[<<Возрождение] [Архив] ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2005 ХЕШВАН 5766 – 12 (164)
Легендарная глухомань
Широко известны два события, происшедших в Таганроге: рождение Антона Чехова и смерть Александра Первого. Об остальных рожденных и умерших в этом городе известно значительно меньше. Но это не значит, что их не было. И хотя коронованных особ среди этих остальных вроде бы не наблюдалось, личности были в той или иной степени заметные и весьма любопытные. Скажем, поэтесса София Парнок или актриса Фаина Раневская…
Умер он вдали от всех,
в довольно глухом месте,
Таганроге…
Лев Толстой
Бывшее здание «Талмуд Торы».
Среди известных таганрожцев (самый известный, конечно, А. П. Чехов) – брат Софии Парнок, первый советский джазмен Валентин Парнах, композитор и музыкальный педагог Самуил Майкапар, поэт Михаил Танич (Танхилевич), оперный певец Евгений Красик, артист Зиновий Высоковский и многие другие. Видимо, воздух здесь такой – поэтическо-артистический…
Но не будем забывать, с чего начинал Чехов. С медицины. Именно в Таганроге работал знаменитый хирург Вениамин Зак, на свои деньги построивший городскую больницу, руководивший ею многие годы, передавший ее Советскому государству, в 1934 году получивший из рук оного Звезду Героя Труда, а в 1938 году – арестованный и погибший в застенках НКВД... Занимались врачеванием в городе на Азове и многие другие известные медики: второй Зак – Рафаил, Давид Гордон, Исаак Шамкович, Юлий Френкель и другие.
В этом году Таганрогу исполнилось 307 лет. Основан он Петром Первым, чей памятник работы скульптора Марка Антокольского украшает набережную города, а изображение самого памятника – 500-рублевую купюру Банка России. Но этот факт, увы, отнюдь не означает финансового процветания города. Переживший период военного расцвета при Петре I, торгового – при Екатерине II и промышленного – при советской власти, Таганрог в последнее время, увы, не столько процветает, сколько «выживает»… Как писал в своей книге «Моя жизнь – анекдот» Зиновий Высоковский, «мои однокашники по Таганрогскому радиотехническому институту – Герои Соцтруда, лауреаты Ленинских премий в области космонавтики, по-прежнему засекреченные, хотя и без работы».
А раньше и с финансами, и с промышленностью в Таганроге всё было в порядке. Финансами заправляли люди искушенные: например, семья Поляковых – братья Яков, Самуил и Лазарь. Особенно знаменит, конечно, старший, Яков Соломонович, увековеченный Толстым в «Анне Карениной» под именем железнодорожного чиновника Болгаринова. Живший в Таганроге с 1868 года в собственном особняке на Греческой улице, основавший здесь вместе с братом Самуилом два банка (Азово-Донской коммерческий и Донской земельный), создавший каботажный флот на Азовском море, «Банкирскую контору Якова Полякова», в Таганроге, кроме того, он был консулом Персии и вице-консулом Дании. Впоследствии Яков Соломонович передал эти почетные дипломатические обязанности сыновьям Борису и Самуилу.
Начиналось всё 200 лет назад. Первая еврейская семья, согласно документальным свидетельствам, появилась здесь в 1805 году. В «Общей обывательской книге» из 816 зарегистрированных в Таганроге семей была отмечена одна еврейская – Енох Серткович и его жена Дворка. Через год, в 1806 году, «прописку» получили еще трое: Каплун Иосиф Саломонович, Каста Яков Леонидович, Искубовский Иона Аронович. Еще через пять лет здесь обитает уже почти 70 еврейских семей.
Вот что свидетельствуют записи лекаря П. Работина той поры: «По врожденной склонности, все евреи занимаются всякого рода мелочными спекуляциями и мелким кустарничеством. Евреи, живущие в Таганроге, сохранили свои национальные особенности. Тот же чистый азиатский тип, язык, вера, ветхозаветные нравы и обычаи, что резко их отличает от других народностей. Та же отсталость в образовании, хотя по природе они одарены большими умственными способностями, почти все они являются последователями талмудского учения <…> На службе честны и бережливы, довольствуются самым необходимым, терпеливо переносят нужду, лишения и добросовестно выполняют возлагаемые на них общественные обязанности»1.
Позже, в 1840-х годах, Таганрог отметился в истории таким примечательным явлением, как «шминдрики». И хотя основную массу евреев в городе составляли ремесленники, шминдрики не сидели без дела – они ходили по дворам, предлагая ваксу, серники (спички), папиросную бумагу и прочую мелочевку. Они же занимались посредничеством, покупали поношенную одежду и обувь, мастерски чинили ее и вновь продавали. Шминдрики промышляли в этих краях до начала ХХ века. Затем, по свидетельству историка П. П. Филевского, «получив возможность учиться, они стали искусными врачами, крупными торговцами, адвокатами, банкирами…».
А вот что писал о своих таганрогских «предках» Михаил Танич:
Ну, не был мой дед
Городским головой,
И он дрожал
Со своими курями,
Когда на Пасху городовой
Совал ему в нос
Кулаки с якорями.
Дай ему, дедушка,
Не трусь, –
Чтоб знали все в Таганроге!
А то ведь и я не распрямлюсь,
Пока не вытяну ноги.
Сейчас в Таганроге, население которого составляет около 300 тыс. человек, евреев – порядка 2 тыс. На самом деле их здесь больше, считает Танха Отерштейн, председатель таганрогской еврейской общины: «В Таганроге, где живут представители более 100 национальностей, евреев всегда было один-полтора процента. Правда, 600–700 человек за последние годы уехали в Эрец Исроэл». По большим праздникам собирается человек 200–250, на концерты заезжих знаменитостей – до 600.
Однако главное, по мнению главы общины, не количество евреев, а качество еврейской жизни. И он борется за это качество! Во всяком случае, научный руководитель Центра по изучению восточно-европейского еврейства при Иерусалимском университете профессор Мордехай Альтшулер полагает, что, «несмотря на немногочисленность евреев в Таганроге, здесь удалось развить широкую деятельность, в которой принимают участие большинство евреев города». Итак, еврейская жизнь в этой «легендарной глухомани», слава Б-гу, не заглохла…
И. Карпенко
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Место для строительства на мысу Таганий Рог 27 июля 1696 года было выбрано лично Петром I. А днем рождения Таганрога считается 12 сентября 1698 года, когда в московском Пушкарском приказе вышел указ о постройке Троицкой крепости и гавани. Город зарождался как база русского военно-морского флота и крупнейшая крепость на юге России. «Вторым рождением» Таганрога можно считать 1769 год: освобождение города в ходе войны с Турцией. С конца XVIII века Таганрог, входивший в Екатеринославскую губернию, развивался как торговый город – практически единственный на юге страны, пригодный для широкой внешней торговли. После постановления Екатерины II о том, что «Таганрог крепостью не почитать» (1773), учреждения главного порта на Азовском море (1775) и манифеста о льготах и привилегиях всем, кто переселялся на его берега (1780), здесь начался активный приток населения. Таганрог стал многонациональным городом, где были представлены различные религиозные конфессии. Вплоть до 1860-х годов Таганрог сохранял статус крупнейшего внешнеторгового порта России.
Евреи начали селиться в Таганроге в XIX веке. В 1811 году, согласно Шестой ревизской сказке, в Таганроге жили 66 евреев-мещан, не считая членов их семей. В середине XIX века еврейское население Таганрога, входившего в черту оседлости, становится массовым. В 1837–1844 годах гражданские акты таганрогских евреев регистрировал ростовский раввин Вульф Калина. После появления в Таганроге синагоги здесь служил собственный раввин, который вел записи в книге регистрации рождений, смертей и браков в Таганрогском еврейском молитвенном обществе. 5 марта 1845 года был принят закон, которым был отменен Кагал, и все евреи обязаны были быть внесены в посемейные и алфавитные списки. В рапорте на имя исполняющего обязанности Таганрогского градоначальника князя А. К. Ливена от 27 марта 1845 года отмечено, что в Таганроге имеется синагога, молитвенная школа, погребальное братство, общество заботы о призрении бедных. На 1845 год в Таганроге проживало 178 официально зарегистрированных семейств (37 купцов-евреев, 141 – мещан). В 1847 году численность евреев составила 413 человек. В 1859 году в городе проживало 748 евреев – 380 мужчин и 368 женщин.
Вначале у еврейской общины был деревянный молитвенный дом, арендованный под синагогу, который сгорел. В связи с этим в 1846 году еврейский сборщик Янкель Браиловский поставил вопрос о строительстве нового здания синагоги. Были избраны попечители по ее строительству. Одноэтажное здание синагоги было сооружено на углу Елизаветинской улицы и Депальдовского переулка (ныне ул. Розы Люксембург и Тургеневский пер.). В феврале 1859 года было получено разрешение министерства внутренних дел на перестройку синагоги, которая закончилась в 1861 году. Однако лишь в 1876 году здание дополнилось двухэтажной пристройкой. При синагоге действовали еврейское училище, подготовительный класс «Талмуд Торы», общество попечения бедных. Здание «Талмуд Торы» по адресу: переулок Антона Глушко, дом 30 сохранилось до сегодняшнего дня. Был в Таганроге на Петровской улице и магазин Г. Когана по продаже кошерного мяса.
В 1910 году в Таганроге на Елизаветинской улице открылся второй молитвенный дом. «Согласно действовавшим правилам, метрические книги еврейской общины велись раввином на двух языках – русском и еврейском и скреплялись подписью членов духовного правления», – пишет таганрогский краевед О. Гаврюшкин. Он указывает, что в 1911 году в еврейской общине существовали три правления: хоральной синагоги, ремесленно-молитвенного дома и «Бейс Мидраш», а «синагогу посещали все слои еврейского населения». К началу ХХ века таганрогская община была значительно меньше, чем в Ростове-на-Дону, что объяснялось изменением геополитической ситуации и резким ростом промышленности и экономики Ростова.
К 1917 году еврейское население города составляло, по некоторым данным, 8 тыс. человек. После Октябрьской революции деятельность сионистов и их организаций была запрещена как проявление буржуазного национализма. В 1923 году было принято постановление («по резолюциям собраний трудящихся-евреев») о закрытии Хоральной синагоги, а также синагоги малой и передаче их под Интернациональный рабочий клуб. Имущество – свитки Торы, священные одежды и талисы – изымалось. В 1925 году, в ответ на ходатайство «несознательных граждан», объединившихся в религиозное общество, вернуть изъятую синагогу малый президиум Северо-Кавказского крайисполкома постановил «ходатайство общества верующих евреев хоральной синагоги г. Таганрога отклонить, оставив названную синагогу под Интернациональный клуб». До настоящего времени здание Хоральной синагоги не сохранилось.
[ << Назад ] [ Содержание ]
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru