[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2005 ХЕШВАН 5766 – 12 (164)

 

Клейзмер по-японски

Клейзмер сейчас – очень популярное во всем мире музыкальное направление. Клейзмер-бэнды существуют чуть ли не в каждой уважающей себя европейской стране. Но японский клейзмер – это нечто особенное, прежде всего потому, что от японцев этого не ожидали. Однако коллектив Komatcha Klezmer из Страны восходящего солнца уже с десяток лет радует почитателей своей музыкой, замешанной на еврейском фольклоре.

  

Термин «клейзмер» обычно связывают с миром восточноевропейского еврейства, которое было стерто с лица земли во время второй мировой войны, а истоки этого музыкального течения ищут в XVII веке, когда еврейская музыка слилась с музыкальными традициями европейских народов. Впрочем, согласно энциклопедиям, музыканты, играющие светскую музыку, выделились в ашкеназских еврейских общинах за двести лет до того, а традиция этой музыки уходит корнями еще в библейские времена.

Свой первый клейзмер-бэнд из семнадцати человек саксофонист и кларнетист Кадзутоки Умезу, давно имеющий в Японии репутацию настоящего джазового экспериментатора и виртуоза, собрал еще в 1991 году. Коллектив назывался Betsuni Nanmo Klezmer, что на русский язык можно условно перевести как «просто клейзмер». Пять лет спустя появилась «усеченная версия» группы – секстет Komatcha Klezmer, или «Клейзмер малый», который сразу же снискал всеобщее расположение у себя в стране, а затем отправился завоевывать остальной мир.

Приезд коллектива в Россию в октябре этого года вызвал массу восторженных откликов в прессе. И нижегородские, и петербуржские, и московские залы, в которых проходили выступления коллектива, не могли вместить всех желающих.

Сейчас Komatcha Klezmer играют не только клейзмер, но и цыганскую музыку, и произведения собственного сочинения. Всё это пересыпается большим количеством потрясающих джазовых импровизаций, что в корне пресекает все разговоры о модной сегодня музыкальной «исторической реконструкции». Люди просто играют музыку, которая им нравится, и получают от этого огромное удовольствие. Иногда музыканты забывают о сцене, спускаются в зал, прямо в гущу зрителей, и продолжают играть там.

Обычно группа играет инструментальную музыку, поют они редко, но во время своих выступлений в России музыканты решили несколько отступить от этого правила. После того как программа уже отыграна, скрипачка Матсуи Айуми поет на идише. Причем достаточно убедительно, как говорят. Несмотря на характерный японский акцент.

Н. Мельников

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

E-mail:   lechaim@lechaim.ru