[<<Возрождение] [Архив] ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2005 ХЕШВАН 5766 – 12 (164)
Танха из Таганрога
Председатель Таганрогской еврейской общины Танха Моисеевич Отерштейн не так давно получил награду от Федерации еврейских общин России – медаль «Спасение». Выполненная из серебра в виде звезды Давида, она вручается за личный вклад в победу над фашистской Германией, отвагу и мужество, а также за активное участие в патриотическом воспитании молодежи, увековечение памяти погибших в годы войны, организацию празднования 60-летия Великой Победы. В Таганроге Танха Моисеевич – единственный, кто удостоен этой награды.
Не все жертвы нацизма были
евреями, но все евреи были
жертвами нацизма.
Эли Визель
Поздравляя председателя еврейской общины с вручением медали «Спасение» и с 73-летием, глава Таганрога Николай Федянин назвал Танху Моисеевича «человеком открытой, неравнодушной души, пользующимся авторитетом у членов общины». Что правда, то правда. И на восьмом десятке он бодр и жизнедеятелен, трудится на благо города и людей, в нем живущих, на его счету – немало добрых дел.
Таганрогская община возродилась в 1990-х годах после 75 лет официального советского безбожия. До этого с 1989 года в городе существовало Общество еврейской культуры – клуб «Лехаим», а с 1996 года начала возрождаться религиозная жизнь: «под крышей» ростовской синагоги и фонда «Хабад-Любавич – Ор Авнер» была организована еврейская религиозная община.
Таганрогские евреи поддерживают тесные отношения с раввином Ростова-на-Дону Хаимом Фридманом, получают оттуда помощь, на Пурим и другие праздники ездят в Ростов. Занимаются благотворительностью, возрождением еврейских традиций, просветительской и культурной деятельностью. Проводятся Шабосы, работает ульпан, собирается женский, семейный, ветеранский клубы. Члены общины проводят торжественные мероприятия у себя в центре, а для больших праздников и благотворительных концертов иногда арендуют помещение. Приезжают к ним и посланники Любавичского Ребе – молодые хасиды из США.
Отличительная черта таганрогской общины, объясняет Танха Отерштейн, – тесное сотрудничество с властями города – городской Думой и администрацией Таганрога. В настоящее время совместно разрабатывается Устав города – статьи, посвященные взаимоотношениям администрации с религиозными и общественными организациями, взаимодействию с национальными диаспорами, поддержке национально-культурных автономий, борьбе с экстремизмом, ксенофобией и антисемитизмом.
Помимо еврейской общины, Танха Отерштейн возглавляет местное отделение научно-просветительского центра «Холокост», отметившего в прошлом году свое 10-летие. В задачи центра входит восстановление имен мирных жертв фашизма, увековечение их памяти (в частности, издана книга Танхи Отерштейна «Евреи Таганрога»), поиск людей, спасавших евреев в годы войны, помощь жертвам Холокоста. Но не только это.
В школах и колледжах города лекторы Галина Руженцева, Оксана Мельник, Галина Андрианова проводят уроки, на которых рассказывают детям о малоизвестных страницах Великой Отечественной войны и Холокоста. Их девиз – «От истории Холокоста к урокам толерантности».
Холокост в Таганроге – страшная страница истории Шоа. Шестьдесят четыре года назад, в конце октября 1941 года, фашистами здесь была проведена первая на территории России массовая акция по уничтожению евреев. Еврейское население города, составлявшее до войны более 3 тыс. человек, после ее начала возросло в несколько раз за счет беженцев из западных районов страны. После захвата Таганрога 17 октября 1941 года по городу был распространен приказ за подписью ортскоменданта города Альберти. Согласно этому приказу все евреи «обоих полов и всех возрастов, а также лица из смешанных браков евреев с неевреями» должны были явиться на центральную площадь Таганрога. При себе предписывалось иметь документы, деньги, ценные вещи и ключи от квартир (к которым «проволокой или шнурком приделан картонный ярлык с именем, фамилией и точным адресом собственника квартиры»). Из города машинами и пешими колоннами людей доставили на юго-западную окраину города, в Петрушанскую балку, где до войны добывали глину для кирпичного завода. Все они были уничтожены. По официальным данным, погибло 6 тыс. 975 человек, включая 1,5 тыс. детей (многих детей умерщвляли, смазывая губы сильнодействующим ядом), всего же в Таганроге было уничтожено около 10 тыс. евреев…
Благодаря усилиям Танхи Отерштейна и еврейской общины города 30 августа 1997 года в «Балке смерти» был установлен памятник – гранитная глыба, на одной грани которой высечена звезда Давида и дата массового убийства евреев – 26 октября 1941 года, на другой – менора и дата освобождения Таганрога, 30 августа 1943 года. На гранитной плите написано: «Евреям – жертвам фашистского геноцида». Надпись на иврите гласит: «У каждого человека есть имя».
Среди жителей Таганрога были те, кто с риском для собственной жизни спасал жизнь евреям. Анна Покровская спасла еврейского мальчика Володю Кобрина. Его отец, мать и тетя были расстреляны, как и тысячи других, в Петрушанской балке. «По имеющимся у меня сведениям, в живых осталось только два еврея: глазной врач М. С. Барцинский и я», – сообщал сам Владимир Кобрин. За этот подвиг правительством государства Израиль и институтом «Яд ва-Шем» Анне Покровской была вручена медаль и присвоено почетное звание Праведницы Мира. По инициативе общины и Танхи Моисеевича на ее могиле был открыт памятник, а в этом году на доме, где жила Анна Михайловна, установлена мемориальная доска.
Усилиями Танхи Моисеевича и активистов общины в честь 60-летия Победы была создана и передана в дар Центральной библиотеке Таганрога Книга Памяти. Это альбом, посвященный евреям-таганрожцам, внесшим свой вклад в победу над фашизмом: с фотографиями, архивными материалами, интервью, мемуарами – о тех, кто принимал участие в боевых действиях, был узником гетто и концлагерей, работал на военных заводах.
Об ужасах фашизма 73-летний Танха Моисеевич знает не понаслышке. В годы войны он стал малолетним узником, с октября 1942-го по февраль 1943 года находился в тюрьме, вместе со своей семьей испытал кошмар фашистских застенков.
Родился он в Ростове-на-Дону. Отец Моисей Танхович – польский еврей, был рабочим, мама Матля Менделевна (в девичестве Закс) родом с Украины, из города Сновск под Черниговом, работала официанткой. Семья – отец, мать, 11-летняя сестра Мина и сам Танха Отерштейн, как и многие ростовские евреи, не успела эвакуироваться до захвата города фашистами в 1942 году и скрывалась. Но что значит скитаться по лесам и полям с малыми детьми, не имея пропитания, опасаясь передвигаться по дорогам, боясь заглянуть в любой населенный пункт, ибо каждая встреча – с немцами ли, полицаями, местными жителями – могла означать неминуемую смерть всей семьи…
Рассказывает Танха Отерштейн:
«Мне было девять лет, я всё хорошо помню. В конце июля 1942 года отец принял решение: в Ростове оставаться нельзя, надо идти к Кавказу, там перейти линию фронта и выходить к своим. Мы скрывались на территории Ростовской области и Краснодарского края. Шли, прятались по деревням, по посадкам. Отец – типичный еврей, часто нас останавливали, избивали, грабили. Был момент, когда от страшной безысходности отец даже решил покончить с собой, утопиться. Расплакалась сестра, я – за ней… Самоубийство не состоялось. И он принял решение – вернуться в Ростов.
Это была середина сентября. Подошли к Аксаю. Отец с сестрой спрятались в каком-то сарайчике, а мы с мамой пошли в город и узнали, что 12 августа всех евреев Ростова расстреляли в Змиевской балке. Так что там находится моя заочная могила… Мы поняли, что в Ростове нам не спастись, и продолжили путь. Пришли в казачью станицу Новолеушковка под Тихорецком, в Краснодарском крае. Там нас прятала одна семья, потом другая. Но в середине октября 1942 года нас выдали. Пришли полицаи, избили отца, мать. Нас посадили в местную тюрьму. Евреев держали особо. Мужчины были в одной камере, женщины – в другой, отдельная камера была для военнопленных.
Выгоняли зимой на работы, подвергали издевательствам, избивали до полусмерти отца, мать… Особенно изощрялись полицаи. Они насиловали женщин, детей, в том числе и мою 11-летнюю сестру… Правда, был момент: однажды, когда мать выгнали на работы, немец тайком сунул ей буханку хлеба, сказал: “Киндер кормить”…
В тюрьме осталось около 30 человек – одни евреи. Мы знали, что нас должны отправить в Тихорецк на расстрел. Но уже было слышно, что фронт приближается. И когда в течение нескольких дней никто не приходил, мужчины сломали замок. Решили бежать, но сначала дождаться рассвета. Ночью подъехала машина. Немцы вошли, однако нас не обнаружили – мы спрятались под нарами. Они дали очередь из автомата, ругнулись и уехали. Мы решили разбегаться, кто куда.
Семья Ковляшенко – Тихон и Матрена – спрятали нас. Тихон говорил: “Надо спасать людей, и Б-г спасет нас”. Они нас кормили, помогли разыскать сестру. После того как ее в тюрьме изнасиловали, решили, видно, что она мертвая, и отправили в морг. Там сестра лежала среди трупов, мы ее нашли. Впоследствии из-за перенесенных страданий она потеряла рассудок… У Ковляшенко мы дождались прихода Красной Армии. Потом я написал в “Яд ва-Шем”, и в 1996 году Тихону и Матрене Ковляшенко посмертно присвоили звание Праведников Мира».
Памятник на месте массового расстрела евреев в Петрушанской балке.
Конечно, не всё идет гладко в таганрогской общине. Помещение, занимаемое ею, – это полуподвал без отопления и минимальных удобств. Зимой топят печь. Причем общине приходится платить за аренду земли немалые деньги. А ведь когда-то собственностью еврейской религиозной общины в Таганроге было отнюдь не одно здание! Да, хоральная синагога не сохранилась. Но есть некогда принадлежавшее общине, переданное ей в дар известным предпринимателем и банкиром Яковом Поляковым здание «Талмуд Торы». Есть и еще одно, к нему примыкающее, – оба в приличном состоянии. Но именно потому, что здания в переулке Антона Глушко, дом 30 хорошо сохранились, «оттяпать» их у города – большая проблема. Тем более что занимает этот комплекс зданий городское управление МВД. А, как известно, в России требовать соблюдения закона от тех, кто его охраняет, – дело гиблое… Но надежду на то, что когда-нибудь в Таганроге вновь будет открыта синагога и создан единый общинный центр, Танха Моисеевич не теряет.
Тревожат его антисемитские выходки, которые в многонациональном Таганроге повторяются с огорчительной регулярностью. И каждый раз почему-то их «авторы» остаются безнаказанными. «Эти экстремисты-антисемиты пишут на дверях нашего центра “Жиды, вон из России”. А ведь Холокост в 1933-м начинался с призыва “Вон евреев из Германии”», – говорит Танха Моисеевич.
Он вспоминает слова Берла Лазара о том, что «массовая эмиграция – в прошлом, и надо создавать условия, при которых евреи не стремились бы уезжать из России». Созданию таких условий, помощи людям, осознанию ими своего еврейства посвящена деятельность Танхи Отерштейна, его мысли, заботы и сама жизнь.
И. Карпенко
[ << Назад ] [ Содержание ]
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru