[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2006 НИСАН 5766 – 4 (168)

 

7.IV

60

С днем рождения, Марк Григорьевич!

Вряд ли сегодня в России можно найти человека, интересующегося отечественным кинематографом, который не знает имени отца-основателя сочинского кинофестиваля «Кинотавр» Марка Рудинштейна. Тем более сейчас, когда он всё чаще и чаще появляется на голубых экранах не только в качестве продюсера, но и в качестве актера.

В 1996 году Рудинштейну, как лучшему продюсеру, была вручена премия «Овация». Спустя четыре года его заслуги в развитии российского кинематографа признала ЮНЕСКО, наградив золотой медалью имени Федерико Феллини. В 2003 году продюсер получил звание заслуженного работника культуры России.

В этом месяце у Марка Григорьевича юбилей – ему исполняется шестьдесят лет.

Марк Рудинштейн – человек таинственный. По крайней мере, о своей биографии он говорит неохотно и объясняет это тем, что в его жизни было мало такого, что может кого-либо заинтересовать. Он родился 7 апреля 1946 года в Одессе, в пятнадцать лет убежал из дома. Жизнь забросила его в Николаев, где некоторое время он работал на судостроительном заводе. После армии поступил на историческое отделение факультета журналистики Ленинградского университета, а затем – в Высшее театральное училище имени Щукина. Диплом Щукинского училища Марк Григорьевич так и не получил, только академическую справку: когда семья его перебралась на постоянное место жительства в Израиль, Рудинштейна отчислили с последнего курса. Некоторое время он работал на административных должностях в различных московских домах культуры, затем в цирке и Росконцерте – нужно было зарабатывать на существование. Хотел даже уехать из страны вслед за братьями, но передумал.

Марк Григорьевич делит свою жизнь на два этапа. И границу между ними проводит по 1987 году, когда, по его собственному утверждению, появилась наконец возможность самому строить свою жизнь. В это время Рудинштейн оказался причастен к проведению первых рок-фестивалей в Подольске, после которых, в 1990-м, последовал фестиваль «Некупленного отечественного кино». Это было лишь начало карьеры продюсера: всё больше ощущался «голод по хорошему кино».

В 1991 году Марком Рудинштейном была организована кинокомпания «Кинотавр»: она стала отправной точкой в создании сочинского кинофестиваля, идейным вдохновителем которого он был вплоть до прошлого года. Затем кинокомпания превратилась в группу компаний, а Рудинштейн с 1999 по 2005 год был ее президентом. Пятнадцатый – юбилейный – «Кинотавр» прошел в обстановке некоторой растерянности: перед его началом было объявлено о продаже бренда, ставшего теперь собственностью «СТС-Медиа». Однако сам Марк Григорьевич, привыкший мало говорить и много делать, не ушел из кинобизнеса: кино для него не только работа, это его жизнь. И сегодня в ней появилась масса новых проектов, требующих предельной концентрации сил, – словом, всё идет как обычно.

В 1992-м он был учредителем и организатором церемонии вручения Национальной кинематографической премии «Золотой Овен», которая впоследствии превратилась в Национальную премию кинокритики и кинопрессы. А с 2005 года, продав «Кинотавр», Марк Григорьевич стал президентом кинокомпании «КиноМарк», разработал и целенаправленно претворяет в жизнь идею Международного фестиваля в Петербурге, торжественное открытие которого состоится в июле этого года.

Долгое время Рудинштейн преследовал цель изменить отношение к отечественному кино в России. Пока российский кинематограф находился в состоянии тяжелейшего кризиса, люди перестали смотреть отечественные фильмы. Рудинштейн, как и многие другие деятели кино, причины этого видел в том, как к своей культуре относится государство. Но, в отличие от остальных, он не просил у государства финансовой помощи: «Не нужно давать нам денег, просто создайте условия». И условия эти, по мнению Марка Григорьевича, заключаются в том, чтобы зритель знал: в России ежегодно снимается не менее семидесяти фильмов, которые можно смотреть в кинотеатрах, а не только узнавать о них из газет после пресс-показов на кинофестивалях.

К сожалению, ситуация и сейчас далека от идеала. По мнению Марка Рудинштейна, проблема, главным образом, состоит в том, что в стране нет механизмов государственного регулирования этого вопроса: так, не существует квоты на прокат американских фильмов, как в других странах. Однако сегодня намечается некоторое движение вперед, на что нельзя не обратить внимание. И один из виновников этого движения – Марк Григорьевич Рудинштейн.

Николай Мельников

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru