[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2006 ТЕВЕС 5766 – 1 (165)

 

Дома евреев на Днепре

«Бейт» на иврите означает «дом». Сегодня в Днепропетровске еврейских домов – великое множество, причем самого разного профиля. Например, педагогическое училище «Бейт Хана», детский образовательный центр «Бейт Циндлихт», детский сад «Илана». А еще «бейт Леви-Ицхок», то есть школа №144 имени Леви-Ицхока Шнеерсона. Есть две ешивы, махон, два пансиона (для девочек и мальчиков). Есть общинная программа «Бейт Хабад», а также многоликий «Бейт Барух»: благотворительный центр, дом для пожилых и хор ветеранов…

Маленькая страна под названием «Бейт Циндлихт»

Детский образовательный центр «Бейт Циндлихт» был создан в 2003 году, после того как стало ясно, что одного еврейского детского сада городу на Днепре явно недостает. Спасибо земляку, крупному предпринимателю и народному депутату Украины Виктору Пинчуку.

Мама Виктора Михайловича – Софья Иосифовна Пинчук – взяла шефство над детским садом, заботливо опекает его, помогает в решении всех проблем. Ни одно крупное событие в садике не происходит без ее доброго совета и личного участия. Именно она вручает дипломы маленьким выпускникам детского сада. Кстати, детский сад «Бейт-Циндлихт» был назван в  честь родителей Софьи Иосифовны – Фанни и Иосифа Циндлихт.

«Бейт Циндлихт», можно сказать без преувеличения, самое современное дошкольное учебное заведение, и наверняка не только в Днепропетровске. Такому детскому саду позавидуют даже первые города мира. В садике – больше 100 человек, шесть групп, детишки от двух до шести лет. Рассказывает заведующая «Бейт Циндлихт» Наталья Казаринская: «Они получают трехразовое кошерное питание, витаминные завтраки, в которые входят фрукты и соки. Плата за ребенка в детском садике чисто символическая, а живем мы в основном за счет благотворительного фонда и еврейской общины».

«Бейт Циндлихт» построен на месте типового детского садика. Конечно, по сравнению с тем, что было, – «небо и земля». Но уникальность Центра – не великолепное здание, а его «наполнение».

Как и театр, детский сад начинается «с вешалки». В каждой группе – своя прихожая, где дети раздеваются, начинают общаться между собой и с воспитателем. Здесь вывешивают информацию для родителей: меню, будущие праздники, насущные проблемы. Тут же – стенд, на который ребенок каждый день… цепляет свою фотографию! Ведь детям так нравится видеть себя! А воспитатель или заведующая определяют, кто сегодня был, а кто нет…

Центр оборудован самой современной модульной мебелью, созданной по израильским и американским каталогам и способной «складываться» самым причудливым образом. К примеру, столики сделаны из отдельных секторов, они могут собираться, разбираться, принимать разные формы. «Я могу сказать, что такой мебели в других детских садах нет», – с гордостью говорит заведующая.

Все стены в группах – учебные, то есть имеют специальное покрытие, на которое «приклеиваются» учебные материалы, картинки, рисунки, буквы алефбейс. Огромное количество дидактических игр – мозаика, аппликации, упражнения на развитие мелкой моторики. Игры в основном привезены из США и Израиля. «Одни дети собирают мозаику, другие играют в “прищепочки”, третьи наклейки клеят, – объясняет воспитатель. – Каждая из этих игр предполагает развитие мелкой моторики: то есть то, что они делают ручками, развивает логическое мышление, и дети быстрее учатся читать, считать».

Супруги Фанни и Иосиф Циндлихт.

Обучение детей в «Бейт Циндлихт» – сюжетно-ролевое, то есть через игру создается имитация будущей взрослой жизни, строится модель житейских ситуаций. К примеру, как ребенок будет общаться в больнице, библиотеке, магазине. Причем упор делается на самостоятельность ребенка, развитие его инициативности. По этому принципу – соответствующих игровых площадок, тематических зон – выстроено «жизненное пространство» в группах. Есть зона грамоты, математики, зона живого уголка, зона «изо», где дети занимаются рисованием, лепкой, аппликацией. В каждой группе есть уголок семьи как основы еврейской жизни: детей учат, как правильно общаться в семье и соблюдать традиции.

Кроме того, есть уголок Ребе. Дети обязательно произносят благословение на омовение рук, молитвы на хлеб, на соответствующие продукты. Каждую неделю проводится Каболас Шабос. В рамках «Бейт Циндлихт» организован свой хедер: 13 мальчиков пяти-шести лет занимаются отдельно, на иврите. Тору и традиции они изучают углубленно, с ними работают преподаватели из Израиля.

Есть в группах образовательные уголки – математики, грамоты, традиций – ребенок здесь работает самостоятельно. В начале года воспитатель приучает детей к работе, а к концу года они уже сами умеют работать в уголках: составляют слова, работают в паре (как «учитель – ученик»). Учебный процесс идет не только во время занятий, но и в свободное время.

Очень интересны дидактические игры на развитие математических способностей и логики. Есть компьютерный центр. Также в «Бейт Циндлихт» есть кружки – хореографии, английского языка, ребята занимаются физкультурой, с ними работает логопед.

Впрочем, дело воспитания ребенка не полностью переложено на плечи воспитателей – оно осуществляется совместно с родителями. В каждой группе есть стенд «Корзина добрых дел». Что это такое? Дома мамы пишут о том хорошем, что было сделано их ребенком (например, помог бабушке), передают записочки, а потом в группе при всех эти добрые дела озвучиваются. Не нужно говорить умные слова о «положительной мотивации» – и так понятно, что это хорошо стимулирует ребенка, а других детей заставляет задуматься и тоже делать добрые дела.

Н. Казаринская.

Работает в «Бейт Циндлихт» родительский клуб. «Например, на Пейсах состоялась интересная встреча, – рассказывает руководитель программ по иудаике “Бейт Циндлихт” Юдит Барам. – Мы пытались нашим, в общем-то, светским родителям объяснить смысл праздника Пейсах, самые элементарные вещи: что такое Пейсах, Агода, какие продукты едят на Пейсах, как он празднуется».

К концу недели, на Шабос, все работы, которые дети готовили в течение недели (лепили, вырезали, клеили), воспитатели собирают и пишут письмо, так называемый «Родительский лист»: о том, что происходило в течение прошедшей недели. «Кроме того, что мы вкратце знакомим с недельной главой Торы, мы еще рассказываем, какие знания детишки получили по чтению, по математике, по другим предметам, какие новые песни пели, какие танцы танцевали, как они готовятся к следующему празднику. Родители в курсе всех событий», – поясняет Юдит Барам.

В «Бейт Циндлихт» – замечательный творческий коллектив работников. Однако здесь проводится в жизнь и принцип «здоровой состязательности» – проходит конкурс на лучшего воспитателя. Например, сейчас им стала воспитатель старшей группы Алла Александровна Шурпинова, больше семи лет отдавшая системе еврейского воспитания.

Садик живет по еврейскому календарю, все праздники связаны с еврейскими традициями. «В обычных детских садах праздники проходят в форме утренника. Мы же хотим каждый из них насытить своим содержанием. Праздники в форме утренника у нас проходят два раза в год – на Хануку и в конце года. Все остальные проходят в нестандартных формах», – объясняет Наталья Казаринская.

Ю. Барам.

Суккос, например, празднуют во дворе Центра: дети строят шалаши, в них трапезничают, общаются с родителями, исполняют обряды, на улице у них проходят конкурсы и танцы. На Ту би-шват показывали «психодраму» с участием родителей: «Это аллегория о мужчине, который выращивал дерево, – рассказывает Наталья Михайловна. – Дерево наполнялось соками, плодоносило и так далее. Каждый находил себя в этом рассказе, было очень интересно. А родители садились за столы и дорисовывали, как они представляют себе развитие событий. Мы как бы давали им “зерно”, а они его “проращивали”.Так мы охватывали две стороны: с одной стороны, они познакомились с праздником, узнали, что это Новый год деревьев; с другой – произвели для себя и своего ребенка какой-то психоанализ: как они видят свою семью, продолжение своей семьи, как это связано с их корнями».

«Летом работает программа детского отдыха, – далее рассказывает заведующая. – У нас два типа экскурсий – выездные и привозные. Привозные – это, к примеру, кукольный театр. Выездные – в конноспортивный клуб “Мустанг”, где дети катаются на пони, нам разрешают посидеть на лошадях, потрогать их. Экскурсии имеют не только развлекательное, но и познавательное значение. Мы ездили и в типографию, и на фабрику, где изготавливают воду, а также в зоопарк, планетарий.

С. Пинчук.

Две глобальные цели стоят перед еврейским детским садом: первая – дать детям еврейское образование, познакомить их со своими корнями, вторая – дать качественное образование, чтобы они смогли перейти из детского садика в еврейскую школу или спокойно учиться в любом другом заведении, в том числе не еврейском.

Создается впечатление, что организация детского дошкольного образования состоит «из мелочей». Но эти мелочи – тщательно продуманные и с любовью подогнанные детали, выстраивающиеся в целостную картину воспитания и обучения. Маленькая страна «Бейт Циндлихт» живет и работает гармонично, на одном дыхании.

   

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

E-mail:   lechaim@lechaim.ru