[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАРТ 2006 АДАР 5766 – 3 (167)     

 

Шелли Уинтерс. Что за женщина была!..

Вечером 14 января американское агентство Associated Press сообщило о смерти актрисы Шелли Уинтерс, голливудской звезды середины прошлого века. Она скончалась в возрасте 85 лет в реабилитационном центре в Беверли-Хиллз от остановки сердца. За свою более чем полувековую карьеру в кино актриса снялась в 130 картинах, стала обладательницей премий «Эмми» и «Золотой глобус», дважды получила главную награду Американской академии киноискусства.

Ширли Шрифт, ставшая впоследствии известной как Шелли Уинтерс, родилась 18 августа 1920 года в Ист-Сент-Луисе (Иллинойс) в семье еврейских эмигрантов. Она с детства мечтала о Голливуде. Ее учителями были Ли Страсберг, Элиа Казан и великий Чарльз Лоутон, у которого она снялась в его единственной режиссерской работе «Ночь охотника». Ее соседкой по комнате в студенческие годы была никому тогда не известная Норма Джин Бейкер, превратившаяся впоследствии в Мерилин Монро и ставшая главным голливудским идолом ХХ столетия.

Карьера актрисы началась в 1943 году с участия в фильме «Что за женщина!» За полгода до того глава студии Columbia Pictures Гарри Кон обратил внимание на симпатичную танцовщицу из ночного клуба, а спустя восемь лет имя Шелли Уинтерс уже прозвучало в списке номинантов на «Оскар» за лучшую женскую роль в картине «Место под солнцем» – экранизации «Американской трагедии» Теодора Драйзера. За это время она сыграла в 30 кинофильмах – по четыре в год. Характеры персонажей Шелли всегда были неоднозначны и ярки, будь то доверчивая официантка из «Двойной жизни» или перебравшая виски старлетка, которая слишком много болтала в «Большом ноже», подруга загнанного в угол гангстера в фильме «Я умирал тысячу раз» или заложница, вынужденная убить симпатичного ей бандита, в картине «Всю дорогу он бежал». Всю свою жизнь актриса избегала плоских ролей, которые были ей неинтересны. Она мечтала о высокой драме, но не боялась экспериментировать, появляясь на экране то в гангстерских боевиках, то в жизнерадостных мюзиклах, то в пародийных комедиях.

С ней работали Стенли Кубрик, Сидней Поллак и Роман Полански. Ее партнерами по съемочной площадке в разное время были Элизабет Тейлор, Изабелла Росселлини, Курт Рассел и Берт Ланкастер. Свой первый «Оскар» Шелли получила в 1960 году в номинации «Лучшая женская роль второго плана», сыграв еврейскую матрону Петронеллу Ван Даан в «Дневнике Анны Франк» Джорджа Стивенса. Потом были «Лолита» Кубрика – за роль в этом фильме Уинтерс едва не получила «Золотой глобус» – и «Кусочек синевы» – пожалуй, два ее лучших фильма.

Она трижды была замужем, в том числе за знаменитым итальянским актером Витторио Гассманом. Ее романы с Робертом Де Ниро, Марлоном Брандо, Кларком Гейблом, Эрролом Флинном, Бертом Ланкастером обсуждались всеми СМИ, ее мемуары, в которых она не стесняясь рассказала о своей жизни, наделали много шума. По правде говоря, всевозможные слухи и версии не очень-то волновали актрису. Она была волевой, независимой и эксцентричной женщиной – такой же, как ее персонажи. Многие публичные люди Голливуда признавались, что попросту боялись ее. Шелли Уинтерс снималась вплоть до 2004 года, когда на экраны вышел фильм «Сливки общества», в котором она сыграла саму себя. Это была последняя ее работа – возраст и болезни больше не позволили знаменитой актрисе выйти на съемочную площадку.

Много лет назад Шелли заметила: «Играть – всё равно что рисовать на непромокаемых обоях ванной. Через десять минут вы стираете рисунок, и от него ничего не остается». Всё-таки она была неправа: после Шелли Уинтерс осталось более сотни ее ролей в кино. А кинопленка надолго сохраняет память о человеке.

Николай Мельников

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru