[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2006 ТЕВЕС 5766 – 1 (165)

 

Да здравствует Король!

Вторую сохранившуюся в Днепропетровске синагогу, что на улице Коцюбинского, называют «малой». Но роль ее отнюдь не соответствует названию. На протяжении всех лет эта синагога функционировала как молельное учреждение. Во время фашистской оккупации, к счастью, осквернена не была, и никогда ничего другого здесь не было – ни до, ни после Великой Отечественной.

В том, что молитвенная и вообще еврейская жизнь здесь не прерывалась, большую роль сыграл председатель днепропетровской религиозной общины Григорий Натанович Король.

Заслуга сохранения днепропетровской общины во многом принадлежит именно ему. Это о таких, как Гирш Король, советских евреях говорил в 1964 году Любавичский Ребе: «Когда мы здесь укрепляем нашу преданность иудаизму, мы укрепляем их. Они в свою очередь своим самопожертвованием ради иудаизма укрепляют нас. И они делают для нас больше, чем мы для них…»

Григорий Натанович родился в 1922 году в Польше, в бывшей Станиславской, ныне Ивано-Франковской области, в городе Болехов. Большинство населения этого города, по его словам, было еврейским. Увы, во время войны 90% этих людей погибли – в живых остались только те, кто попал в армию, да немногие сумевшие бежать. Среди оставшихся в живых оказалась и их семья. Накануне прихода немцев, на восьмой день войны, на рассвете 30 июня, отцу Гирша удалось вывезти семью из Болехова.

Сам Гирш Король с четырех до тринадцати лет учился в хедере, а потом пошел на кожевенный завод, где проработал до 1939 года. Вступил в комсомол, пошел на курсы и стал инструктором райкома комсомола. В конце 1940 года он был призван в Красную Армию, в кавалерию. Прошел всю войну. В 1944 году попал в Днепропетровск, в 1946-м – демобилизовался. После войны нашел находившихся на Урале в эвакуации родителей, братьев и сестру и привез их в Днепропетровск. Работал на мебельной фабрике, затем 28 лет – старшим мастером на комбайновом заводе. В Днепропетровске этот завод называли «хедером» – из-за того, что там работало много евреев.

«Малая» синагога.

Отец Натан Айзикович и мама Рива Абовна жили согласно еврейским традициям: соблюдали кашрус, мясо с рынка не ели, раз в неделю покупали живую птицу и носили к шойхету. Они отмечали все еврейские праздники, по субботам пешком, независимо от погоды, шли в синагогу на улицу Коцюбинского. Конечно, в то время за религиозные убеждения уже не убивали, но ходить в синагогу было опасно. Это было чревато неприятностями на работе – исключением из комсомола, из КПСС…

Рассказывает Григорий Натанович Король: «Я хорошо помню нашу старую синагогу с печкой-буржуйкой, с разбитой сантехникой и подвалом, который во время дождей всегда заливало водой. Помещение, где не было ни миквы, ни столовой, ни охраны. Но никогда, даже в самые тяжелые годы, мы не сдавались. С большими трудностями малая горсточка евреев удержала синагогу. Через что только ни прошли – через бутылки с водкой, взятки, ругань, постоянные проверки…»

Раз в год, перед праздником Пейсах, здесь выстраивалась очередь за мацой – все, кто мог, приходили в «малую» синагогу. После войны мацу в Днепропетровск привозили из Ростова-на-Дону: там ее выпекали подпольно и распространяли «для своих», понемногу. В 1949 году начали подпольно, по ночам, выпекать мацу в самом Днепропетровске.

Григорий Натанович рассказывает: «Тогда наша “десятка” – активисты синагоги, в том числе мой отец, – тайно арендовала частный дом. Там во дворе имелась русская печь. Люди приносили свою муку – по 2–3 килограмма и на гладко выструганных деревянных досках катали мацу. Проколы делали зубцами колесиков от часов… Всё равно на нас донесли. Пришел участковый, какая-то комиссия. Но мы откупились – напоили, накормили, с собой дали… В общем, выкрутились. Евреи приспосабливались, как могли, в любых условиях. Как 40 лет, во время бегства из Египта, приспосабливались, так и тут приспособились… Позже мацу стали покупать в Москве».

Синагога на улице Коцюбинского оставалась единственным «еврейским оплотом» в Днепропетровске. По воспоминаниям Григория Натановича, за нее всё время боролись: «Особенно трудно было отстоять синагогу в начале 1950-х, после дела о “врачах-убийцах”. После смерти Сталина слегка поутихли, а потом начали снова… И все годы – 50-е, 60-е, 70-е – продолжалась наша борьба за синагогу».

С началом перестройки, как только жить стало чуть легче, евреи сразу заполонили «малую» синагогу. В конце 1980-х в ее дворе уже не помещались все желающие – собирались со всего города, обменивались литературой, общались, со ступенек синагоги произносили пламенные речи. Делились информацией об Израиле, о праздниках, традициях. «Тогда еще не было ни “Джойнта”, ни “Сохнута”, еще никто к нам ни из Израиля, ни из США не приезжал. Они приехали уже потом, на подготовленную почву», – говорит Григорий Натанович.

