрыть и передать под рабочий еврейский клуб. К 1941 году в Николаеве оставался один молитвенный дом «Хабад» (ул. Шевченко, 56).

С началом войны большая часть еврейского населения оказалась на оккупированной территории, с 1941 по 1944 год в городах и селах Николаевской области (Воскресенске, Богдановке, Доманевке и других) были уничтожены десятки тысяч евреев. После окончания войны и с возвращением в Николаев оставшихся в живых евреев начинается борьба за возвращение синагог. 9 декабря 1946 года зарегистрирована еврейская община города (549 человек). В молитвенном доме «Ашкенази» на ул. Черниговской, 19, раввином был избран 72-летний Моисей Фукс. 1940–1950-е годы стали временем постоянной борьбы за существование синагоги, проведение традиционных еврейских праздников, выпечку мацы и т. д. Эта неравная борьба окончилась победой властей. 21 апреля 1962 года по решению Николаевского облисполкома единственная синагога в городе была закрыта, а в 1970 году последние семь экземпляров Торы были переданы Одесской религиозной общине.

Возрождение еврейской жизни началось в 1990-х годах. В 1991 году в Управлении по делам религий была зарегистрирована Николаевская еврейская община, в сентябре того же года состоялось торжественное открытие синагоги.

С приездом в 1995 году посланника седьмого Любавичского Ребе раввина Шолома Готлиба община получила новое развитие. Всё больше людей смогли почувствовать себя евреями, получили духовную и материальную поддержку.

 

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

E-mail:   lechaim@lechaim.ru