В начале 1990 года его избрали председателем общины. «А в июне 1990 года к нам приехал один из лучших учеников Любавичского Ребе – раввин Шмуэл Каминецкий, – вспоминает Григорий Король. – Любавичский Ребе направил его в город, где до войны жил и работал его отец, Леви-Ицхок Шнеерсон. Раввину Каминецкому пришлось тяжело, но он оказался энергичным молодым человеком. Нам очень повезло с раввином! Его жена Хана собрала вокруг себя актив молодых женщин. Постепенно появились желающие сделать брис-милу – так моэла приглашали из Америки, из Израиля! Начали ставить хупу, играть еврейские свадьбы…»

Благодаря усилиям раввина, его жены, председателя и активистов общины всё большее число евреев Днепропетровска стали возвращаться к своим корням, религии предков, соблюдению традиций. Но всего пришлось добиваться с боем: «Боролся с ними, когда утверждали новый устав – мучили меня, придирались к каждой букве… Воевал, когда приехал раввин Каминецкий и пришлось дважды утверждать его кандидатуру в облисполкоме. Они мне говорили: “Что вы из Америки раввинов возите? Здесь не могли найти?” – “А где мне их здесь искать? Вы давали нам возможность раввинов учить?” Раввин Шмуэл по-русски ни слова не понимал – я с ним общался на идише, – и когда в исполкоме я с ними ругался, он всё время меня спрашивал: “Они что, антисемиты?”»

Сегодня, спустя 15 лет, поражает путь, пройденный днепропетровской общиной, – от «малой» синагоги до великолепной «Золотой Розы». Открыты школа, два детских сада, педагогическое училище, две ешивы, махон для девочек, работают детские еврейские лагеря, выходят собственная газета и еженедельная телепередача. Есть теперь в Днепропетровске и мацепекарня, и даже фабрика по производству такого деликатного, но необходимого еврейской религиозной женщине предмета, как парик…

Сегодня в общине много молодежи. Приходят и представители «потерянного» поколения – те, которым по 35–40 и более лет. С ними общается Дан Макагон – один из первых выпускников еврейской школы, а ныне преуспевающий предприниматель, всё свободное время отдающий синагоге, общине и тем, кто хочет приобщиться к еврейским традициям. Под его патронажем и при финансовой поддержке двух днепропетровских семей издано пособие для молящихся – «ХиТаС», помогающее ежедневно изучать Хумаш, Теилим, Танию, соблюдать обычаи. Заботу о тех, кто лишь приобщается к религиозной жизни, Дан Макагон считает своим прямым делом: не только учит надевать тфилин, но, если надо, помогает устроиться в жизни. «Молодому вместо рыбы надо давать удочку, то есть возможность заработать», – считает он.

Большую работу ведет Совет ветеранов, который возглавляет Савелий Борисович Басс – танкист, доцент, кандидат наук и «настоящий полковник»: в свои 83 он излучает энергию 40-летнего! Недавно община завершила издание четырехтомной Книги Памяти, подготовленной Советом ветеранов. В честь 60-летия Великой Победы по инициативе Попечительского совета общины каждый из ветеранов-евреев получил в подарок бытовую технику – причем на выбор, по своему усмотрению!

С. Басс.

Реконструкция еврейского кладбища, на котором поддерживается чистота и порядок, – тоже заслуга общины. «Но вся наша деятельность не имела бы большого смысла без заботы о нуждающихся людях, больных и обездоленных», – считает Григорий Король. Для них налажена выдача бесплатных кошерных обедов, необходимой одежды, распределение продуктовых наборов к праздникам. За счет общины пожилые люди с переломом шейки бедра получают своевременную помощь, им делают квалифицированную операцию.

«В своей деятельности мы руководствуемся принципом: “Кто забывает прошлое, тот не имеет будущего”», – утверждает глава днепропетровской общины. Сегодня Григорий Натанович спокоен. Ведь город, где есть такой раввин, как Шмуэл Каминецкий, и такой Попечительский совет, может и жить, и молиться, и спать спокойно.

И. Карпенко

P. S. Недавно для «малой» синагоги Днепропетровска наступили тревожные дни. Вокруг нее начали строительство огромного торгового центра. И мало кто сомневался, что дни этого неказистого, в общем-то, сооружения сочтены. Однако были удивлены, видя, как синагога «обстраивается» со всех сторон торговым центром, но не «сдается»!

Несмотря на то что здание не представляет архитектурной ценности, а только историческую, евреи Днепропетровска ни за что не согласились расстаться с ней. А предложения застройщиков за потерю здания были весьма заманчивы: и новое здание предлагали, и немалые деньги. Но, как известно, любовь купить нельзя. Память о тех, кто отстоял и сохранил эту синагогу, – тоже. Жители города гордятся, что «малую» синагогу всё-таки удалось сохранить.

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

E-mail:   lechaim@lechaim.ru